Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пироговская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Свердловской области ОГРН 1026602036273 КПП 661201001 e-mail 123108@mail.ru сайт https://pirogovskaya.uralschool.ru/ РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол №1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО директор школы ____________Гракова Л.А. приказ № 172 от 26.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2024-2025 учебный год с. Сипавское, Каменский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план МКОУ "Пироговская средняя школа", реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план для обучающихся по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлен на основании следующих нормативно-правовых документов: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026. • Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих ФАОП УО (вариант 1) • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 г. № 28; • Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.; • Устав МКОУ «Пироговская средняя школа». МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» создает условия для реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения обучающимися АООП; выявления и развития способностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; учета образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с умственной отсталостью и специфических – для отдельных обучающихся; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обу- чающихся, поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных; эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» принимаются на обучение дети с умственной отсталостью на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и по личному заявлению родителей. В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» постоянно действует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), целью которого является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностируемыми индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья. Деятельность ПМПк регламентируется Положением о школьном ПМПк и приказами по школе. При наличии в классах для детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1-2 ученика) и с невозможностью открытия класса-комплекта, обучение данных учащихся предполагается по индивидуальным образовательным программам и планам. Основополагающим принципом организации учебного процесса с данной категорией детей является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана для детей с легкой умственной отсталостью. Выбор образовательного маршрута для такого учащегося, решается психолого-медико-педагогической комиссией исходя, прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Возможно изменение учебного плана (с письменного согласия родителей (законных представителей) как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития учащихся, с характером протекания заболевания. Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. По окончании обучения в 9 классе проводится итоговая аттестация (экзамен по трудовому обучению). Сроки проведения экзамена регламентируются Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа». Учебные предметы, включенные в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа», обеспечивают обучающимся с умственной отсталостью потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество. Учебный план дает возможность элементарного начального образования, максимально обеспечивает преемственность в формировании умений и навыков, дает возможность для решения основных коррекционно-воспитательных задач, создавая максимально благоприятные условия для развития личности ребенка с учетом индивидуальных возможностей. Образовательная и коррекционно-развивающая области, включающие разные учебные предметы и коррекционные занятия, выполняют прежде всего задачи подготовки выпускника к самостоятельной жизни, готовят к вступлению в сложный мир производственных и человеческих отношений. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к об- щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 6 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный год в МКОУ "Пироговская средняя школа" начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6-9 классах – 30 часов. Общий объем учебной нагрузки в 5-9 классах составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебный план начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) (вариант 1) на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы I IV Всего часов II III 3 (99) 3 (99) 2 (66) 3 (99) 2 (66) 2 (66) 1 (33) 3 (99) 2 (66) 21 (693) 3 (102) 4 (136) 2 (68) 4 (136) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 3 (102) 1 (34) 20 (660) 3 (102) 4 (136) 2 (68) 4 (136) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 3 (102) 1 (34) 20 (660) 3 (102) 4 (136) 2 (68) 4 (136) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 3 (102) 1 (34) 20 (660) 12 (405) 15 (507) 8 (270) 15 (507) 5 (168) 5 (168) 4 (135) 12 (405) 5 (168) 81 (2673) Часть, формируемая участниками образовательных отношений - 3 (102) 3 (102) 3 (102) 9 (306) Яркая палитра - Мир волшебной музыки - Творческая мастерская - 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 3 (102) 3 (102) 3 (102) 21 23 23 23 90 (2979) 6 (198) 5 (165) 2 (66) 2 (66) 1 (33) 1 (33) 1 (33) 6 (204) 5 (170) 2 (68) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 6 (204) 5 (170) 2 (68) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 6 (204) 5 (170) 2 (68) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 6 (204) 20 (675) Обязательная часть Русский язык Язык и речевая практика Чтение Речевая практика Математика Математика Естествознание Мир природы и человека Музыка Искусство Рисование (Изобразительное искусство) Физическая культура Адаптивная физическая культура Технология Труд (технология) Итого Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Развитие психомоторики и сенсорных процессов Логопедические занятия Ритмика Другие направления внеурочной деятельности: Разговоры о важном 8 8 4 (135) 4 (135) 4 (135) Учебный план основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) (вариант 1) на 2024-2025 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю Предметные области Классы V VI VII VIII Всего IX Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Математика Информатика Природоведение Естествознание Биология 4 (136) 4 (136) 4 (136) 4 (136) 4 (136) 4 (136) - - 2 (68) 2 (68) - - 4 (136) 4 (136) 3 (102) 1 (34) - 4 (136) 4 (136) 3 (102) 1 (34) 4 (136) 4 (136) 3 (102) 1 (34) - - 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) - - - 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 20 (680) 20 680) 17 (578) 3 (102) 4 (136) 6 (204) 8 (272) 2 (68) 10 (340) 6 (204) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) - - Рисование (Изобразительное искусство) 2 (68) - - - - Музыка 1 (34) 2 (68) 6 (204) - - - - 2 (68) 6 (204) 2 (68) 7 (238) 2 (68) 7 (238) 2 (68) 7 (238) 1 (34) 10 (340) 33 (1122) 27 28 29 29 29 139 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) - - - 7 (238) 5 (170) 2 (68) Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 29 (986) 30 (1020) 30 (1020) 30 (1020) 30 (1020) 149 (5066) Внеурочная деятельность 6 (204) 5 (170) 6 (204) 5 (170) 6 (204) 5 (170) 6 (204) 5 (170) 6 (204) 5 (170) 30 (1020) 25 (850) География - Мир истории - Человек и общество Основы социальной жизни История отечества Искусство Физическая культура Адаптивная физическая культура Технология Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Подвижные игры Творческая мастерская Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) 2 (68) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) 10 (340) 5 (170) 5 (170) Развитие эмоциональной сферы и произвольной регуляции деятельности 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 5 (170) Другие направления внеурочной деятельности: 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 5 (170) 5 (170) Развитие психомоторики и сенсорных процессов Логопедические занятия Ритмика Разговоры о важном