Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ» Утверждено: директор школы ________ Ю.А. Казанцева приказ № 52 от 04.05.2022г. Отчет о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Пироговская средняя общеобразовательная школа» за 2021 год Введение. Самообследование деятельности МКОУ «Пироговская СОШ» проводилось в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Самообследование проводится ежегодно комиссией, в состав которой входит администрация школы, руководители МО, завхоз. Самообследование проводится в форме анализа. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения Наименование Муниципальное казенное образовательной общеобразовательное учреждение организации «Пироговская средняя общеобразовательная школа» сокращённое название МКОУ «Пироговская средняя школа» Руководитель Казанцева Юлия Андреевна Адрес организации Юридический и фактический адрес: 623471, Свердловская область, Каменский район, с. Сипавское, улица Советская, 11б Телефон, факс Телефон: 8(3439) 37-42-86 Адрес электронной E-mail: 123108@mail.ru почты Официальный сайт Pirogovskaya.uralschool.ru Учредитель Управление образования Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ». Дата создания 1968 Лицензия Серия 66 № 003410 выдана 05 марта 2012 г. бессрочная Свидетельство о От 25 июня 2015г, серия 66А01, № 0002299 государственной аккредитации Организационно- Тип – общеобразовательное учреждение; правовая форма вид – среднее общеобразовательное. Перечень образовательных программ, прошедших государственную аккредитацию: • начальное общее образование; • основное общее образование; • среднее (полное) общее образование. МКОУ «Пироговская СОШ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления; имеет печать со своим наименованием. Наличие филиалов: нет. 2. Система управления образовательной организацией. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Общее управление школой осуществляет директор Казанцева Юли Андреевна с 23 марта 2020 г.в соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности. Управленческая команда в составе Директора школы и ее заместителей - по учебновоспитательной работе и воспитательной работе прошли профессиональную переподготовку по ДПО «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «Менеджер государственного и муниципального управления». Основной функцией директора школы является осуществление оперативного руководства деятельностью Учреждения, управление жизнедеятельностью образовательного учреждения, координация действий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, общее собрание коллектива. Заместитель директора по УВР Надежда Геннадьевна Веретенникова осуществляет оперативное управление образовательным процессом: выполняет информационную, оценочноаналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольно-регулировочную функции в учебной части. Заместитель директора по ВР Любовь Александровна Гракова осуществляет оперативное управление воспитательным процессом: выполняет информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольнорегулировочную функции в воспитательной работе. Заведующий хозяйством – Бадретдинов Роберт Гельмиевич. Государственно – общественный характер управления представлен Советом школы и общешкольным родительским комитетом, имеющими свое Положение, согласно Уставу школы. Совет школы состоит из 9 человек (педагоги - 3 человека, учащиеся - 2 человека, родителей - 2 человека, директор школы, 1 - специалист сельской администрации). Организационная структура управления соответствует функциональным задачам и Уставу школы и направлена на создание единого образовательного коллектива единомышленников, которых сближает общая цель, а также задачи и проблемы совместной деятельности. • Общее собрание коллектива осуществляет общее руководство школой, избирается на основе Положения, представляет интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей). • Педагогический совет руководит педагогической деятельностью в школе. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу школы. Управление школой осуществляется на основе гласности, демократии, соуправления. Основные формы координации деятельности: план работы на год, включающий план внутришкольного контроля и план воспитательной работы школы. Органы самоуправления в школе. Название органа Какова их роль в жизни Печатное издание (название, самоуправления (количество школы. год создания) учащихся) Совет командиров ДО Руководство деятельностью Журнал «Школьный «Радуга» включает всех ДО «Радуга»; организация меридиан», 1975 г. командиров отрядов и соревнования между состоит их 11 человек. отрядами ДО «Радуга», контроль за деятельностью классных органов самоуправления; организация общешкольных мероприятий, волонтерского движения; связь с социумом; представительство коллектива обучающихся на педагогических советах. В 2021 году школа начала вводить электронный документооборот в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 № 122-ФЗ. В течение 2021 года в электронную форму перевели: педагогическую отчетную документацию; рабочую документацию в сфере образования; электронный журнал на платформе «Дневник.