Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП география 6 класс УО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса
составлена на основе «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В. Воронковой, 2013,
допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Программа ориентирована на учебники: «Начальный курс физической
географии» (6 класс), «География России» (7 класс) для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители: Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2012, включённый в
федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных МО и НРФ к
использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях.
Срок реализации рабочей программы – 1 год (2022-2023уч.год). По программе
– 2 часа в неделю. В 2022-2023 уч. году: 6 класс – 68 часов.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет
большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией
познания. Изучение географии расширяет кругозор учащихся об окружающем мире,
позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во
взаимосвязи. География даёт благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Цель курса:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
 Дать элементарные научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве России, своего края
 Показать особенности взаимодействия человека и природы
 Научиться правилам поведения в природе
Воспитательные:
 Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию
 Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с
миром профессий, распространённых в нашем регионе
Коррекционно-развивающие:
 Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные связи
 Содействовать
развитию
абстрактного
мышления,
развивать
воображение и другие мыслительные операции
 Расширять лексический запас. Развивать связную речь
 Развивать пространственную ориентацию

Специфика программы
Программа составлена с учётом психологических, познавательных
возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся с нарушением
интеллекта.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся:
они учатся анализировать и сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные связи. Работа с символическими пособиями, какими
являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение учащихся.
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие и коррекция связной речи, абстрактного мышления
 Обогащение словаря
 Развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа,
обобщения, классификации
 Коррекция познавательных процессов у учащихся
 Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
 Что изучает география
 Горизонт, линию и стороны горизонта
 Основные формы земной поверхности
 Виды водоёмов, их различие
 Меры по охране воды от загрязнения
 Правила поведения в природе
 Отличие плана от рисунка и географической карты
 Основные направления на плане, географической карте
 Условные цвета и основные знаки географической карты
 Распределение суши и воды на Земле
 Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий
 Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на
Земле
 Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли
 Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов
людей в космос, имена первых космонавтов
 Различие в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем
 Географическое расположение нашей страны на физической карте
России и карте полушарий

 Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме
«Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ
8 вида)
Учащиеся должны уметь:
 Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы
 Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов
 Делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности
 Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки по
атласам-приложениям к учебнику)
 Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины
 Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе
 Выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу
физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы 8 вида
(количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом
индивидуальных возможностей учащихся)
Виды контроля:
 Промежуточный: правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в учебнике,
давать им характеристику, делать выводы, обобщения
 Итоговый (за четверть): проверка знаний, понимание содержания
изученного.

Тематическое планирование (6 класс)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Планов
ых
уроков
1
на
1

Наименование разделов

Введение
Ориентирование
местности
Формы
поверхности
Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Обобщение
Повторение
ИТОГО:

Всего часов
Практич
Экскур Всего
еских
сий
часов
работ
2
1
4
3
1
5

1

2

1

4

6
2
5
12
2
2
32

4
7
8
7
_
_
33

_
_
_
_
_
_
3

10
9
13
19
2
2
68

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8
вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. 6 класс.М.: Просвещение, 2012
3. Зотова А.М. Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2007
4. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях/Под редакцией
Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. – М.: Глобус. 2009

Календарно-тематическое планирование
6 класс. Начальный курс физической географии. 68 часов.
№ п/п

1

2-3

4

5

6
7

Тема урока
I четверть
Введение
География – наука о
природе Земли,
населении и его
хозяйственной
деятельности

Кол-во
часов
18
4
1

Содержание

ЗУН

Практические работы, экскурсии

География – наука о
природе Земли,
населении и его
хозяйственной
деятельности

Учащиеся должны знать:
 Что изучает география?
 Правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
 Выявлять
на
местности
особенности рельефа, водоёмов
Межпредметные связи:
 Признаки
времён
года.
Сезонные изменения, состояние
водоёмов, растительности и
животного мира, высота Солнца
и продолжительность дня в
разное время года («Развитие
устной
речи
на
основе
ознакомления с предметами и
явлениями
окружающей
действительности»,
«Природоведение» 5 класс.
 Правописание трудных слов
(русский язык)

