ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса
составлена на основе «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В. Воронковой, 2013,
допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Программа ориентирована на учебники: «Начальный курс физической
географии» (6 класс), «География России» (7 класс) для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители: Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2012, включённый в
федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных МО и НРФ к
использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях.
Срок реализации рабочей программы – 1 год (2022-2023уч.год). По программе
– 2 часа в неделю. В 2022-2023 уч. году: 6 класс – 68 часов.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет
большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией
познания. Изучение географии расширяет кругозор учащихся об окружающем мире,
позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во
взаимосвязи. География даёт благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Цель курса:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве России, своего края
Показать особенности взаимодействия человека и природы
Научиться правилам поведения в природе
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с
миром профессий, распространённых в нашем регионе
Коррекционно-развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные связи
Содействовать
развитию
абстрактного
мышления,
развивать
воображение и другие мыслительные операции
Расширять лексический запас. Развивать связную речь
Развивать пространственную ориентацию
Специфика программы
Программа составлена с учётом психологических, познавательных
возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся с нарушением
интеллекта.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся:
они учатся анализировать и сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные связи. Работа с символическими пособиями, какими
являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает
воображение учащихся.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие и коррекция связной речи, абстрактного мышления
Обогащение словаря
Развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа,
обобщения, классификации
Коррекция познавательных процессов у учащихся
Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
Что изучает география
Горизонт, линию и стороны горизонта
Основные формы земной поверхности
Виды водоёмов, их различие
Меры по охране воды от загрязнения
Правила поведения в природе
Отличие плана от рисунка и географической карты
Основные направления на плане, географической карте
Условные цвета и основные знаки географической карты
Распределение суши и воды на Земле
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на
Земле
Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов
людей в космос, имена первых космонавтов
Различие в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем
Географическое расположение нашей страны на физической карте
России и карте полушарий
Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме
«Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ
8 вида)
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы
Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов
Делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности
Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки по
атласам-приложениям к учебнику)
Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе
Выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу
физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы 8 вида
(количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом
индивидуальных возможностей учащихся)
Виды контроля:
Промежуточный: правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в учебнике,
давать им характеристику, делать выводы, обобщения
Итоговый (за четверть): проверка знаний, понимание содержания
изученного.
Тематическое планирование (6 класс)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Планов
ых
уроков
1
на
1
Наименование разделов
Введение
Ориентирование
местности
Формы
поверхности
Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Обобщение
Повторение
ИТОГО:
Всего часов
Практич
Экскур Всего
еских
сий
часов
работ
2
1
4
3
1
5
1
2
1
4
6
2
5
12
2
2
32
4
7
8
7
_
_
33
_
_
_
_
_
_
3
10
9
13
19
2
2
68
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8
вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. 6 класс.М.: Просвещение, 2012
3. Зотова А.М. Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2007
4. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях/Под редакцией
Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. – М.: Глобус. 2009
Календарно-тематическое планирование
6 класс. Начальный курс физической географии. 68 часов.
№ п/п
1
2-3
4
5
6
7
Тема урока
I четверть
Введение
География – наука о
природе Земли,
населении и его
хозяйственной
деятельности
Кол-во
часов
18
4
1
Содержание
ЗУН
Практические работы, экскурсии
География – наука о
природе Земли,
населении и его
хозяйственной
деятельности
Учащиеся должны знать:
Что изучает география?
Правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять
на
местности
особенности рельефа, водоёмов
Межпредметные связи:
Признаки
времён
года.
Сезонные изменения, состояние
водоёмов, растительности и
животного мира, высота Солнца
и продолжительность дня в
разное время года («Развитие
устной
речи
на
основе
ознакомления с предметами и
явлениями
окружающей
действительности»,
«Природоведение» 5 класс.