ру»; переписку, уведомление, опрос, формирование общих документов и анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся через электронные гугл-формы; оформление учебной и методической документации в части ООП начального, основного и среднего общего образования. Внедрение электронного документооборота было сопряжено с техническими сложностями, так как были сбои с интернет-обеспечением. К декабрю 2021 года работа с электронным документооборотом практически полностью наладилась в запланированном объеме. Электронный документооборот позволил добиться увеличения эффективности работы школы на 9% за счет быстроты доставки и подготовки документов, уменьшения затрат на бумагу и расходных комплектующих для принтеров и МФУ. Возникла необходимость обучить всех педагогов и административный персонал работе с платформой «1С: Предприятие». Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Выводы: Существующая система управления образовательной организацией способствует достижению поставленных целей и задач, запросам участников образовательного процесса, реализации компетенций образовательной организации, закрепленных в ст. 261 и ст. 282 Федерального закона № 273-ФЗ от 27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В следующем учебном году необходимо работать над совершенствованием государственно-общественного характера управления и переходу на электронный документооборот на платформе «1С: Предприятие». 3. Оценка организации учебного процесса в МКОУ «Пироговская СОШ» МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» существует с 1968 года и находится на территории Сипавской сельской администрации, в которой обучаются дети, проживающие на территории 3-х сельских администраций: Сипавской, Барабановской, Окуловской и работает в условиях ЕОК. Расстояние до города 18 км, дорога с асфальтовым покрытием, до железнодорожной станции 1 км, сообщение с городом Каменск – Уральский и Екатеринбургом – рейсовым автобусом и электричкой. На территории нет градообразующих крупных предприятий. Рабочие места предоставляют учреждения бюджетной сферы: ОВП, предприятия торговли, почта, дома Культуры, служба ЖКХ, фермерское хозяйство «Братья Орловы», », ООО «Старт», мясной цех ИП «Каменский богатырь». Всего в школе на 01 января 2021 было года 186 учащихся. Средняя наполняемость классов – 17 человек. В 2021 году в школе обучалось 2 ребёнка-инвалида на дому. Приём и зачисление в списки учащихся производится без каких-либо испытаний и ограничений, что соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Уставу школы. Подвоз учащихся осуществляется двумя школьными автобусами – 101 человек. Характеристика образовательных программ по уровням. МКОУ «Пироговская СОШ» реализует программы: начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и для детей с УО (интеллектуальными нарушениями.. Учебный план предусматривает: - 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель. - 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 59 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период); - 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы). Формы организации учебного процесса: . уроки (классно-урочная система), . обучение на дому, . консультации индивидуальные и групповые, . занятия по выбору, . олимпиады, конкурсы, . внеурочные занятия. 1 2 Статья 26. Управление образовательной организацией Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.3) Внеурочная и внеклассная деятельность организована во второй половину дня и рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Поддерживается разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Развитие воспитательной системы происходит с учетом школьных традиций, а так же современных требований и стандартов. В связи с переходом на обновленные ФГОС НОО и ООО в 2022-23 учебном году 2021 году в образовательной деятельности произошли ключевые изменения. Они связаны с подготовкой к переходу на новые ФГОС, реализацией программ воспитания и широким внедрением дистанционного обучения. Основные направления деятельности школы: 1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта в 110 классах 2. Сохранение жизни и здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Школа является открытой системой: информация о деятельности школы выкладывается на сайт школы pirogovskaya.uralschool.ru, здесь можно познакомиться с педагогическим коллективом, нормативными документами, режимом работы школы, новостями из внеурочной жизни учащихся, узнать о достижениях и успехах школьников. Введена электронная запись при поступлении первоклассников в школу на сайте edu2.egov66.ru, ведется работа с электронным журналом и дневником в системе dnevnik.ru. Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных организаций, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ. В 2021 году в школе реализовались следующие образовательные программы: - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» начального общего образования, нормативный срок освоения программы 4 года; - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» основного общего образования, нормативный срок освоения 5 лет; - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» среднего общего образования (по ФГОС), нормативный срок освоения 2 года; - адаптированная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для детей с задержкой психического развития (7.1.), нормативный срок освоения 4 года в начальной школе и 5 лет на уровне основного образования; - адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); - адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.2. Соответствие учебного плана образовательной программе образовательной организации. В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» в 2021 году реализовались следующие учебные планы: - учебный план для 1-4 классов; - учебный план для 5-9 классов; - учебный план для 10-11 классов по ФГОС; - учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 класс; - индивидуальные учебные планы для обучающихся на дому. С 01.01.2021 года школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20, а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21. В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные ресурсы, в частности, платформа Российская электронная школа, Учи.ру, Dnevnik.ru. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину данной ситуации видим в следующем: −недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами обучения – компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным интернетом; −недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению образовательных программ; −не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся. Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО. 3. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Наша школа - общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы. I уровень – основная образовательная программа начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года); II уровень – основная образовательная программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет). III уровень – образовательная программа среднего общего образования (нормативный срок освоения – 2 года). Дополнительные образовательные услуги школа не оказывает. Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного процесса. Уровень образовательных программ отвечает государственным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Освоение образовательных программ на всех уровнях обучения осуществляется в соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной квалификации учителей. Ключевые направления деятельности педагогического коллектива: 1. Реализация образовательных стандартов. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. Являясь базовым фундаментом всего последующего образования, начальная школа, формируя универсальные учебные действия, обеспечивает умение учиться. Обучение осуществляется по УМК «Школа России», которое обеспечивает организационное сопровождение, педагогическую поддержку, развитие и успешную социализацию учащихся начальной школы с мотивацией к образовательно–социальной деятельности. На уровне начального образования в 4-ом классе, реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики». По результатам анкетирования выбран модуль «Основы светской этики». На уровне основного общего образования в 5 классе продолжением является изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который включен в обязательную часть учебного плана. С целью учета качественных образовательных изменений у обучающихся педагогами школы проводился мониторинг достижения образовательных результатов обучающимися. Результаты мониторинга учитывались в организации работы с детьми, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями позволило школе достичь следующих образовательных результатов: На конец года 186 учащихся, из них 27 первоклассника, 19 человек, завершающих основное общее образование 1 полугодие 2020- 2 полугодие 2020- 1 полугодие 202121 уч. года 21 уч. года 22 уч.года Отличников (чел) 0 1 /0,6% 0 на «4» и «5» (чел) 58/35% 48/27,1% 36/25% Качество (%) 35% 27,5% 25% Неуспевающие (чел) 35/21% 17/9,6% 31/19% Успеваемость (%) 79% 90,4% 81% Из таблицы видно, что количество успевающих на «4» и «5» уменьшилось за 2 года на 10% , в то время, как количество неуспевающих на конец учебного годаостается практически на одном уровне и составляет около 20%, это практически каждый десятый ученик, при том, что в среднем на одного преподавателя приходится 10 учеников. Осенью 2021 года для учеников 5–9-х классов были проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. Анализ выполнения ВПР весна 20221 кл предмет 4 русский язык 4 математика окружающий 4 мир 5 математика 5 русский язык 5 история 5 биология 6 математика 6 русский 6 география 6 история 6 обществознание 6 биология 7 английский язык 7 география 7 русский язык 7 история 7 обществознание 7 математика 7 биология 7 физика 8 география 8 русский язык 8 биология 8 математика 10 география 11 география кол-во кол- кол- колколподтв во во во во четв "2"% "3"% "4"/% "5"/% оценку 0 53,8 46,2 0 84,6 0 15,4 53,9 30,8 30,8 0 7,1 43 36 38,9 27,8 16,7 33,3 11 61 69, 2 30,8 21,4 71,3 0 66,7 18,2 36,4 6,7 80 38,5 61,5 63,1 36,9 64,7 29,4 22,2 61.1 26,3 57,9 5,6 72,2 64,7 35.3 12,5 75 63,2 31,2 37,5 62,5 60 10 22,2 55,6 33,3 66,7 0 50 0 60 85,7 7 27,8 33.3 28 0 7,1 33,3 45,5 13,3 0 0 5,9 16,7 15,8 22,2 0 12,5 5,3 0 30 22,2 0 50 40 7 14 5,6 16,7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 