№1
Знакомство с новым учебником,
иллюстрированным
приложением – атласом, с
рабочими тетрадями на печатной
основе

Учащиеся должны знать:
 Горизонт, линию и стороны
горизонта.
Учащиеся должны уметь:

№3
Зарисовка линии, сторон
горизонта

Наблюдение за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Компоненты погоды:
атмосферные осадки,
ветер, облачность,
температура, давление
воздуха. Опасные
природные явления в
атмосфере. Меры
предосторожности.
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения. Экскурсия
для выяснения запаса
элементарных
географических
представлений,
проверки знаний,
умений и навыков,
полученных в 1-5 кл.

2

Ориентирование на
местности
Горизонт. Линия
горизонта

5
1

Горизонт. Линия
горизонта

Стороны горизонта
Компас и правила

1
1

Стороны горизонта
Компас и правила

1

Наблюдение за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Компоненты погоды:
атмосферные осадки,
ветер, облачность,
температура, давление
воздуха. Опасные
природные явления в
атмосфере. Меры
предосторожности.
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения. Экскурсия
для выяснения запаса
элементарных
географических
представлений,
проверки знаний,
умений и навыков,
полученных в 1-5
классах

№2
Чтение и обобщение календарей
природы и труда за 1-5 классы

№4

Дата урока

пользования им

8

9

10

11

12
13

14

пользования им

Ориентирование.
Определение
основных направлений
по Солнцу, звёздам,
местным признакам и
природным объектам
Экскурсия для
закрепления понятий о
горизонте и об
основных
направлениях
Формы поверхности
Земли
Экскурсия для
ознакомления с
формами рельефа
своей местности
Рельеф местности, его
основные формы.
Равнины (плоские и
холмистые), холмы
Овраги, их
образование
Горы. Понятие о
землетрясениях и
извержениях вулк-ов

1

Вода на Земле
Значение воды для
жизни на Земле.
Круговорот воды в
природе

10
1

1

Ориентирование.
Определение основных
направлений по Солнцу,
звёздам, местным
признакам и природным
объектам
Экскурсия для
закрепления понятий о
горизонте и об
основных направлениях



Определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам
природы
Межпредметные связи:
 Горизонтальное и вертикальное
положение (математика).
 Рисунки компаса и линии
горизонта (ИЗО)
 Изготовление
звёздочки
ориентирования (ручной труд)
 Правописание трудных слов
(русский язык)

Схематическая зарисовка
компаса

№5
Упражнения в определении
сторон горизонта по Солнцу и
компасу, по местным признакам
(на экскурсии)

4
1

1

1
1

Экскурсия для
ознакомления с
формами рельефа своей
местности
Рельеф местности, его
основные формы.
Равнины (плоские и
холмистые), холмы
Овраги, их образование
Горы. Понятие о
землетрясениях и
извержениях вулканов

Значение воды для
жизни на Земле.
Круговорот воды в
природе

Учащиеся должны знать:
 Основные
формы
земной
поверхности
Учащиеся должны уметь:
 Выявлять
на
местности
особенности рельефа
 Делать схематические зарисовки
изученных
форм
земной
поверхности
Межпредметные связи:
 Сравнение объектов (холмы,
горы) по высоте (математика)
 Поверхность нашей местности
(природоведение)
 Работа с глиной, пластилином,
природным материалом (ручной
труд)
 Предметы и явления неживой
природы (естествознание)
 Правописание трудных слов
(русский язык0



Учащиеся должны знать:
Виды водоёмов, их различия
Меры по охране воды от

№6
Моделирование из сырого песка,
глины или пластилина равнины,
холма, горы, оврага, вулкана
№7
Зарис. разл. форм земной пов.,
схема вулкана в разрезе

