1 СОДЕРЖАНИЕ: Паспорт программы ............................................................................................................................. ….3 Пояснительная записка ........................................................................................................................ …5 Нормативно-правовая база программы .............................................................................................. …6 Функции различных категорий работников школы ......................................................................... …6 Материально-техническое обеспечение ............................................................................................ ...7 Сроки и этапы реализации программы .............................................................................................. ...7 Общее представление о здоровьесберегающей среде в образовательном учреждении ................ ...9 Модель личности ученика ................................................................................................................... …9 Основные направления деятельности программы и предполагаемые формы работы ................. …11 Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения……13 Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения .......................................................................................................................................... …14 План деятельности по реализации программы ................................................................................. ...16 Ежегодный примерный календарный план реализации программы здоровьесбережения ........... ..18 Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ .................................................................................... ....21 План действий по реализации программы Программа здоровьесбережения «Школа – территория здоровья» ............................................................................................................................................... …21 Планируемые результаты реализации здоровьесберегающей программы в школе ....................... …24 2 Паспорт программы Наименование программы Разработчик программы Цель программы Задачи программы Срок реализации программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность «Школа – территория здоровья» Зам. директора по ВР Боровых Е.Г. создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания; формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); формирование навыков позитивного коммуникативного общения; формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. 2023 - 2028 1. Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника. 3 2. .Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров. 3. Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса. 4. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения. 5. Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков; 6. Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам; 7. Разработка рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения; 8. Включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья; 9. Создание комнаты психологической разгрузки для обучающихся; 10. Организация системы кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ. Участники реализации Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог программы школы, медицинские работники Сипавской ОВП, родители. Нормы и методы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения, мозговые штурмы, фоновые мероприятия, внеклассная работа, реализации программы внеурочная деятельность. Условия реализации Разработки программы обеспечения приоритета здоровья в программы ОО учет в любом решении ОО аспектов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы Управление, контроль Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет администрация школы. 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образование – основной, один из важнейших элементов социально культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. Для решения данной задачи Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей. Настоящая Программа «Школа-территория здоровья» (далее – Программа) составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день весьма актуальными является создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного, высоконравственного, творческого человека, но прежде всего - здорового. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся и педагогов нашей школы, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Работа в школе идёт по двум направлениям: 1. Создание оптимальных условий, рациональная организация труда и отдыха школьников (школьная гигиена). 2. Воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья. На заседании педагогического совета было решено разработать комплексно-целевую программу. Сейчас осуществляется её полное использование путём внедрения в учебные предметы ОБЖ, физическая культура, биология, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство. Программа начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях обучения. Каждая ступень формирует более глубокое понимание мер по охране здоровья. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. Для ее реализации не требуется дополнительных часов в учебном плане школы, она войдёт в образовательные области, базирующиеся на предметах естественнонаучного, гуманитарного, эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия. Программа «Школа-территория здоровья» призвана послужить моделью, которую школа и учителя смогут использовать при разработке учебных планов, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся. Основной задачей нашей школы мы видим не только формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Предлагаемая модель здоровьесберегающей деятельности школы является 5 последовательной системой реализации комплексной программы сохранения и укрепления здоровья школьников. Предлагаемая Программа включает в себя все наиболее распространенные в настоящее время виды здоровьесберегающей деятельности школы, применяемые в системе образования. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами: 1. «Конвенция ООН о правах ребенка» 1989г.; 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; 3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»; 4. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г.; 5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Сан Пин 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993; 6. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 8. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ 1. Функции медицинской службы: - проведение диспансеризации обучающихся школы; - медосмотр учеников школы, определение уровня физического здоровья; - выявление обучающихся специальной медицинской группы 2. Функции администрации: - общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; - общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; - организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена; - организация и контроль уроков физкультуры; - обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; - разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; - организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль; - организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей; 2. Функции классного руководителя: - санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; - организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; 6 - организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; организация и проведение профилактических работы с родителями; организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ТКДН, медработниками, наркологами; организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся; организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В школьном здании МКОУ «Пироговская СОШ» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Здание школы расположено на благоустроенном участке. Территория школы ограждена забором. Кадровые ресурсы - - директор; заместитель директора по ВР; заместитель директора по УВР; педагог-психолог; советник директора по воспитанию; классные руководители; учителя-предметники (биология, ОБЖ, физическая культура); медицинские работники; члены школьного родительского комитета. Материально - технические ресурсы - спортзал; - раздевалки; - спортивный инвентарь и спортивное оборудование; - столовая; - медицинский кабинет; - стадион; - столовая - кабинеты, обеспеченные необходимым учебным и компьютерным оборудованием, отвечающими гигиеническим требованиям. Научно-методические ресурсы - Методическая литература, необходимая для подготовки уроков с использованием здоровьесберегающих технологий; - методические разработки уроков, классных часов, родительских собраний. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 2 этап – 2023-2024 гг. этап – 2024 – 2027 гг. 7 3 этап - 2027– 2028 гг. 1 ЭТАП (2023-2024 ГГ.) ИНФОРМАЦИОННО ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1 ГОД): Цель: выявление проблемы и обоснование актуальности программы; подготовка диагностик, материалов; разработка программ (или проектов) по здоровьесберегающей педагогике. - Задачи: - создание рабочей группы; - оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных); - распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта; - выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся; - анализ актуальности рассматриваемой проблемы (тестирование,диагностика); - анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам; - изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; - разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. Ответственные: Администрация школы, рабочая группа (учителя физической культуры, классные руководители, педагог-психолог). 2 ЭТАП (2024-2027 ГГ.) ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) (3 УЧ.ГОДА): Цель: реализация разработанного здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса. Задачи: - совершенствование материально-технической базы ОО: разработка программ школьных разновозрастных объединений, планов воспитательных работ с классом по направлению «здорового образа жизни», внедрение в практику работы педагогов здоровьесберегающих технологий; - разработка научно-методических положений программы здоровьесберегающего образования, подбор диагностических методик для определения индивидуального профиля обучающегося; - профилактическая работа по предупреждению заболеваний: программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся; - обеспечение качественного и рационального питания школьников и учителей; - организация сотрудничества семьи и школы: систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; - повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива: внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; - организация и проведение спортивных праздников и соревнований с участием педагогов и родителей; - организация и проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, месячники, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Ответственные: Администрация школы, рабочая группа (учителя физической культуры, классные руководители, педагог-психолог), учителя-предметники, родители. 8 3 ЭТАП (2027-2028 ГГ.) АНАЛИТИЧЕСКИЙ (1 ГОД): Цель: анализ результатов выполнения программы. Задачи: Обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью; корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента; - оформление новых (авторских) программ, технологий и курсов. - Оформление рекомендаций, памяток, пособий по организации здоровьесберегающей деятельности. Ответственные: Администрация, учителя-предметники, родители. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЕ Приоритетной задачей нашей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения: - Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм - Учет возрастных особенностей обучающихся - Режим учебно-познавательной деятельности - Организация питания - Социально-педагогические условия обучения Слагаемые здоровьесберегающей среды: - Родители, их взаимоотношения с ребенком - Школьная среда - Организация и содержание внеучебного времени - Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках) - Психологическая среда (общение с учителями и учащимися) - Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы) МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности данной программы. В качестве основополагающей линии развития нашей школы в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Школа должна стать «антропоцентричной», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и, соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки 9 новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровьесбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями: - вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения; - дифференциацией обучения; - индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся; - разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями развития и педагогически запущенных детей; - индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения учащихся. Модель выпускника Модель выпускника основной Модель выпускника средней начальной школы школы школы - знание основ личной - знание основ строения и - Стремление к самосовершенствованию, гигиены, функционирования организма саморазвитию и выполнение правил человека; профессиональной - знание изменений в организме гигиены; человека в пубертатный период; - владение основами пригодности черезфизическое оценивать свое личной гигиены и - умение совершенствование и заботу о физическое и психическое здорового образа своем здоровье; состояние; жизни. - убеждение в пагубности для - знание влияния алкоголя, здоровья и дальнейшей жизни курения, наркомании на вредных привычек; здоровье человека; - знание различных - поддержание физической оздоровительных систем; формы; - умение поддерживать - гигиена умственного труда. здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образжизни; - гигиена умственного труда. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: - культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); - культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями); 10 культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их); Базовыми компонентами на всех ступенях являются: - формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; - формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; - формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; - формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку. - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ Медицинское направление предполагает: - создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: - составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; - проведение физкультминуток; - гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; - четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; - планомерная организация питания учащихся; - реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование. Просветительско - воспитательное направление: - организацию «Дней здоровья», внеучебной деятельности и воспитательной работы здоровьесберегающей направленности; включение в воспитательный план образовательного учреждения мероприятий, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры). Психолого – педагогическое направление: - использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; - предупреждение проблем развития ребенка; - обеспечение адаптации на разных этапах обучения; - развитие познавательной и учебной мотивации; - формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; 11 - совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения; - организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Спортивно-оздоровительное направление: регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; привлечение системы кружковой, внеклассной и внеучебной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся; организация динамических перемен, физкультпауз на уроках; эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. - Диагностическое направление: - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся: использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток; гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; планомерная организация питания учащихся; Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями: - проведение в образовательном учреждении постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья; - повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения; - обеспеченность образовательным учреждением необходимой научно-методической литературой Реализация основных направлений программы: 1. Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника. 2. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе. 3. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня. 4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня. 12 5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями. 6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений. 7. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений. 8. Обеспечение каждого ученика горячим питанием. 9. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, классных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей . 10. Привлечение школьников к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе. 11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса. 12. Обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи. СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОО и готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности. - Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего образовательного учреждения - Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научнопедагогических и общественных организаций - Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе - Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования РАЗДЕЛ 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре образовательного учреждения. - Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОО, земельному участку, зданию школы - Организация питания обучающихся - Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения - Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению - Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения. РАЗДЕЛ 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе. - Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса - Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе - Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса РАЗДЕЛ 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности образовательного учреждения - Состояние физкультурно-спортивного комплекса образовательного учреждения 13 Организация уроков физвоспитания в образовательном учреждении Физвоспитание в режиме дня школы Внеклассная физкультурно-спортивная работа Контроль за выполнением обучающимися образовательного учреждения нормативов двигательной активности - Комплексная оценка физической подготовленности обучающихся образовательного учреждения РАЗДЕЛ 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся. - Организация образовательной работы в ОО в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока - Организация воспитательной работы в ОО в области формирования культуры здорового образа жизни обучающихся - Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе образовательного учреждения. РАЗДЕЛ 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся - Программа профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися - Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся - Организация безопасной поддерживающей образовательной среды РАЗДЕЛ 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся). Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся РАЗДЕЛ 8. Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов. - Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья - Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни обучающихся - Оценка сформированности у обучающихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения здорового образа жизни, обобщение аналитической информации в форме отчетов образовательного учреждения. - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии) - Требования к материально-техническому состоянию здания школы; организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов - Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежании переутомления - Организация рационального питания обучающихся – пища должна быть полноценной по химическому составу. Быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава - Соблюдение общего режима дня обучающихся – режима двигательной активности, режима питания и сна 14 - Формирование здорового образа жизни Личная и общественная гигиена; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д. Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций 2. Средства двигательной направленности (здоровьесберегающие технологии физкультуры и спорта) - Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений - Физкультминутки на уроках и подвижные перемены - Различные виды оздоровительной гимнастики(пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура - Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры,тренинги и др. 3. Средства организации благоприятной психолого-педагогической средыОО (психологические здоровьесберегающие технологии) - Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик - Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития - Функционирование кабинета психологической разгрузки 4. Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровьесберегающие образовательные технологии) - Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс - Системный подход к организации образовательной деятельности - Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровьесберегающей направленности для всех ступеней обучения 5. Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ) - Организация просветительского лектория - Культурно-массовые мероприятия - Работа с семьей обучающегося (пропаганда здорового образа жизни через систему занятий в родительском лектории) - Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивнооздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии) МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ - проведение заседаний педагогического совета школы; посещение и взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий; создание методической копилки опыта; мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе. сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению. 15 - контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни. ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ № 1.1. 1.3. 1.4. Мероприятия Ответственные исполнители Сроки 1. Медицинское направление Медико-педагогическая экспертиза: Классный ежегодно руководители - анализ основных характеристик состояния здоровья (согласно предоставленным детей в школе; - -выявление учащихся специальной данным) медицинской группы; - -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. Медосмотр учащихся школы, Медработники ежегодно определение уровня физического Сипавской ОВП, здоровья. учитель ФК Обеспечение и организация Медработники ежегодно профилактических Сипавской ОВП прививок учащихся 1.5. Анализ случаев травматизма в школе заместитель ежегодно директора по ВР Классные ежегодно руководители, заместитель директора по УВР 1.6. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни 1.7. Контроль за качеством питания и питьевым режимом Директор, Заведующий хозяйством, представители родительского комитета ежедневно в течение года 1.8. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление вентиляция Заведующий хозяйством, учителя,зам директора поВР ежедневно в течение года 16 Планируемый результат и выполнение Медицинские карты, листы здоровья План медосмотров план прививок Материалы отчетов материалы отчетов уборка Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) Постоянный контроль за школьной столовой 1.9. 1.10. 2.1. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3.1. заместитель ежегодно директора по УВР Заведующий ежедневно в течение года хозяйством, директор школы 2. Просветительско - воспитательное направление Организация просветительской заместитель ежегодно работы с родителями (лекторий) по директора по ВР здоровому образу жизни. ежегодно Разработка системы обучения администрация родителей и учителей по проблемам школы охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Вовлечение родителей и учителей в администрация ежегодно работу по сохранению и укреплению школы здоровья детей. Подготовка и проведение администрация ежегодно педагогического совета по теме школы «Формирование здорового образа жизни» Организация просветительской Классные ежегодно работы с учащимися (лекторий, руководители тематические классные часы и др.виды работ). Совместная работа с учреждениями заместитель ежегодно здравоохранения и органами директора внутренних дел по профилактике по ВР токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. Пропаганда физической культуры и учителяВ течение здорового образа жизни через уроки предметники года биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры. 3. Психолого-педагогическое направление ежегодно Отслеживание работоспособности, классные тревожности и других психических руководители, показателей, учащихся по педагог-психолог экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; 17 Справка по оценке расписания график проведения лектория план работы план работы протокол педсовета план работы план работы Планы уроков диагностические исследования 3.2. 4.1. 4.2. 4.3. 5.1. 5.2. - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; ежегодно Использование учителяздоровьесберегающих технологий, предметники форм и методов в организации учебной деятельности 4. Спортивно-оздоровительное направление Организацию спортивных учитель ежегодно физической мероприятий. культуры ежегодно Разработка системы кружковой, Администрация внеклассной и внешкольной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся. ежегодно Привлечение учащихся, родителей, заместитель социальных партнёров школы к директора по ВР физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. 5. Диагностическое направление Мониторинг состояния здоровья руководитель МС ежегодно детей ежегодно Подготовка и проведение семинара руководитель для учителей школы по теме МС, психолог. «Проблемы диагностики развития»? 18 Планы уроков план работы план работы кружков и секций план работы результаты мониторинга материалы семинара Ежегодный примерный календарный план реализации программы здоровьесбережения Сентябрь\ Организация дежурства по школе и по классам. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей. Организация питания учащихся. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде. Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Неделя здоровья. Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически). Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Октябрь Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Физкультминутки (ежедневно). Подвижные игры на переменах (ежедневно). Ноябрь Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери». Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками. Экскурсии. Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности. Физкультминутки и динамические паузы (систематически) Декабрь Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно). Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. 19 Январь Неделя здоровья. Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». «Весёлые старты». Физкультминутки и динамические паузы. Февраль Месячник военно - патриотической работы. День защитника Отечества. Игра «Подвиг» Физкультминутки и динамические паузы. Март Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Апрель Всемирный день здоровья. Благоустройство школьной территории. День здоровья. Динамические паузы, физкультминутки. Май Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. Мероприятия, посвященные годовщине Победы в ВОВ. Проведение эстафеты Презентация уроков чистоты. Июнь Международный день защиты детей. Всемирный день защиты окружающей среды. Работа по плану летних каникул. 20 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ ПО СТУПЕНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ Ступень Уровень Задачи педагогов Начальное звено: 1-2-е классы 3-и классы Примитивноповеденческий Формирование навыков санитарногигиенической культуры Приобщение к гигиенической культуре Организация здорового образа жизни Приобщение к здоровому образу жизни Формирование полового самосознания и здорового образа жизни Воспитание грамотного отношения к медикопрофилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека 4-е классы Среднее и старшее звено: 5-6-е классы 7-е классы 8-11е классы Эмоциональный Прогнозируемые результаты Отсутствие вредных привычек Стремление к ведению здорового образа жизни План действий по реализации программы Программа здоровьесбережения «Школа – территория здоровья» на 2023-2028 учебные годы Этапы реализации программы Первый этап (2021-2022 гг) Для педагогов Программные мероприятия Для учащихся Для родителей 1. Круглый стол в рамках педагогического совещания «Основы воспитания культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя. 2. Взаимопосещаемые открытые уроки «Использование 1. Круглый стол старшеклассников «Здоровый образ жизни - основа нашего будущего?» 2. Анализ состояния психического нравственного, физического здоровья учащихся. 3. Исследование духовно21 1.Ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей. интерактивных методов в работе классного руководителя при формировании ЗОЖ учащихся». Второй этап (2022-2025 годы) 1. Обмен методическими материалами Цель: реализация «Здоровье- это программы здорово!». деятельности, внесение 2. Организация цикла занятий «Здоровье- это корректив (по здорово!. мере необходимости) в *профилактическая ее основные тренировка для положения педагогов; *занятия в спортивном зале; *танцевальная терапия. 4.Медикопедагогический всеобуч «Будьте здоровы!» нравственного здоровья представляет собой оценку уровня воспитанности и ценностных ориентаций школьников. 2.Изучение уровня удовлетворённости учащихся и родителей организацией физкультурнооздоровительной работы в образовательном учреждении. 4.Изучение показателей культуры здоровья школьников: осознание школьниками ценности здоровья; уровень сформированности культуры здоровья школьников. 3.Работа комиссии Управляющего совета по надзору за созданием здоровых и безопасных условий учёбы и труда. 1. Беседы, лекции, 1. Совместные занятия детей просмотры научнопопулярных телепрограмм, видеофильмов «Как уберечь себя от беды». 2. Организация медицинского всеобуча 3. Школьная спартакиада. 4. Конкурс «Самый здоровый класс года». 5.Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды» (1-4-е классы). 6.Цикл классных часов «Здоровые привычки22 и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях. 2. Общешкольные семейные спортивные праздники. 3. Тематические родительские собрания «Быть здоровым- это модно!». 4. Медико- педагогический всеобуч «Будьте здоровы!». здоровый образ жизни» (5-7-е классы). 7.Цикл классных часов «Вредные привычки и их преодоление» (8-9-е классы). Третий этап Педагогический совет (2025 - 2026 год) «Здоровьесберегающая деятельность школы: Цель: обобщение мониторинг позитивного эффективности». опыта реализации концепции системы физкультурнооздоровительной работы школы. 1. Анализ состояния психического, нравственного, физического здоровья учащихся». 2. Исследвание духовнонравственного здоровья посредством изучения уровня воспитанности и ценностных ориентаций школьников. 3. Изучение показателей культуры здоровья школьников: осознание школьниками ценности здоровья; уровень сформированности культуры здоровья школьников. Традиционные мероприятия на всех этапах 1.Выполнение и соблюдение норм и правил СанПинов (шум, освещённость, воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и качество пищи, расследование обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями, рациональное расписание занятий, дозирование домашних заданий). 23 2. Соблюдение динамических пауз на всех уроках в 1-6-х классах. 3. Осуществления мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди обучающихся. 4. Обеспечение надлежащих психолого- педагогических условий (психологический климат в классах, наличие эмоциональных разрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и др.). 5. Организация контроля за питанием. 6. Профилактика гиподинамии- организация подвижных переменок. 7.Часы неаудиторной занятости: - подвижные игры (1-4-е классы); -сотвори себя сам (5-7-е классы); -спортивные игры (8-9-е классы); -клубы по интересам. 8. Дни здоровья. 9. Тематические классные часы по ЗОЖ. 10.Мониторинг показателей здоровья школьников (группа здоровья,физкультурная группа здоровья). 11.Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях. 12.Учет участия школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Планируемые результаты реализации здоровьесберегающей программы в школе Осуществление запланированных действий по реализации данной программы позволит получить следующие результаты: 1. Будет сформирована система физкультурно- оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого ребенка. 2. Будет осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики. 3. Снизится заболеваемость всех участников образовательного процесса. 4. Повысится уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения. 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)