28,6 28,6 50 55,6 38,9 43,6 57,1 75 27,3 53,3 53,9 21 11,8 66,7 68,4 77,8 58,8 43,8 36,3 37,5 60 55,6 22,2 0 40 кол-во понизив оценку 0 0 кол-во повысивш оценку 15,4 69,2 Базовый уровень 64% 57% Высокий уровень 36% 43% мета предметные результ 66,1 69, 2 0 64,3 50 22,2 55,6 53,8 21,4 0 17,2 40 46,2 79 82,4 33,3 26,3 16,7 41,2 56,2 68,4 62,5 40 33,3 66,7 100 60 71,4 7,1 0 22,2 5,6 2,7 21,4 25 54,6 6,7 0 0 5,9 0 5,3 5,6 0 0 5,3 0 0 11,1 11,1 0 0 43% 55% 45% 45% 50% 71% 82% 88% 76% 47% 76% 56% 40% 65% 60% 45% 75% 65% 50% 83% 58% 67% 50% 0 0 57% 40% 50% 55% 50% 29% 18% 12% 24% 53% 24% 44% 35% 30% 40% 55% 10% 35% 40% 17% 25% 25% 25% 100% 100% 67,8 39,7 48.5 53,6 54,2 32,8 51,3 57,7 54,4 54 38,3 17 25 49,7 35,4 59,8 31,2 57 23,8 35,1 50,1 44,8 31,7 61,8 48,8 Как видно из таблицы большое количество неудовлетворительных оценок по русскому языку, математике, английскому языку и предметам естественно-научного цикла. С 6го класса начиная, нет обучающихся, показавших повышенный уровень-оценок «5». В 9 классе менее 50% показавших базовый уровень знаний, менее 30%, подтвердивших годовые отметки. У обучающихся не сформированы умения выделять главное в тексте, составлять грамотный письменный ответ на вопрос. Не умеют работать с информацией, представленной в табличной и графической форме, отсутствуют навыки работы с текстом, нахождение из него нужной информации, плохо владеют краеведческим материалом. Результаты итоговой аттестации выпускников Доля участников, получивших ср. тестовый балл, математика ЕГЭ в 2021 г. По области Средние общеобразов. по области- школы Доля участников, получивших тестовый балл (%) Кол-во Ниже От.мин От 61б От 81 Кол-во участмин. до 60б до 80 до 99 б участников ников получивших 100б 4,32 Ср. тестовый балл 14,49 0 58,62 6033 4,86 50,51 35,14 9,55 0 МО «Каменский ГО» 46 2,17 23,91 50 26,09 0 Пироговская СОШ (профиль) Пирогов СОШ (база) 2 0 100 0 0 0 3 0 2/67% 1/37% 0 0 Доля участников, получивших ср. тестовый балл, русский язык ЕГЭ в 2021 г. Доля участников, получивших тестовый балл (%) Кол. Ниже От.мин до От 61б до От 81 до Кол-во участ- мин. 60б 80б 99 б участников ников получивших (чел) 100б По области 0,17 Ср.тест балл- 71,85 31,83 0 СОШ по 10417 0,12 20,44 53,01 26,53 19 области МО 46 2,17 23,91 50 26,09 0 «Каменский ГО» Пироговская 2 0 0 2/100 0 0 СОШ (профиль) Пирогов СОШ 3 0 1/100 2/67 0 0 (ГВЭ) Доля участников, получивших ср. тестовый балл, русский язык ОГЭ в 2021 г. Кол-во участников (чел) Доля участников, получивших тестовый балл (%) 2 3 4 5 На «4» и «5» СОШ по области МО «Каменский ГО» Пироговская СОШ (профиль) Пирогов СОШ (ГВЭ) 28225 4,02 32,44 40,31 23,27 63,56 198 2/1,01 63/31,82 93/46,97 40/20,2 67,17 7 0 1/14,3 4/57,1 2/28,6 6/85,67 0 Доля участников, получивших ср. тестовый балл, математика ОГЭ в 2021 г. Кол-во участников (чел) По области 40967 СОШ по 28221 области МО 198 «Каменский ГО» Пироговская 7 СОШ (ОГЭ) Пирогов СОШ 2 (ГВЭ) Доля участников, тестовый балл (%) 2 3 4 получивших 5 На «4» и «5» 53,49 26,66 1,1 5,8 45,41 67,53 45,53 21,3 7,96 5,36 1,01 75,76 20,71 2,53 23,24 0 100 0 0 0 0 1 0 1 50 Результаты выпускников школы 9 классов по русскому языку выше средних по району и области. Наблюдается стабильная положительная динамика качества сдачи выпускниками 9 классов русского языка. По математике средняя оценка составляет «3», но из двух сдававших ГВЭ один из них набрал наибольшее количество возможных баллов. 4. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для всех классов. Занятия проводятся в одну смену. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы образовательных организаций в 2020/21 учебном году и до конца 2021 года Школа: 1. Разработала графики входа учеников через четыре входа в учреждение; 2. Закрепила классы за кабинетами; 3. Составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций; 4. Подготовила расписание работы столовой и приема пищи с учетом дистанцированной рассадки классов, учеников к накрыванию в столовой не допускали; 5. Разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли по официальным родительским группам в WhatsApp; 6. Закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные и настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Запасы регулярно пополняются, чтобы их хватало на два месяца. Анализ воспитательной работы МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» Воспитательная работа в школе осуществляется на основе Рабочей программы воспитания НОО, ООО, СОО. Целью воспитательной работы школы в 2021 году являлось создание условий для личностного развития обучающихся, проявляющегося в усвоении ими социально значимых знаний, развитии их социально значимых отношений и приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел. Задачи: Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников; Использовать в воспитании интерактивные формы занятий; детей возможности школьного урока, организуя Реализовывать воспитательные возможности детских объединений, работающих по школьным программам внеурочной деятельности; Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; Организовывать профориентационную работу со школьниками; Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; Осуществлять