15

Родник, его
образование

1

Родник, его образование

16

Колодец. Водопровод

1

Колодец. Водопровод

17

Река, её части. Горные
и равнинные реки

1

Река, её части. Горные и
равнинные реки

18

Использование рек
II четверть
Озёра,
водохранилища,
пруды. Разведение
рыб, птиц
Болота, их осушение
Океаны и моря.
Явления природы:
ураганы, штормы,
цунами

1
14
1

Использование рек

1
1

Болота, их осушение
Океаны м оря. Явления
природы: ураганы,
штормы, цунами

Острова и полуострова
Водоёмы в нашей
местности. Охрана вод
от загрязнения
План и карта
Рисунок и план
предмета
Масштаб. Измерение
расстояний и их
изображение на плане
по масштабу.
Использование плана в
практической
деятельности человека
План класса

1
1

Острова и полуострова
Водоёмы в нашей
местности. Охрана вод
от загрязнения

19

20
21

22
23

24
25

26

9
1
1

1

Озёра, водохранилища,
пруды. Разведение рыб,
птиц

Рисунок и план
предмета
Масштаб. Измерение
расстояний и их
изображение на плане
по масштабу.
Использование плана в
практической
деятельности человека
План класса

загрязнения
Учащиеся должны уметь:
 Выявлять
на
местности
особенности водоёмов
Межпредметные связи:
 Вода
в
природе
(природоведение)
 Солёная и пресная вода в
природе, использование воды в
быту,
промышленности
и
сельском хозяйстве, охрана вод
от загрязнения (естествознание)
 Работа с глиной, пластилином и
природным материалом (ручной
труд)
 Цвета
и
оттенки
при
изображении водоёмов на карте
(ИЗО)
 Правописание трудных слов
(русский язык)

Учащиеся должны знать:
 Отличие плана от рисунка и
географической карты
 Основные
направления
на
плане, географической карте
 Условные цвета и основные
знаки географической карты
Учащиеся должны уметь:
 Читать географическую карту

№8
Моделирование из пластилина и
воды реки, озера, острова,
полуострова или изготовление
макетов
№9
Зарисовки схем реки, озера,
колодца, острова и полуострова
№10
Упражнения в определении
направления течения реки,
различие берегов и других её
частей

№11
Проведение опытов,
показывающих:
5. растворение морской соли в
воде и сравнение её по вкусу
с пресной водой;
6. очистка воды фильтрованием

№12

(условные цвета и основные
знаки) по атласам-приложениям
к учебнику
План школьного участка  Выполнять
практические
задания
Межпредметные связи:
 Меры
длины,
измерение
отрезка, масштаб (математика)
Условные знаки плана
 Вид сверху, сбоку, масштаб
местности
(трудовое обучение)
 Различие цвета и оттенков
(ИЗО)
 Правописание трудных слов
План и географическая
(русский язык)
карта. Основные
направления на карте.
Масштаб карты

27

План школьного
участка

1

28

Условные знаки плана
местности

1

29

План и географическая
карта. Основные
направления на карте.
Масштаб карты

1

30

Условные цвета
физической карты

1

Условные цвета
физической карты

31

Условные знаки
физической карты
(границы, города,
моря, реки, каналы и
т.д.)
Физическая карта
России. Значение
географической карты
в жизни и
деятельности людей

1

Условные знаки
физической карты
(границы, города, моря,
реки, каналы и т.д.)

1

Физическая карта
России. Значение
географической карты в
жизни и деятельности
людей

III четверть
Земной шар

20
14

32

Вычерчивание простейших
планов нескольких предметов,
класса
№13
Изготовление в столярной
мастерской во внеклассное время
съёмного плана-макета
школьного участка
№14
Чтение простейших планов по
условным знакам (школьного
участка, местности) с опорой на
таблицу условных знаков
№15
Упражнения в определении
направлений на местности, плане
и карте, в обозначении
направления на плане и
контурной карте, в измерении
расстояний на местности и
изображение их на плане
(чертеже) в масштабе (для
сильных учеников)
№16
Зарисовка в тетрадях и
изготовление таблицы условных
знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты
№17
Прикрепление на магнитной
карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций
№18
Показ на физической карте
России в приложении к учебнику
различных водоёмов (не
требуются знания конкретных
названий рек, озёр и т.п.), форм
поверхности(не давая точных
названий равнин, гор и т.п)

33

Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне

1

Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне

34

Планеты.