Правописание трудных слов
(русский язык)
№1
Знакомство с новым учебником,
иллюстрированным
приложением – атласом, с
рабочими тетрадями на печатной
основе
Учащиеся должны знать:
Горизонт, линию и стороны
горизонта.
Учащиеся должны уметь:
№3
Зарисовка линии, сторон
горизонта
Наблюдение за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Компоненты погоды:
атмосферные осадки,
ветер, облачность,
температура, давление
воздуха. Опасные
природные явления в
атмосфере. Меры
предосторожности.
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения. Экскурсия
для выяснения запаса
элементарных
географических
представлений,
проверки знаний,
умений и навыков,
полученных в 1-5 кл.
2
Ориентирование на
местности
Горизонт. Линия
горизонта
5
1
Горизонт. Линия
горизонта
Стороны горизонта
Компас и правила
1
1
Стороны горизонта
Компас и правила
1
Наблюдение за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Компоненты погоды:
атмосферные осадки,
ветер, облачность,
температура, давление
воздуха. Опасные
природные явления в
атмосфере. Меры
предосторожности.
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения. Экскурсия
для выяснения запаса
элементарных
географических
представлений,
проверки знаний,
умений и навыков,
полученных в 1-5
классах
№2
Чтение и обобщение календарей
природы и труда за 1-5 классы
№4
Дата урока
пользования им
8
9
10
11
12
13
14
пользования им
Ориентирование.
Определение
основных направлений
по Солнцу, звёздам,
местным признакам и
природным объектам
Экскурсия для
закрепления понятий о
горизонте и об
основных
направлениях
Формы поверхности
Земли
Экскурсия для
ознакомления с
формами рельефа
своей местности
Рельеф местности, его
основные формы.
Равнины (плоские и
холмистые), холмы
Овраги, их
образование
Горы. Понятие о
землетрясениях и
извержениях вулк-ов
1
Вода на Земле
Значение воды для
жизни на Земле.
Круговорот воды в
природе
10
1
1
Ориентирование.
Определение основных
направлений по Солнцу,
звёздам, местным
признакам и природным
объектам
Экскурсия для
закрепления понятий о
горизонте и об
основных направлениях
Определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам
природы
Межпредметные связи:
Горизонтальное и вертикальное
положение (математика).
Рисунки компаса и линии
горизонта (ИЗО)
Изготовление
звёздочки
ориентирования (ручной труд)
Правописание трудных слов
(русский язык)
Схематическая зарисовка
компаса
№5
Упражнения в определении
сторон горизонта по Солнцу и
компасу, по местным признакам
(на экскурсии)
4
1
1
1
1
Экскурсия для
ознакомления с
формами рельефа своей
местности
Рельеф местности, его
основные формы.
Равнины (плоские и
холмистые), холмы
Овраги, их образование
Горы. Понятие о
землетрясениях и
извержениях вулканов
Значение воды для
жизни на Земле.
Круговорот воды в
природе
Учащиеся должны знать:
Основные
формы
земной
поверхности
Учащиеся должны уметь:
Выявлять
на
местности
особенности рельефа
Делать схематические зарисовки
изученных
форм
земной
поверхности
Межпредметные связи:
Сравнение объектов (холмы,
горы) по высоте (математика)
Поверхность нашей местности
(природоведение)
Работа с глиной, пластилином,
природным материалом (ручной
труд)
Предметы и явления неживой
природы (естествознание)
Правописание трудных слов
(русский язык0
Учащиеся должны знать:
Виды водоёмов, их различия
Меры по охране воды от
№6
Моделирование из сырого песка,
глины или пластилина равнины,
холма, горы, оврага, вулкана
№7
Зарис. разл. форм земной пов.,
схема вулкана в разрезе
15
Родник, его
образование
1
Родник, его образование
16
Колодец. Водопровод
1
Колодец. Водопровод
17
Река, её части. Горные
и равнинные реки
1
Река, её части. Горные и
равнинные реки
18
Использование рек
II четверть
Озёра,
водохранилища,
пруды. Разведение
рыб, птиц
Болота, их осушение
Океаны и моря.