работу с родителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Для достижения результата были определены направления воспитательной деятельности школы: духовно – нравственное, гражданско – патриотическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое воспитание, трудовое воспитание, учебно – познавательная деятельность. Результатом работы по духовно – нравственному воспитанию является сформированность ценностных ориентаций обучающихся. По данным анкетирования школьники 6-11 классов называют наиболее значимые для себя общечеловеческие ценности: семья, Отечество, природа, человек. Этому способствовала система классных часов, посещение музеев, театров, участие в акциях «Весенняя неделя добра», «Корзинка добра», «10 000 добрых дел». В ноябре традиционно во всех классах школы проходят классные часы по изучению истории и государственных символов России, правовому воспитанию. Правовое просвещение осуществлялось в рамках Дня правовой помощи детям. 26 обучающихся приняли участие во Всероссийском правовом диктанте. Проводятся мероприятия по профилактике экстремизма в подростковой среде: классные часы «Трагедия Беслана - боль России», просмотр документального фильма «И стихла стрельба…», акция «Капля жизни» и др. В течение учебного года значительно активизировалась деятельность по профориентации обучающихся. Во всех классах школы проведены тематические классные часы, состоялись Фестиваль профессий, встречи старшеклассников со специалистами Центра занятости и агропромышленного комплекса. Семь обучающихся начальной школы стали участниками и призерами муниципального конкурса «Шаг в профессию», 100 % учащихся 6-11 классов принимали активное участие в открытых уроках «Проектория», многие школьники приняли участие в проектах «Билет в будущее», «Лифт в будущее», конкурсе творческих работ «Взгляд в будущее». Состоялась поездка обучающихся 9 класса в политехнический колледж. В школе ведется работа по формированию финансовой грамотности обучающихся. Школьники принимают участие в мероприятиях в рамках Недели финансовой грамотности. Ученица 3 класса Говорухина Екатерина стала участницей областного фестиваля финансовой грамотности в номинации «Сказки из кошелька». Трудовая деятельность осуществлялась в рамках дежурства по школе, акций «Зеленая Россия» и «Листопад», участие в областной программе «Родники». Существенное положительное воздействие на воспитательный процесс оказывали общественные объединения и организации. Это общественная организация для детей «Радуга» и органы ученического самоуправления – Совет командиров и советы отрядов. Некоторые общешкольные мероприятия были подготовлены и проведены детьми. Систематически собирался Совет командиров; было организовано соревнование между отрядами, итоги которого поводили сами обучающиеся. Реализуются отрядные проекты. В течение учебного года школьники принимали участие в реализации общешкольного социального проекта «Одиночеству – нет». Пресс – центр, состоящий из обучающихся 7 класса (это их отрядный проект), выпустил три номера общешкольного журнала «Школьный меридиан». Большой вклад в патриотическое воспитание школьников вносит ВПК «Форпост»: акции «Обелиск», «Пост №1», встречи с ветеранами боевых действий, проект «У Победа наши лица». Команда школы успешно выступила на городской военно – спортивной игре «Каменские патриоты». 48 обучающихся школы принимают участие в проектах и акциях Российского движения школьников. Обучающиеся второго класса под руководством классного руководителя Марковой Е.А. стали активными участниками природоохранного движения «Эколята» (акция «Птица наши друзья», конкурс поделок из бросового материала, фотоконкурс «Родная природа» и др.). В течение года в школе работал волонтерский отряд «Добровольцы», который оказывал содействие в организации школьных мероприятий, пропаганде здорового образа жизни. В течение прошедшего учебного года проводилась систематическая работа по профилактике асоциальных явлений и мотивации ЗОЖ: День трезвости, День отказа от курения, мероприятия в рамках реализации Программы профилактики ВИЧ (акция «Красная ленточка», тематические уроки в 9-10 классах, Международный день борьбы с наркоманией и др.), индивидуальная работа с обучающимися, употребляющими табак. Большая работа проведена в рамках профилактического мероприятия «За здоровье и безопасность наших детей». В рамках муниципального социального проекта «Если вместе, если дружно!» был реализован проект «Здоровьесберегающая среда школьника»: День здоровья, классные часы из цикла «Академия здоровья», практическая работа «Исследование санитарного состояния школьного здания», походы выходного дня, выпуск тематического номера журнала «Школьный меридиан». Обучающиеся отряда «БЭМС» под руководством Боровых Е.Г.заняли третье место в муниципальном этапе проекта «Будь здоров!». Результатом работы педколлектива по общеинтеллектуальному направлению является рост количества обучающихся, принимающих участие в интернет – конкурсах разного уровня. В марте 2021 года два школьника стали призерами районной научно – практической конференции. Ученица первого класса была лучшей в интеллектуальной части муниципального конкурса «Первоклассник» и заняла второе место в целом по конкурсу. Ученица 8 класса заняла первое место во Всероссийском литературном конкурсе «Спасибо тебе, солдат!». В ноябре 2021 года ученица 11 класса заняла второе место в районной олимпиаде «Прокуратура России и ее роль в поддержании правопорядка в государстве». В рамках мероприятий, посвященных году науки, в школе состоялись Урок атома, онлайн – встреча с Уральскими учеными. 