ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса составлена на основе «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В. Воронковой, 2013, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Программа ориентирована на учебники: «Начальный курс физической географии» (6 класс), «География России» (7 класс) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2012, включённый в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Срок реализации рабочей программы – 1 год (2022-2023уч.год). По программе – 2 часа в неделю. В 2022-2023 уч. году: 6 класс – 68 часов. Роль и место дисциплины в образовательном процессе География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией познания. Изучение географии расширяет кругозор учащихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Цель курса: Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Задачи: Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, своего края Показать особенности взаимодействия человека и природы Научиться правилам поведения в природе Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространённых в нашем регионе Коррекционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные связи Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение и другие мыслительные операции Расширять лексический запас. Развивать связную речь Развивать пространственную ориентацию Специфика программы Программа составлена с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся с нарушением интеллекта. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся: они учатся анализировать и сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные связи. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Основные направления коррекционной работы: Развитие и коррекция связной речи, абстрактного мышления Обогащение словаря Развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации Коррекция познавательных процессов у учащихся Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса Учащиеся должны знать: Что изучает география Горизонт, линию и стороны горизонта Основные формы земной поверхности Виды водоёмов, их различие Меры по охране воды от загрязнения Правила поведения в природе Отличие плана от рисунка и географической карты Основные направления на плане, географической карте Условные цвета и основные знаки географической карты Распределение суши и воды на Земле Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов Различие в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем Географическое расположение нашей страны на физической карте России и карте полушарий Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ 8 вида) Учащиеся должны уметь: Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов Делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности Читать географическую карту (условные цвета и основные знаки по атласам-приложениям к учебнику) Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе Выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы 8 вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся) Виды контроля: Промежуточный: правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в учебнике, давать им характеристику, делать выводы, обобщения Итоговый (за четверть): проверка знаний, понимание содержания изученного. Тематическое планирование (6 класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Планов ых уроков 1 на 1 Наименование разделов Введение Ориентирование местности Формы поверхности Земли Вода на Земле План и карта Земной шар Карта России Обобщение Повторение ИТОГО: Всего часов Практич Экскур Всего еских сий часов работ 2 1 4 3 1 5 1 2 1 4 6 2 5 12 2 2 32 4 7 8 7 _ _ 33 _ _ _ _ _ _ 3 10 9 13 19 2 2 68 ЛИТЕРАТУРА 1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. 6 класс.М.: Просвещение, 2012 3. Зотова А.М. Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2007 4. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях/Под редакцией Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. – М.: Глобус. 2009 Календарно-тематическое планирование 6 класс. Начальный курс физической географии. 68 часов. № п/п 1 2-3 4 5 6 7 Тема урока I четверть Введение География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности Кол-во часов 18 4 1 Содержание ЗУН Практические работы, экскурсии География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности Учащиеся должны знать: Что изучает география? Правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: Выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов Межпредметные связи: Признаки времён года. Сезонные изменения, состояние водоёмов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Природоведение» 5 класс. Правописание трудных слов (русский язык) №1 Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе Учащиеся должны знать: Горизонт, линию и стороны горизонта. Учащиеся должны уметь: №3 Зарисовка линии, сторон горизонта Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: атмосферные осадки, ветер, облачность, температура, давление воздуха. Опасные природные явления в атмосфере. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 кл. 2 Ориентирование на местности Горизонт. Линия горизонта 5 1 Горизонт. Линия горизонта Стороны горизонта Компас и правила 1 1 Стороны горизонта Компас и правила 1 Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: атмосферные осадки, ветер, облачность, температура, давление воздуха. Опасные природные явления в атмосфере. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах №2 Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы №4 Дата урока пользования им 8 9 10 11 12 13 14 пользования им Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях Формы поверхности Земли Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы Овраги, их образование Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулк-ов 1 Вода на Земле Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе 10 1 1 Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам и природным объектам Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы Межпредметные связи: Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунки компаса и линии горизонта (ИЗО) Изготовление звёздочки ориентирования (ручной труд) Правописание трудных слов (русский язык) Схематическая зарисовка компаса №5 Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу, по местным признакам (на экскурсии) 4 1 1 1 1 Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы Овраги, их образование Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе Учащиеся должны знать: Основные формы земной поверхности Учащиеся должны уметь: Выявлять на местности особенности рельефа Делать схематические зарисовки изученных форм земной поверхности Межпредметные связи: Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика) Поверхность нашей местности (природоведение) Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд) Предметы и явления неживой природы (естествознание) Правописание трудных слов (русский язык0 Учащиеся должны знать: Виды водоёмов, их различия Меры по охране воды от №6 Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана №7 Зарис. разл. форм земной пов., схема вулкана в разрезе 15 Родник, его образование 1 Родник, его образование 16 Колодец. Водопровод 1 Колодец. Водопровод 17 Река, её части. Горные и равнинные реки 1 Река, её части. Горные и равнинные реки 18 Использование рек II четверть Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц Болота, их осушение Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами 1 14 1 Использование рек 1 1 Болота, их осушение Океаны м оря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами Острова и полуострова Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения План и карта Рисунок и план предмета Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека План класса 1 1 Острова и полуострова Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения 19 20 21 22 23 24 25 26 9 1 1 1 Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц Рисунок и план предмета Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека План класса загрязнения Учащиеся должны уметь: Выявлять на местности особенности водоёмов Межпредметные связи: Вода в природе (природоведение) Солёная и пресная