Явления природы:
ураганы, штормы,
цунами
1
14
1
Использование рек
1
1
Болота, их осушение
Океаны м оря. Явления
природы: ураганы,
штормы, цунами
Острова и полуострова
Водоёмы в нашей
местности. Охрана вод
от загрязнения
План и карта
Рисунок и план
предмета
Масштаб. Измерение
расстояний и их
изображение на плане
по масштабу.
Использование плана в
практической
деятельности человека
План класса
1
1
Острова и полуострова
Водоёмы в нашей
местности. Охрана вод
от загрязнения
19
20
21
22
23
24
25
26
9
1
1
1
Озёра, водохранилища,
пруды. Разведение рыб,
птиц
Рисунок и план
предмета
Масштаб. Измерение
расстояний и их
изображение на плане
по масштабу.
Использование плана в
практической
деятельности человека
План класса
загрязнения
Учащиеся должны уметь:
Выявлять
на
местности
особенности водоёмов
Межпредметные связи:
Вода
в
природе
(природоведение)
Солёная и пресная вода в
природе, использование воды в
быту,
промышленности
и
сельском хозяйстве, охрана вод
от загрязнения (естествознание)
Работа с глиной, пластилином и
природным материалом (ручной
труд)
Цвета
и
оттенки
при
изображении водоёмов на карте
(ИЗО)
Правописание трудных слов
(русский язык)
Учащиеся должны знать:
Отличие плана от рисунка и
географической карты
Основные
направления
на
плане, географической карте
Условные цвета и основные
знаки географической карты
Учащиеся должны уметь:
Читать географическую карту
№8
Моделирование из пластилина и
воды реки, озера, острова,
полуострова или изготовление
макетов
№9
Зарисовки схем реки, озера,
колодца, острова и полуострова
№10
Упражнения в определении
направления течения реки,
различие берегов и других её
частей
№11
Проведение опытов,
показывающих:
5. растворение морской соли в
воде и сравнение её по вкусу
с пресной водой;
6. очистка воды фильтрованием
№12
(условные цвета и основные
знаки) по атласам-приложениям
к учебнику
План школьного участка Выполнять
практические
задания
Межпредметные связи:
Меры
длины,
измерение
отрезка, масштаб (математика)
Условные знаки плана
Вид сверху, сбоку, масштаб
местности
(трудовое обучение)
Различие цвета и оттенков
(ИЗО)
Правописание трудных слов
План и географическая
(русский язык)
карта. Основные
направления на карте.
Масштаб карты
27
План школьного
участка
1
28
Условные знаки плана
местности
1
29
План и географическая
карта. Основные
направления на карте.
Масштаб карты
1
30
Условные цвета
физической карты
1
Условные цвета
физической карты
31
Условные знаки
физической карты
(границы, города,
моря, реки, каналы и
т.д.)
Физическая карта
России. Значение
географической карты
в жизни и
деятельности людей
1
Условные знаки
физической карты
(границы, города, моря,
реки, каналы и т.д.)
1
Физическая карта
России. Значение
географической карты в
жизни и деятельности
людей
III четверть
Земной шар
20
14
32
Вычерчивание простейших
планов нескольких предметов,
класса
№13
Изготовление в столярной
мастерской во внеклассное время
съёмного плана-макета
школьного участка
№14
Чтение простейших планов по
условным знакам (школьного
участка, местности) с опорой на
таблицу условных знаков
№15
Упражнения в определении
направлений на местности, плане
и карте, в обозначении
направления на плане и
контурной карте, в измерении
расстояний на местности и
изображение их на плане
(чертеже) в масштабе (для
сильных учеников)
№16
Зарисовка в тетрадях и
изготовление таблицы условных
знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты
№17
Прикрепление на магнитной
карте к цвету или знаку
соответствующих иллюстраций
№18
Показ на физической карте
России в приложении к учебнику
различных водоёмов (не
требуются знания конкретных
названий рек, озёр и т.п.), форм
поверхности(не давая точных
названий равнин, гор и т.п)
33
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне
1
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне
34
Планеты.