100% обучающихся 1-10 классов занимались по программам курсов внеурочной деятельности. Недостатком работы в этом направлении является то, что многие обучающиеся школы проявляют недостаточный уровень учебной мотивации. Ограничительные меры, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции, привели к необходимости корректировки формата воспитательных мероприятий: больше стало внутриклассных мероприятий, многие из запланированных дел проводились в онлайн- и оффлайн-режиме, некоторые вообще не были проведены. Значительно меньше было выездных мероприятий, встреч с ветеранами боевых действий, социальными партнерами. Большое внимание в школе уделяется профилактике правонарушений обучающихся. В школе регулярно собирался Совет профилактики, на заседаниях которого проводилась работа не только с детьми, состоящими на разных формах учета, но и с учащимися, имеющими проблемы в поведении и успеваемости. Образовательная организация принимает участие во всех областных профилактических мероприятиях: «Подросток», «Школьник», «Безнадзорные дети», «Единый день профилактики», «Здоровье» и др. Профилактическими мероприятиями охвачены 100% учащихся школы. Результатом работы по данному направлению является снижение количества обучающихся школы, состоящих на различных формах профилактического учета. Работа с семьями обучающихся является одним из приоритетных направлений воспитательной работы. В 2021 учебном году образовательная организация работала со 129 семьями, из них 49 - неполные, 47 - многодетных. Значительная часть семей обучающихся имеет низкий воспитательный потенциал. Осуществлялось систематическое изучение семей, педагогическое просвещение родителей через систему педлектория, организацию встреч со специалистами разных направлений деятельности, распространение памяток и листовок, размещение информации в родительских чатах и на сайте школы. Классные руководители постоянно поддерживают контакт с родителями обучающихся. За прошедший учебный год состоялось 19 посещений семей на дому. Большое значение при работе с семьями обучающихся играет взаимодействие школы с социальными партнерами – Сипавской и Окуловской сельскими администрациями, ТКДН и ЗП, ПДН ОП № 22 . Следует отметить недостаточную вовлеченность родителей в соуправление школой, общешкольный родительский комитет работает формально. Ведущую роль в реализации поставленных целей и задач играют классные руководители. Воспитательный процесс в школе осуществляется 13 классных руководителей. По данным диагностики, 25% классных руководителей работают на высоком профессиональном уровне, 75% - на достаточном. Педагогами создаётся атмосфера взаимоуважения, поддержки каждого ученика. Классные руководители, педагоги-предметники, администрация школы в своей деятельности придерживаются принципов гуманности и толерантности. В школе созданы условия для самореализации обучающихся, всё больше возможностей предоставляется для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя и быть успешным в том или ином направлении. В результате анализа воспитательной работы можно выделить следующие проблемы, над которыми предстоит работать в 2022 году: Значительная часть обучающихся школы демонстрируют недостаточный уровень учебной мотивации. Недостаточно высокие показатели результативности участников конкурсов муниципального и регионального уровня, незначительное количество участников в конкурсах федерального уровня. Недостаточно развита вовлеченность родителей в соуправление школой, многие семьи не уделяют должного внимания воспитанию и обучению детей. 5. Год выпус ка 20202021 кол-во выпускни ков 14 Востребованность выпускников Основная школа количество выпускников, продолжающих образование 10 НПО, СПО все % кл. Повт го обуч 3 3 6 13 93 труд оуст ройс тво 1-СА Средняя школа кол-во количество выпускников, выпус продолжающих образование кни- СПО ВУЗ РА всего ков 5 3 1 1 5 труд оуст рой ство 0 6. Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы. Педагогические кадры Сильные стороны 1. Педагогический коллектив сейчас составляет 18 человек (из них 3 руководящие работники школы). Средний возраст составляет – 44 года. Уровень квалификации: 2 педагога – высшая квалификационная категория; 11 (65 %) педагогов школы имеют первую квалификационную категорию 2. Уровень образования: Из 17 учителей (постоянного состава) 1 человек (65%) имеют высшее педагогическое образование, 1педагогнезаконченное высшее (студент заочного обучения), 3 человека - среднее профессиональное педагогическое образование (17%). 3. Награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ – 5 педагогов. Имеют Грамоты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области –5 педагогов. 4. Готовность большинства педагогов повышать профессиональное мастерство. 5. Заинтересованность педагогов в переходе школы в эффективный режим работы. 