1

Планеты

35

Земля – планета.
Доказательство
шарообразности
Земли.
Освоение космоса.

1

Земля – планета.
Доказательство
шарообразности Земли

1

Освоение космоса

37

Глобус – модель
земного шара. Земная
ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе.

1

Глобус – модель
земного шара. Земная
ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе

38

Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и
суши на Земле.
Океаны на глобусе и
карте полушарий.

1

Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и
суши на Земле
Океаны на глобусе и
карте полушарий

40

Материки на глобусе и
карте полушарий
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия,
Антарктида).

1

Материки на глобусе и
карте полушарий
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия, Антарктида)

41

Первые кругосветные
путешествия
(Магеллан,
Крузенштерн,

1

Первые кругосветные
путешествия (Магеллан,
Крузенштерн,
Лисянский)

36

39

1

№19
Учащиеся должны знать:
 Солнце, как ближайшую к Земле Показ с помощью тел-лурия
звезду и его значение для жизни смены дня и ночи
на Земле
 Кругосветные
путешествия,
доказывающие шарообразность
Земли
 Значение запусков в космос
искусственных спутников Земли
№20
и полётов людей в космос,
Знакомство
с последними
имена первых космонавтов
публикациями об освоении
 Распределение суши и воды на
космоса в периодической печати
Земле
№21
 Материки
и
океаны,
их
Изготовление
из пластилина или
расположение на глобусе и
глины
модели
земного шара с
карте полушарий
обозначением экватора и
Учащиеся должны уметь:
полюсов
 Ориентироваться
на
№22
географической карте, глобусе
Опоясывание
глобуса лентами
Межпредметные связи:
красного,
зелёного
и белого
 Точка, линия, круг, окружность,
цветов
шар, полушарие горизонтальное,
вертикальное,
наклонное
(математика)
 Причины смены дня и ночи,
времён года (природоведение)
№23
 Рисунок земного шара и глобуса
Оформление таблицы названий
(ИЗО)
океанов и морей
 Правописание трудных слов
(русский язык)
№24
Обозначение на контурной карте
материков и океанов, первых
кругосветных путешествий
№25
Работа с контурами материков
(картонными, линолеумными,
ламинированными)

42

43

44

45
46

47

48

Лисянский)
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении
и нагревании Солнца
земной поверхности
(отвесные, наклонные
и скользящие
солнечные лучи).
Понятие о климате,
его отличие от погоды.
Основные типы
климата.
Пояса освещённости:
жаркий, умеренные,
холодные.
Изображение их на
глобусе и карте
полушарий.
Природа тропического
пояса.
Природа умеренных и
полярных поясов.
Карта России
Положение России на
глобусе, карте
полушарий,
физической карте
нашей страны.
Столица России – М.
Границы России.
Сухопутные границы
на западе и юге.

1

1

Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении и
нагревании Солнца
земной поверхности
(отвесные, наклонные и
скользящие солнечные
лучи)
Понятие о климате, его
отличие от погоды.
Основные типы климата

1

Пояса освещённости:
жаркий, умеренные,
холодные. Изображение
их на глобусе и карте
полушарий

1

Природа тропического
пояса
Природа умеренных и
полярных поясов

1
20
1

1

Положение России на
глобусе, карте
полушарий, физической
карте нашей страны.
Столица России – М.
Границы России.
Сухопутные границы на
западе и юге

№26
Оформление альбома с
иллюстрациями картин природы
и жизни людей в различных
климатических поясах земного
шара
№27
Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов
освещённости на земном шаре