1
Планеты
35
Земля – планета.
Доказательство
шарообразности
Земли.
Освоение космоса.
1
Земля – планета.
Доказательство
шарообразности Земли
1
Освоение космоса
37
Глобус – модель
земного шара. Земная
ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе.
1
Глобус – модель
земного шара. Земная
ось, экватор, полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе
38
Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и
суши на Земле.
Океаны на глобусе и
карте полушарий.
1
Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и
суши на Земле
Океаны на глобусе и
карте полушарий
40
Материки на глобусе и
карте полушарий
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия,
Антарктида).
1
Материки на глобусе и
карте полушарий
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия, Антарктида)
41
Первые кругосветные
путешествия
(Магеллан,
Крузенштерн,
1
Первые кругосветные
путешествия (Магеллан,
Крузенштерн,
Лисянский)
36
39
1
№19
Учащиеся должны знать:
Солнце, как ближайшую к Земле Показ с помощью тел-лурия
звезду и его значение для жизни смены дня и ночи
на Земле
Кругосветные
путешествия,
доказывающие шарообразность
Земли
Значение запусков в космос
искусственных спутников Земли
№20
и полётов людей в космос,
Знакомство
с последними
имена первых космонавтов
публикациями об освоении
Распределение суши и воды на
космоса в периодической печати
Земле
№21
Материки
и
океаны,
их
Изготовление
из пластилина или
расположение на глобусе и
глины
модели
земного шара с
карте полушарий
обозначением экватора и
Учащиеся должны уметь:
полюсов
Ориентироваться
на
№22
географической карте, глобусе
Опоясывание
глобуса лентами
Межпредметные связи:
красного,
зелёного
и белого
Точка, линия, круг, окружность,
цветов
шар, полушарие горизонтальное,
вертикальное,
наклонное
(математика)
Причины смены дня и ночи,
времён года (природоведение)
№23
Рисунок земного шара и глобуса
Оформление таблицы названий
(ИЗО)
океанов и морей
Правописание трудных слов
(русский язык)
№24
Обозначение на контурной карте
материков и океанов, первых
кругосветных путешествий
№25
Работа с контурами материков
(картонными, линолеумными,
ламинированными)
42
43
44
45
46
47
48
Лисянский)
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении
и нагревании Солнца
земной поверхности
(отвесные, наклонные
и скользящие
солнечные лучи).
Понятие о климате,
его отличие от погоды.
Основные типы
климата.
Пояса освещённости:
жаркий, умеренные,
холодные.
Изображение их на
глобусе и карте
полушарий.
Природа тропического
пояса.
Природа умеренных и
полярных поясов.
Карта России
Положение России на
глобусе, карте
полушарий,
физической карте
нашей страны.
Столица России – М.
Границы России.
Сухопутные границы
на западе и юге.
1
1
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в освещении и
нагревании Солнца
земной поверхности
(отвесные, наклонные и
скользящие солнечные
лучи)
Понятие о климате, его
отличие от погоды.
Основные типы климата
1
Пояса освещённости:
жаркий, умеренные,
холодные. Изображение
их на глобусе и карте
полушарий
1
Природа тропического
пояса
Природа умеренных и
полярных поясов
1
20
1
1
Положение России на
глобусе, карте
полушарий, физической
карте нашей страны.
Столица России – М.
Границы России.
