МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО: на _______________________________ заседании педагогического (наименование образовательного учреждения) Совета Протокол № 1 от 31.08.2020 г. Протокол №____от_____._______.2. УТВЕРЖДЕНО: _________________________________ Директор (наименование образовательного учреждения) ________ / Ю.А. Казанцева/ подпись расшифровка подписи _____________ /___________________/ Приказ № 107 от 31.08.2020 подпись расшифровкаг.подписи Приказ №______от____.______.202__г. Положение об организации текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся в МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа»» 1.Общие положения. 1.1. Положение о текущем контроле за состоянием здоровья обучающихся в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пироговская средняя общеобразовательная школа» (далее - Школа) разработано на основе ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20», Санитарно – эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Приказа Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». 1.2. Положение принято в целях организации деятельности всех сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально – технического и научно – методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов Школы по вопросам здоровьесбережения. 1.3. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья обучающихся Школы и представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, социального и психологического здоровья обучающихся. 1.4. Школа создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся: - социально – экономические и экологические условия окружающей действительности; - учитывает факторы риска, имеющие место в Школе, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся; - учитывает фактор негативного популяционного сдвига в здоровье обучающихся; опирается на систему знаний, установок, привычек, формируемых у обучающихся в процессе обучения, правил поведения. 1.5. Текущая деятельность школы определяется годовым планом работы по охране здоровья, в который включены в том числе профилактические и оздоровительные мероприятия. План работы составляется на начало учебного года и утверждается директором школы. № п/п 1 1. 2. 3. 4. Название мероприятий 2 3 Оказание первичной медицинской помощи обучающимся в порядке, Фельдшер ОВП установленном законодательством в сфере охраны здоровья детей. Ежедневный контроль за посещаемостью обучающихся, отслеживание причин пропусков уроков, визуальное наблюдение за состоянии здоровья обучающихся. Организация питания обучающихся в соответствии с требованиями Роспотребнадзора Организация проветривания помещений 6. Определение максимального объема образовательной нагрузки, продолжительности регламентируемой образовательной деятельности 8. Пропаганда среди обучающихся и их обучение навыкам здорового образа жизни, соблюдение соблюдению требований охраны труда и режима дня Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом Сроки исполнения 4 в течение всего периода работы Учреждения педагогические работники Учреждения в течение всего периода работы Учреждения директор, заведующий хозяйством, классные руководители, бракеражная комиссия по графику питания Проведение санитарно-просветительской работы о мерах профилактики гриппа, ОРВИ и коронавирусной директор, фельдшер ОВП, классные инфекции среди обучающихся, педагогов руководители и родителей (законных представителей) обучающихся 5. 7. Ответственный в период эпид. ситуации заведующие кабинетами по утвержденному графику проветривания директор, заместитель директора по УВР постоянно, в течение учебного года заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители директор, учитель физкультуры, классные руководители постоянно, в течение учебного года постоянно, в течение учебного года 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий среди обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и сотрудников Организация методического сопровождения работы по вопросам формирования у участников образовательных отношений навыков здорового и безопасного образа жизни. Мониторинг сформированности знаний основ здорового образа жизни обучающихся Осуществление контроля за подбором и расстановкой мебели в кабинетах (ростовая маркировка), соответствующей росту обучающегося Осуществление контроля за соблюдением правильной осанки обучающимися во время образовательной деятельности, проведение физкультминуток на уроках, создание благоприятного двигательного ре-жима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия Организация контроля за проведением регулярной влажной уборки помещений в соответствии с требованиями СанПиН Фельдшер ОВП, классные руководители по графику ГБУЗ СО «Каменская ЦРБ» директор, заведующий хозяйством, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители в течение всего учебного года заместитель директора по воспитательной работе в течение всего учебного года заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители 2 раза в год заведующие кабинетами ежегодно педагогические работники постоянно Заведующий хозяйством, технический персонал постоянно 1. Охрана здоровья обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. 1.1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется Школой; Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляет Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Каменская центральная районная больница». Школа предоставляет помещение (медицинский кабинет) с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 2) организацию питания обучающихся; В целях охраны здоровья обучающихся предусматривает предоставление продуктов питания соответствующего качества, обеспечение рациональных норм питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Рациональная организация питания в Школе является одним из важных элементов системной работы по формированию культуры здорового питания. 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; Данная мера обеспечивает возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Для различных категорий обучающихся учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. В Школе учебные занятия начинаются в 8.30. Обучение в 1 смену. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана Школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки, в частности, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1 классов не превышает 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры; -для обучающихся 2- 4 классов — не более 5 уроков и 1 день в неделю — не более 6 уроков за счет урока физической культуры; -для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков; -для обучающихся 8-11 классов—не более 8 уроков. При составлении расписания уроков: учитывается дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках. Расписание на учебный год утверждается приказом директора школы. Текущий контроль за расписанием уроков проводит заместитель директора по учебно – воспитательной работе. Обучение в 1-м классе имеет свои дополнительные особенности ввиду возраста обучающихся, их психофизиологических особенностей и необходимости адаптации к школьной системе: — использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 40 минут каждый); — обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; — дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти отражены в календарном учебном графике и утверждаются приказом директора по школе; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ; Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач: — внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; — внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ; — повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества; — повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей; — повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ; — повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей; — обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации; — формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе; Помещения образовательной организации должны соответствовать установленным требованиям, обеспечивающим безопасность обучающихся во время учебного процесса, а также предусматривать возможность быстрой и безопасной эвакуации на случай чрезвычайной ситуации (пожар, террористический акт и пр.). Образовательная организация должна быть обеспечена пунктом охраны, предупреждающей прохождение на территорию посторонних лиц. Внедрение современных технологий позволяет образовательным организациям организовать пропускную систему. 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе. Профилактика несчастных случаев обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в организациях в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции. 2.5 Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, организовывается обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений Школы и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации 3.1 Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, ведётся специалистами: педагог- психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог. 3.2 Психолого-педагогическая, помощь включает в себя: • Психолого-педагогическое консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников; • Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с учащимися, логопедическая помощь учащимся; • Помощь учащимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3.3 Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 3.4 Специалисты также оказывают помощь Школе, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания учащихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению. 4. Общие принципы о текущем контроле за состоянием здоровья обучающихся. 4.1. Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. В основной образовательной программе школы, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни. Основные задачи данного направления: формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях о физической культуре и спорте. Средством реализации данного воспитательного направления являются следующие мероприятия и творческие дела: предметные недели, спортивные турниры, эстафеты, спортивные перемены, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и здоровья. В школе организовано взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения. В школе ведется преемственное и непрерывное обучение здоровому образу жизни на всех образовательных уровнях, комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки учеников. В школе ведется учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Отслеживание формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся ведется ежемесячно (отчеты о проведении спортивно-массовой работы), по полугодиям (аналитические справки) и ежегодно (отчет о работе за год). 4.2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся. Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Имеется помещение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. В школьных помещениях поддерживаются оптимальные естественная и искусственная освещенность, воздушно-тепловой режим. Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. Школа оснащена помещением для работы медицинского персонала, оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи. В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися. 4.3 Рациональная организация образовательного процесса. Помимо включения в основную образовательную программу направления по воспитанию физической культуры, готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни в школе реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности). Педагоги школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правили нормативов. Физкультурнооздоровительная работа ведется с обучающимися всех групп здоровья. 4.4. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни. В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно- публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения. Планируется повышение квалификации педагогических работников по вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся. 4.5 Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. Наличие безопасной поддерживающей среды в ОУ: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике ПАВ, проведение тематических линеек и классных часов, анкетирование по выявлению факторов риска распространения ПАВ и его оценка. 4.6 Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Привлечение педагогических и медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 4.7 Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, включение этих сведений в ежегодный отчет ОУ, доступный широкой общественности. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей комплексностью и системностью работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.