Учащиеся должны знать:
Географическое
положение
нашей страны на физической
карте России и карте полушарий
 Названия
географических
объектов,
указанных
в
номенклатуре
Учащиеся должны уметь:
 Составлять описание изучаемых
объектов с опорой на карту и
картины
 Показывать на карте объекты,
указанные
в
программе,
обозначать их на контурной
карте
 Выполнять задание в рабочей


№28
Обозначение границ нашей
Родины, пограничных
государств, нанесение названий,
изученных географических
объектов на контурную карту
России, в рабочей тетради на
печатной основе

Морские границы.
Океаны и моря,
омывающие берега
России. Моря
Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и
Атлантического
океанов.
Острова и полуострова
России
Работа с контурными
картами

1

IV четверть
Рельеф нашей страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья
Работа с контурными
картами
Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны
Крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых
(каменного угля,
нефти, железной и
медной руд,
природного газа)

14
1

57

Работа с контурными
картами

1

58
59

Река Волга
Реки: Дон, Днепр,
Урал

1
1

49

50

51
52

53

54
55
56

1

1
1

1
1
1

тетради
Межпредметные связи:
Морские границы.
Океаны и моря,
 Наша страна. Москва – столица
омывающие берега
нашей Родины. Города. Наша
России. Моря Северного
местность (природоведение)
Ледовитого океана
 Вода, полезные ископаемые
(естествознание)
Моря Тихого и
 Различение цвета и его оттенков
Атлантического океанов
(ИЗО)
 Правописание трудных слов
Острова и полуострова
(русский язык)
России
Работа с контурными
Географическая номенклатура:
картами
 Границы России
 Моря Северного Ледовитого ,
Тихого
и
Атлантического
океанов, омывающих брега
Рельеф нашей страны.
России
Низменности,
 Острова: Земля Франца-Иосифа,
возвышенности,
Новая Земля, Северная Земля,
плоскогорья
Новосибирские,
Врангеля,
Работа с контурными
Сахалин, Курильские
картами
 Полуострова: Кольский, Ямал,
Горы: Урал, Северный
Таймыр, Чукотский, Камчатка
Кавказ, Алтай, Саяны
 Равнины:
ВосточноКрупнейшие
Европейская,
Западноместорождения
Сибирская,
Прикаспийская
полезных ископаемых
низменность, Валдайская и
(каменного угля, нефти,
Среднерусская возвышенности.
железной и медной руд,
Среднесибирское плоскогорье
природного газа)
 Горы: Урал, Северный Кавказ,
Алтай. Саяны
 Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал,
Обь, Енисей, Лена, Амур
 Озёра: Ладожское, Онежское,
Байкал, Каспийское море
Работа с контурными
 Города:
Москва,
Санкткартами
Петербург, Нижний Новгород,
Новосибирск, Екатеринбург (по
выбору учителя)
Река Волга
 Свой край
Реки: Дон, Днепр, Урал

№29
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре

№30
Изготовление условных знаков
полезных ископаемых и
прикрепление их к магнитной
карте
№31
Изготовление планшетов:
условный знак полезного
ископаемого – образец из
коллекции – его название –
основные месторождения
№32
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре

Реки Сибири: Обь,
Енисей
Реки Лена и Амур
Озёра: Ладожское,
Онежское, Байкал,
Каспийское море
Крупные города
России
Работа с контурными
картами

1

1

Работа с контурными
картами

65

Наш край на карте
России

1

Наш край на карте
России

66

Повторение
начального курса
физической географии

1

Повторение начального
курса физической
географии

67
68

Обобщение
Повторение

1
1

Обобщение
Повторение

60
61
62

63
64

1
1

1

Реки Сибири: Обь,
Енисей
Реки Лена и Амур
Озёра: Ладожское,
Онежское, Байкал,
Каспийское море
Крупные города России
№33
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре
№34
Путешествие (на карте) по нашей
стране
№35
Выполнение практических
заданий в рабочей тетради на
печатной основе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».