Сухопутные границы на
западе и юге
№26
Оформление альбома с
иллюстрациями картин природы
и жизни людей в различных
климатических поясах земного
шара
№27
Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов
освещённости на земном шаре
Учащиеся должны знать:
Географическое
положение
нашей страны на физической
карте России и карте полушарий
Названия
географических
объектов,
указанных
в
номенклатуре
Учащиеся должны уметь:
Составлять описание изучаемых
объектов с опорой на карту и
картины
Показывать на карте объекты,
указанные
в
программе,
обозначать их на контурной
карте
Выполнять задание в рабочей
№28
Обозначение границ нашей
Родины, пограничных
государств, нанесение названий,
изученных географических
объектов на контурную карту
России, в рабочей тетради на
печатной основе
Морские границы.
Океаны и моря,
омывающие берега
России. Моря
Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и
Атлантического
океанов.
Острова и полуострова
России
Работа с контурными
картами
1
IV четверть
Рельеф нашей страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья
Работа с контурными
картами
Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны
Крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых
(каменного угля,
нефти, железной и
медной руд,
природного газа)
14
1
57
Работа с контурными
картами
1
58
59
Река Волга
Реки: Дон, Днепр,
Урал
1
1
49
50
51
52
53
54
55
56
1
1
1
1
1
1
тетради
Межпредметные связи:
Морские границы.
Океаны и моря,
Наша страна. Москва – столица
омывающие берега
нашей Родины. Города. Наша
России. Моря Северного
местность (природоведение)
Ледовитого океана
Вода, полезные ископаемые
(естествознание)
Моря Тихого и
Различение цвета и его оттенков
Атлантического океанов
(ИЗО)
Правописание трудных слов
Острова и полуострова
(русский язык)
России
Работа с контурными
Географическая номенклатура:
картами
Границы России
Моря Северного Ледовитого ,
Тихого
и
Атлантического
океанов, омывающих брега
Рельеф нашей страны.
России
Низменности,
Острова: Земля Франца-Иосифа,
возвышенности,
Новая Земля, Северная Земля,
плоскогорья
Новосибирские,
Врангеля,
Работа с контурными
Сахалин, Курильские
картами
Полуострова: Кольский, Ямал,
Горы: Урал, Северный
Таймыр, Чукотский, Камчатка
Кавказ, Алтай, Саяны
Равнины:
ВосточноКрупнейшие
Европейская,
Западноместорождения
Сибирская,
Прикаспийская
полезных ископаемых
низменность, Валдайская и
(каменного угля, нефти,
Среднерусская возвышенности.
железной и медной руд,
Среднесибирское плоскогорье
природного газа)
Горы: Урал, Северный Кавказ,
Алтай. Саяны
Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал,
Обь, Енисей, Лена, Амур
Озёра: Ладожское, Онежское,
Байкал, Каспийское море
Работа с контурными
Города:
Москва,
Санкткартами
Петербург, Нижний Новгород,
Новосибирск, Екатеринбург (по
выбору учителя)
Река Волга
Свой край
Реки: Дон, Днепр, Урал
№29
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре
№30
Изготовление условных знаков
полезных ископаемых и
прикрепление их к магнитной
карте
№31
Изготовление планшетов:
условный знак полезного
ископаемого – образец из
коллекции – его название –
основные месторождения
№32
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре
Реки Сибири: Обь,
Енисей
Реки Лена и Амур
Озёра: Ладожское,
Онежское, Байкал,
Каспийское море
Крупные города
России
Работа с контурными
картами
1
1
Работа с контурными
картами
65
Наш край на карте
России
1
Наш край на карте
России
66
Повторение
начального курса
физической географии
1
Повторение начального
курса физической
географии
67
68
Обобщение
Повторение
1
1
Обобщение
Повторение
60
61
62
63
64
1
1
1
Реки Сибири: Обь,
Енисей
Реки Лена и Амур
Озёра: Ладожское,
Онежское, Байкал,
Каспийское море
Крупные города России
№33
Обозначение на контурной карте
географических объектов,
указанных в номенклатуре
№34
Путешествие (на карте) по нашей
стране
№35
Выполнение практических
заданий в рабочей тетради на
печатной основе