6. Наличие системы воспитательной работы. 7. Есть служебное жильё. Возможности Проблемы 1. Доля педагогов пенсионного возраста22%. 2. Доля педагогов моложе 30 лет -22%. 3.39% педагогов основной и старшей школы преподают 2 и более предметов. 4. Мала доля педагогов, имеющих ВКК, 2 педагога не аттестованы в связи с тем, что работают в ОО менее двух лет. 5.Мала доля педагогов транслирующих опыт педагогическому сообществу. 6. Отсутствие узких специалистов для реализации адаптированных образовательных программ. 7. Школа имеет вакантные места (учитель химии, математики, педагог-психолог, педагог-дефектолог) 8. Отсутствие в микрорайоне школы квалифицированных специалистов для ведения курсов внеурочной деятельности. Ограничения и риски 1. Удовлетворение образовательных 1.Прекращение педагогической деятельности запросов обучающихся с различными педагогами пенсионного возраста. способностями и возможностями, в том 2.Отсутствие притока молодых специалистов числе с одаренными детьми. 3. Недостаточная востребованность у 2. Мотивация педагогических потенциальных и реальных потребителей работников на реализацию основных и образовательных услуг высокого уровня адаптированных образовательных содержания образования, требующего программ. повышенной работоспособности, 3. Использование в образовательном заинтересованности родителей и процессе современных образовательных обучающихся. технологий. 4. Реализация Программы внеурочной деятельности. Информатизация школы. Сильные стороны 1. В каждом кабинете наличие автоматизированного рабочего места педагога. 2. Подключение всех компьютеров к сети Интернет. 3. Хорошая скорость Интернета 4. Возможность использования электронных приложений к учебникам и цифровых образовательных ресурсов . Возможности 1. Возможность дистанционного обучения 2. Прохождение он-лайн тестирования, обучения, контроля. Проблемы 1.Недостаточное количество мультимедийного и интерактивного оборудования. 2.Отсутствие системного администратора. 3.Не все ПК соответствуют современным требованиям. 4. Отсутствие системы непрерывного обучения педагогов современным информационным технологиям. 5.Недостаточность финансирования для своевременного обновления и ремонта устаревшего оборудования. Ограничения и риски 1. Ухудшение здоровья. 2. Информационная перегрузка. 3. Отсутствие медиатеки в школе. Материально-техническая база Школы Сильные стороны 1. Централизованное отопление, водоснабжение. Полностью отремонтирован пищеблок, доставлено новое технологическое оборудование в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.3/2.4.3590-20. 2. На складе пищеблока установили психрометр и три холодильных шкафа. В горячем цеху установили пароконвектомат, электроплиту. Оборудовали производственным столом, среднетемпературным холодильным шкафом, стеллажом, посудомоечной машиной, моечной ванной и раковиной для мытья рук. 3. Количество детей в школе не превышает емкости здания. Все обучающиеся учатся в одну смену. 4. Имеется библиотека. 5. Составлена дорожная карта пополнения материально-технической базы школы. 6. Школа оснащена мебелью. 7. Созданы безопасные условия для образовательного процесса: видеонаблюдение, пропускной режим (система СКУД), тревожная кнопка, современная пожарная сигнализация. 8. Имеется 2 школьных автобуса. 9. Отсутствие предписаний надзорных органов Возможности Проблемы 1. Нет отдельного кабинета ОБЖ 2. Библиотечный фонд не пополняется художественной и информационной литературой. 3. Оборудование и средств ИКТ в кабинетах требует модернизации. 4. Отсутствие оборудования для научно-технических работ. Недостаточно спортивного инвентаря (лыжи, лыжные ботинки, мячи для игровых видов спорта, скакалки, мяч набивной (медбол), степ-платформы, снаряды для функционального тренинга, дуги для подлезания, коврики гимнастические, палки гимнастические утяжеленные (бодибары), стойку для бодибаров; 5. в рекреациях: стол модульный, регулируемый по высоте; стул ученический, регулируемый по высоте; интерактивную стойку со встроенным планшетом; ЖК-панель с медиаплеером; 6. в кабинете химии: флипчарт с магнитно-маркерной доской, весы электронные с USB-переходником, центрифугу демонстрационную, прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды, набор для электролиза демонстрационный, прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный), прибор для окисления спирта над медным катализатором. Ограничения и риски 1. Повышение уровня здоровья школьников. 2. Ежегодное составление смет расходов, в которые включены пополнение МТБ. 1. Нормативы бюджетного финансирования не позволяют пополнять МТБ учреждения на достаточном уровне. 2. Удаленность территории села от культурных и научных центров и невысокий материальный достаток в семьях обучающихся. Вывод: Анализ текущей ситуации показывает, что в школе: - работает педагогический коллектив соответствующей квалификации и уровня подготовки, но не до конца укомплектован по штатному расписанию (учитель физики) - созданы безопасные и комфортные условия образовательного процесса, система воспитательной работы и внеурочной деятельности; - ежегодно улучшается материально-техническая база школы; Однако, несмотря на созданные условия и максимум усилий со стороны педагогического коллектива, на протяжении трех последних лет наблюдается отсутствие положительной динамики качества результата ВПР в 5-8 классах практически по всем предметам. В 2021 году один обучающийся 9 класса пересдавал математику. Все вышеизложенное позволяет выделить проблемы, ограничивающие функционирование школы для достижения качественного результата образования: 1. Не укомплектованность школы педагогическими кадрами по предметам, согласно штатного расписания и для психолого-педагогического сопровождения (психолог, дефектолог, логопед). 