Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пироговская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Свердловской области
ОГРН 1026602036273 КПП 661201001
e-mail 123108@mail.ru
сайт https://pirogovskaya.uralschool.ru/
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №1
от 26.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
____________Гракова Л.А.
приказ № 172
от 26.08.2024
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся по адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
с. Сипавское, Каменский городской округ, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МКОУ "Пироговская средняя школа", реализующий АООП
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план для обучающихся по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) составлен на основании следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. №1026.
•
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих ФАОП УО (вариант 1)
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" от 28.09.2020 г. № 28;
•
Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями,
вступившими в силу 01.09.2013 г.;
•
Устав МКОУ «Пироговская средняя школа».
МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» создает условия для реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения обучающимися АООП; выявления и развития способностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; учета образовательных потребностей – общих
для всех обучающихся с умственной отсталостью и специфических – для отдельных обучающихся; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии социальной среды организации, а также
в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обу-
чающихся, поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно
в образовательную деятельность; использования в образовательной деятельности
современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных; эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов
финансирования.
В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» принимаются
на обучение дети с умственной отсталостью на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и по личному заявлению родителей.
В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» постоянно
действует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), целью которого является определение и организация в рамках школы адекватных условий
развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностируемыми индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и
нервно-психического здоровья. Деятельность ПМПк регламентируется Положением о школьном ПМПк и приказами по школе.
При наличии в классах для детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1-2 ученика) и с невозможностью
открытия класса-комплекта, обучение данных учащихся предполагается по индивидуальным образовательным программам и планам. Основополагающим принципом организации учебного процесса с данной категорией детей является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе учебного плана для детей с легкой умственной отсталостью. Выбор образовательного маршрута для такого учащегося, решается психолого-медико-педагогической комиссией исходя,
прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с
непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной
категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Возможно изменение учебного плана (с письменного согласия родителей (законных
представителей) как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в
сторону их увеличения, что связано с особенностями развития учащихся, с характером протекания заболевания.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от
уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных
с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими
общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для
их социальной адаптации и реабилитации.
По окончании обучения в 9 классе проводится итоговая аттестация (экзамен
по трудовому обучению). Сроки проведения экзамена регламентируются Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа».
Учебные предметы, включенные в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная
школа», обеспечивают обучающимся с умственной отсталостью потенциально
возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная
цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
Учебный план дает возможность элементарного начального образования,
максимально обеспечивает преемственность в формировании умений и навыков,
дает возможность для решения основных коррекционно-воспитательных задач,
создавая максимально благоприятные условия для развития личности ребенка с
учетом индивидуальных возможностей. Образовательная и коррекционно-развивающая области, включающие разные учебные предметы и коррекционные занятия, выполняют прежде всего задачи подготовки выпускника к самостоятельной
жизни, готовят к вступлению в сложный мир производственных и человеческих
отношений.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к об-
щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные
занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения
отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления
внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 6 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы,
в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный год в МКОУ "Пироговская средняя школа" начинается 02.09.2024
и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33
учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю
- 5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по
4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-дневной учебной
неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6-9 классах – 30 часов.
Общий объем учебной нагрузки в 5-9 классах составляет 5066 часов за 5
учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебный план начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) (вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
IV
Всего часов
II
III
3
(99)
3
(99)
2
(66)
3
(99)
2
(66)
2
(66)
1
(33)
3
(99)
2
(66)
21
(693)
3
(102)
4
(136)
2
(68)
4
(136)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
3
(102)
1
(34)
20
(660)
3
(102)
4
(136)
2
(68)
4
(136)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
3
(102)
1
(34)
20
(660)
3
(102)
4
(136)
2
(68)
4
(136)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
3
(102)
1
(34)
20
(660)
12
(405)
15
(507)
8
(270)
15
(507)
5
(168)
5
(168)
4
(135)
12
(405)
5
(168)
81
(2673)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
-
3
(102)
3
(102)
3
(102)
9 (306)
Яркая палитра
-
Мир волшебной музыки
-
Творческая мастерская
-
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
3
(102)
3
(102)
3
(102)
21
23
23
23
90 (2979)
6
(198)
5
(165)
2
(66)
2
(66)
1
(33)
1
(33)
1
(33)
6
(204)
5
(170)
2
(68)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
6
(204)
5
(170)
2
(68)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
6
(204)
5
(170)
2
(68)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
6
(204)
20
(675)
Обязательная часть
Русский язык
Язык и речевая
практика
Чтение
Речевая практика
Математика
Математика
Естествознание
Мир природы и человека
Музыка
Искусство
Рисование (Изобразительное искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Логопедические занятия
Ритмика
Другие направления внеурочной деятельности:
Разговоры о важном
8
8
4
(135)
4
(135)
4
(135)
Учебный план основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) (вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Предметные области
Классы
V
VI
VII
VIII
Всего
IX
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика
Математика
Информатика
Природоведение
Естествознание
Биология
4
(136)
4
(136)
4
(136)
4
(136)
4
(136)
4
(136)
-
-
2
(68)
2
(68)
-
-
4
(136)
4
(136)
3
(102)
1
(34)
-
4
(136)
4
(136)
3
(102)
1
(34)
4
(136)
4
(136)
3
(102)
1
(34)
-
-
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
-
-
-
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
20
(680)
20
680)
17
(578)
3
(102)
4
(136)
6
(204)
8
(272)
2
(68)
10
(340)
6
(204)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
2
(68)
-
-
Рисование (Изобразительное
искусство)
2
(68)
-
-
-
-
Музыка
1
(34)
2
(68)
6
(204)
-
-
-
-
2
(68)
6
(204)
2
(68)
7
(238)
2
(68)
7
(238)
2
(68)
7
(238)
1
(34)
10
(340)
33
(1122)
27
28
29
29
29
139
2
(68)
1
(34)
1
(34)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
-
-
-
7
(238)
5
(170)
2
(68)
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
29
(986)
30
(1020)
30
(1020)
30
(1020)
30
(1020)
149
(5066)
Внеурочная деятельность
6
(204)
5
(170)
6
(204)
5
(170)
6
(204)
5
(170)
6
(204)
5
(170)
6
(204)
5
(170)
30
(1020)
25
(850)
География
-
Мир истории
-
Человек и общество
Основы социальной жизни
История отечества
Искусство
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Подвижные игры
Творческая мастерская
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
2
(68)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
2
(68)
1
(34)
1
(34)
10
(340)
5
(170)
5
(170)
Развитие эмоциональной сферы и произвольной регуляции деятельности
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
5
(170)
Другие направления внеурочной деятельности:
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
1
(34)
5
(170)
5
(170)
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Логопедические занятия
Ритмика
Разговоры о важном