вода в природе, использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения (естествознание) Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд) Цвета и оттенки при изображении водоёмов на карте (ИЗО) Правописание трудных слов (русский язык) Учащиеся должны знать: Отличие плана от рисунка и географической карты Основные направления на плане, географической карте Условные цвета и основные знаки географической карты Учащиеся должны уметь: Читать географическую карту №8 Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов №9 Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова и полуострова №10 Упражнения в определении направления течения реки, различие берегов и других её частей №11 Проведение опытов, показывающих: 5. растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой; 6. очистка воды фильтрованием №12 (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику План школьного участка Выполнять практические задания Межпредметные связи: Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика) Условные знаки плана Вид сверху, сбоку, масштаб местности (трудовое обучение) Различие цвета и оттенков (ИЗО) Правописание трудных слов План и географическая (русский язык) карта. Основные направления на карте. Масштаб карты 27 План школьного участка 1 28 Условные знаки плана местности 1 29 План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты 1 30 Условные цвета физической карты 1 Условные цвета физической карты 31 Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей 1 Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) 1 Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей III четверть Земной шар 20 14 32 Вычерчивание простейших планов нескольких предметов, класса №13 Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съёмного плана-макета школьного участка №14 Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков №15 Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте, в обозначении направления на плане и контурной карте, в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников) №16 Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты №17 Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций №18 Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоёмов (не требуются знания конкретных названий рек, озёр и т.п.), форм поверхности(не давая точных названий равнин, гор и т.п) 33 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне 1 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне 34 Планеты. 1 Планеты 35 Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. 1 Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли 1 Освоение космоса 37 Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. 1 Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе 38 Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. 1 Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле Океаны на глобусе и карте полушарий 40 Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 1 Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) 41 Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, 1 Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский) 36 39 1 №19 Учащиеся должны знать: Солнце, как ближайшую к Земле Показ с помощью тел-лурия звезду и его значение для жизни смены дня и ночи на Земле Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли Значение запусков в космос искусственных спутников Земли №20 и полётов людей в космос, Знакомство с последними имена первых космонавтов публикациями об освоении Распределение суши и воды на космоса в периодической печати Земле №21 Материки и океаны, их Изготовление из пластилина или расположение на глобусе и глины модели земного шара с карте полушарий обозначением экватора и Учащиеся должны уметь: полюсов Ориентироваться на №22 географической карте, глобусе Опоясывание глобуса лентами Межпредметные связи: красного, зелёного и белого Точка, линия, круг, окружность, цветов шар, полушарие горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика) Причины смены дня и ночи, времён года (природоведение) №23 Рисунок земного шара и глобуса Оформление таблицы названий (ИЗО) океанов и морей Правописание трудных слов (русский язык) №24 Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий №25 Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными) 42 43 44 45 46 47 48 Лисянский) Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнца земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Карта России Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – М. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 1 1 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнца земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи) Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата 1 Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий 1 Природа тропического пояса Природа умеренных и полярных поясов 1 20 1 1 Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – М. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге №26 Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара №27 Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещённости на земном шаре Учащиеся должны знать: Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий Названия географических объектов, указанных в номенклатуре Учащиеся должны уметь: Составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте Выполнять задание в рабочей №28 Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий, изученных географических объектов на контурную карту России, в рабочей тетради на печатной основе Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России Работа с контурными картами 1 IV четверть Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья Работа с контурными картами Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) 14 1 57 Работа с контурными картами 1 58 59 Река Волга Реки: Дон, Днепр, Урал 1 1 49 50 51 52 53 54 55 56 1 1 1 1 1 1 тетради Межпредметные связи: Морские границы. Океаны и моря, Наша страна. Москва – столица омывающие берега нашей Родины. Города. Наша России. Моря Северного местность (природоведение) Ледовитого океана Вода, полезные ископаемые (естествознание) Моря Тихого и Различение цвета и его оттенков Атлантического океанов (ИЗО) Правописание трудных слов Острова и полуострова (русский язык) России Работа с контурными Географическая номенклатура: картами Границы России Моря Северного Ледовитого , Тихого и Атлантического океанов, омывающих брега Рельеф нашей страны. России Низменности, Острова: Земля Франца-Иосифа, возвышенности, Новая Земля, Северная Земля, плоскогорья Новосибирские, Врангеля, Работа с контурными Сахалин, Курильские картами Полуострова: Кольский, Ямал, Горы: Урал, Северный Таймыр, Чукотский, Камчатка Кавказ, Алтай, Саяны Равнины: ВосточноКрупнейшие Европейская, Западноместорождения Сибирская, Прикаспийская полезных ископаемых низменность, Валдайская и (каменного угля, нефти, Среднерусская возвышенности. железной и медной руд, Среднесибирское плоскогорье природного газа) Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай. Саяны Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море Работа с контурными Города: Москва, Санкткартами Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя) Река Волга Свой край Реки: Дон, Днепр, Урал №29 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре №30 Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте №31 Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения №32 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре Реки Сибири: Обь, Енисей Реки Лена и Амур Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море Крупные города России Работа с контурными картами 1 1 Работа с контурными картами 65 Наш край на карте России 1 Наш край на карте России 66 Повторение начального курса физической географии 1 Повторение начального курса физической географии 67 68 Обобщение Повторение 1 1 Обобщение Повторение 60 61 62 63 64 1 1 1 Реки Сибири: Обь, Енисей Реки Лена и Амур Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море Крупные города России №33 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре №34 Путешествие (на карте) по нашей стране №35 Выполнение практических заданий в рабочей тетради на печатной основе