2. Профессиональные затруднения педагогов для сопровождения обучающихся с разными образовательными потребностями. 3. Низкая мотивация обучающихся и родителей на получение качественного образования. 7. Финансово – экономическая деятельность Финансирование осуществляется в основном за счет бюджетный средств. Расходование средств школа осуществляет согласно смете расходов. Направления использования бюджетных средств: − заработная плата, начисления на оплату труда; – выплаты налогов; − социальное страхование; − пополнение материально-технической базы; − транспортные и коммунальные услуги; − услуги по содержанию имущества; − обеспечение безопасности; − прочие услуги. За 2021 год из регионального бюджета поступило и израсходованы средства в соответствии со сметной документацией. Бюджет освоен в полном объёме. Предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельностью школа не занимается. 8. Внутренняя система оценки качества образования Внутренняя система оценка качества образования основывается на следующих локальных актах: «Положение о порядке внутришкольного контроля в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пироговская средняя общеобразовательная школа», Положение «О системе оценки качества образования в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Пироговская средняя общеобразовательная школа». «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа». По итогам мониторинговых и контрольных мероприятий пишутся аналитические справки, которые доводятся до сведения педагогических работников на заседаниях Педагогического совета, методических совещаниях, административных совещаниях, совещаниях при директоре. Проблемы, выявленные в ходе мониторинга и контроля по разделам «Образовательные результаты по уровням общего образования (внутренняя оценка)», «Образовательные результаты по уровням общего образования (внешняя оценка)», «Здоровье обучающихся», «Социализация обучающихся», «Соответствие условий обучения нормативным требованиям», обсуждаются со всеми участниками образовательных отношений с целью выработки эффективных способов изменения ситуации. При анализе выполненных контрольных работ учителя-предметники выделяют основные причины не успешности обучающихся: • Не сформированность учебно-познавательной компетентности, низкая мотивация к учению; • Репродуктивный способ деятельности, не умение использовать полученные знания в практической деятельности, при решении творческих и практических задач, не умение проверить полученный результат. Все перечисленные причины напрямую связаны с общеучебными умениями обучающихся, которые отражаются на предметных знаниях и общих результатах: успеваемость 90%. Результаты государственной итоговой аттестации 2021 года, которые были приведены выше, показывают, что выпускники осваивают стандарт и уровень подготовки выпускников позволяет им продолжать получать образование в средних профессиональных учебных организациях. 7. Заключение Самообследование МКОУ «Пироговская СОШ» показало, что организационноправовое обеспечение образовательной деятельности, структура и система управления, реализация образовательной программы, оценка качества образования, условия образовательного процесса в школе в целом отвечают современным требованиям. Вместе с тем, существует ряд проблем, обозначенных выше, над решением которых предстоит работать в следующем учебном году. Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324) N п/п Показатели 1. 1.1 1.2 Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 Единица измерения 186 человека 82 человек 86 человек 4 человек 48 человек/27% 4,0 3,0 68 50 0 0 0 0 2/17% 1.15 1.19.1 1.19.2 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихсяпобедителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Регионального уровня Федерального уровня (интернет конкурсы) 1.19.3 Международного уровня (интернет конкурсы) 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 0 0/0% 0 186/100 16 человек/ 9% 0 человек/ 0% 13 чел/ 7,2% 6 человек/ 3,2% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 18 человек 15 человек/ 79% 12 человек/ 67% 4 человек/ 22% 4 человек/ 22% 1.29 1.29.1 1.29.2 1.30 1.30.1 1.30.2 1.31 1.32 1.33 1.34 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в том числе: С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой 15 человек/ 83% 2 человек/ 11% 13 человек/ 72% человек/% 1 человек/ 5,6% 7 человек/ 39% 3 человек/ 17% 5 человек/ 28% 18 человек/ 95% 18 человек/ 95% 0,3 единиц 34 единицы да да Да нет 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 2.6 Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося да да да 186 человека/ 100% 9,5