Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ПЛАН ВД НОО 2025-2026

МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического
Совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕН
Приказом
по МКОУ «Пироговская СОШ»
от 27.08.2025 г. № 204

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основной образовательной программы начального общего образования
в условиях реализации ФГОС НОО
(в соответствии с ФОП- 2023)
на 2025-2026 уч. г.

2025 год

1. Пояснительная записка
1.1. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной
образовательной программы образовательной организации.
Внеурочная деятельность НОО в МКОУ «Пироговская СОШ» организуется
в соответствии со следующими нормативными документами и методическими
рекомендациями:
Федеральный уровень:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального

общего

образования»

(в

ред.

Приказов

Министерства

просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023
г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы
начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
13.07.2023, №74229).
• Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной
деятельности

в

рамках

реализации

обновленных

федеральных

государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования».
• Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О
направлении

методических

рекомендаций»

(по

реализации

цикла

внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».

•

Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,

касающиеся

федеральных

образовательных

программ

начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N
81220)
Региональный уровень:
Школьный уровень:
 Устав МКОУ «Пироговская СОШ»;


Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в
МКОУ «Пироговская СОШ»;

 Протокол решения Совета школы от 27.08.2025 № 1, приказ директора
от 27.08.2025 №24
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня
социальной

адаптации

и

развития,

индивидуальных

способностей

и

познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется МКОУ
«Пироговская СОШ»с учетом предоставления права участникам образовательных
отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с
преобладанием учебно - познавательной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального
общего образования - создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой

обществом

системы

ценностей,

создание

условий

для

многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от
учебы время.

План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией
с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора
направления и содержания учебных курсов.
1.2.

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются

следующие:
-

поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении

планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
-

совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных

умений в разновозрастной школьной среде;
-

формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом

правил безопасного образа жизни;
-

повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к

познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
-

развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление

качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде:
-

умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу,

ответственность; становление умений командной работы;
-

поддержка детских объединений, формирование умений ученического

самоуправления;
-

формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная

деятельность

направлена

на

достижение

планируемых

результатов освоения программы начального общего образования:
 Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП
НОО в МКОУ «Пироговская СОШ»наименование ОО соответствуют
современным целям начального общего образования, представленным во
ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных
достижений обучающегося.
 Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО
в МКОУ «Пироговская СОШ» достигаются в единстве учебной и

воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных,

коммуникативных

и

регулятивных

универсальных

действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов,
а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.
1.3.

С

целью

реализации

принципа

формирования

единого

образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной
деятельности реализуются через учебно-познавательную деятельность, в
которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности

по

учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по проектно-исследовательской деятельности;
- профориентационные занятия.

1.4.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках,
что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная
организация учитывала:
-

особенности образовательной организации (условия функционирования,

тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
-

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,

проблемы и трудности их учебной деятельности;

-

возможность

обеспечить

условия

для

организации

разнообразных

внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
-

особенности

информационно-образовательной

среды

образовательной

организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная

организация.

организации,

обладающие

необходимыми

ресурсами.

1.4.

При выборе направления внеурочной деятельности и их содержательное

наполнение Образовательная организация ориентировалась, прежде всего, на свои
особенности

функционирования, психолого-педагогические характеристики

обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации
активное участие принимают родители, как законные участники образовательных
отношений.
1.5.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём

внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с
учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем
внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на
уровне НОО за 4 года обучения).
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 30 минут.
1.6. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
1.6.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

1.6.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной

культуре

поведения,

доброжелательным

отношением

окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
2. Направления и цели внеурочной деятельности
2.1.

Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены

следующим образом:
Инвариантная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры
о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства).
Вариативная часть:


На занятия, связанных потребностей обучающихся (в том числе

для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном
уровне,

проектно

-

исследовательской

деятельности,

исторического

просвещения);


На занятия, направленные на удовлетворение интересов и

потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том
числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях,
школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята

к

России»).
С

целью

реализации

образовательного

пространства

принципа
на

всех

формирования
уровнях

единого

образования

часы

внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной
деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и
работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33
учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели.
2.2.

Направления внеурочной деятельности

2.2.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена

на физическое

развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с
учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2.2.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение

учебных

предметов

в

процессе

совместной

деятельности

по

выполнению проектов.
2.2.3. Коммуникативная деятельность
функциональной

коммуникативной

направлена на совершенствование

грамотности, культуры

диалогического

общения и словесного творчества.
3. Формы организации внеурочной деятельности
3.1.

Выбор

форм организации

внеурочной деятельности подчиняется

следующим требованиям:
-

целесообразность использования данной формы для решения поставленных

задач конкретного направления;
-

преобладание

практико-ориентированных

форм,

обеспечивающих

непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности,
в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
-

учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то

или иное направление внеучебной деятельности;
ИКТ.

использование форм организации, предполагающих использование средств

3.2.

Формы

организации

внеурочной

деятельности

педагоги

школы

определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от
урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая
индивидуальную

и

групповую

работу,

проектную

и

исследовательскую

деятельность.
3.3.

Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО)

могут быть следующие:
 учебные курсы и факультативы;
 художественные, музыкальные и спортивные студии;
 соревновательные

мероприятия,

дискуссионные

клубы,

секции,

экскурсии, мини-исследования;
 общественно полезные практики и другие.
3.4.

К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и

учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная

деятельность

может

проходить

не

только

в

помещении

образовательной организации, но и на территории другого учреждения
(организации), участвующего во внеурочной деятельности.
Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
При

организации

внеурочной

деятельности

непосредственно

в

образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники,

социальные

педагоги,

педагоги-психологи,

учителя-

дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и др.).
3.5.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием

детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную,

техническую, спортивную и другую

деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного
образования строится на использовании единых форм организации.

3.6.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет,

основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4. Принципы организации внеурочной деятельности.
4.1.

Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогу рекомендуется

придерживаться следующих принципов:
-

интерес;

-

сотрудничество;

-

доверие;

-

неназидательность.

4.2. Часы внеурочной деятельности выделяются:
-

на занятия

школьников в социально

ориентированных

объединениях

экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
- на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских
общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектноисследовательскую деятельность;
- на занятия школьников в рамках циклов специально организованных
внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным
проблемам современного мира;
- на профориентационные занятия школьников;
- на занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных, хоровых,
театральных, художественных, журналистских и т.п.;
- на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных
предметов;
- занятия школьников по формированию их функциональной грамотности;
- на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы;

- на дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в освоении
языка преподавания;
- на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной
коммуникации, как в среде сверстников, так и в обществе в целом;
- на специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах,
организацию

турниров,

соревнований,

походов,

экскурсий,

слетов,

оздоровительных мероприятий и т.п.
5. Основные направления внеурочной деятельности
5.1.

Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической

направленности:
5.1.1. «Разговоры о важном»
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей
через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое
просвещение, нравственность, экология.
Форма организации: кружок /беседа, разговор.
5.1.2. «Орлята России»
Цель: формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта
позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических
ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры
общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории,
культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Форма организации: объединение.
5.2.

Спортивно-оздоровительная деятельность

5.2.1. «Подвижные игры»
Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности,
развитие физических качеств, культуры общения со сверстниками.
Форма организации: спортивный клуб «Олимп».
5.3.

Коммуникативная деятельность

грамотности)

(формирование функциональной

5.3.1. «Грамотный читатель».
Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации

(туристические

буклеты;

программы

выставок;

маршруты

путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать
необычные тексты.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
План внеурочной деятельности 1-4 классы в 2025-2026 учебном году
Направление

Внеурочные
патриотической
нравственной
экологической
направленности

занятия
и

Спортивно-оздоровительная
деятельность

Название
факультатива
(кружка, занятия)
Разговоры о
важном
«Орлята России»

1

2

3

4

1/34

1/34

1/34

1/34

1/33

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

3/102

3/102

3/102

Подвижные игры

Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная
«Грамотный
деятельность (формирование читатель»
функциональной
грамотности)
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Информационная культура

1/33

Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением!
Недельный объем внеурочной
деятельности

3/99

6. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательного процесса и должна найти свое отражение в основной
образовательной программе.
Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения

основной

образовательной

программы

(личностных,

метапредметных

и

предметных).
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы, и отражают следующие целевые установки системы начального
общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности
• формирование

психологических

условий

развития

общения,

сотрудничества на основе:
• доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
• развитие

ценностно-смысловой

сферы

личности

на

основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия
и уважения ценностей семьи и образовательной организации,
коллектива и общества, и стремления следовать им;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию,
ответственности
формирование

развитие
личности

самостоятельности,
как

самоуважения

условия
и

ее

инициативы

и

самоактуализации:

эмоционально-положительного

отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на
основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия
обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.
Метапредметные результаты включают:

-

освоение

обучающимися

межпредметных

понятий

(используются

в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
-

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной

практике;
-

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
-

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание

информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и
проектной

деятельности

младших

школьников

рассматриваются

такие

метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять,
сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять
понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками
информации.

Они

обеспечивают

получение

необходимой

знаниевой

и

процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при
изучении учебных предметов.
В качестве результата следует также включить:
• готовность слушать и слышать собеседника;
• умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные
вопросы;
• проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании
своих мыслительных способностей;
• критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать

собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их
последствия.
Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями

предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной
деятельности.
Овладение

универсальными

учебными

регулятивными

действиями

включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального
интеллекта
ФГОС НОО определяет предметные результаты освоения программ
основного

общего

образования

с

учетом

необходимости

сохранения

фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных
предметов и обеспечения успешного продвижения обучающихся на следующем
уровне образования.
Предметные результаты включают:
• освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний,

умений

и

способов

действий,

специфических

для

соответствующей предметной области;
• предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Включение
формирования

задачи

формирования

универсальных

учебных

ИКТ-компетентности
действий

позволяет

в

программу
организации,

осуществляющей образовательную деятельность и учителю формировать умение
работать с информацией и использовать инструменты ИКТ .
7. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени
воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
●

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников;

●

Личность самого обучающегося;

●

Детский коллектив;

●

Анкетирование родителей и законных представителей (по организации и

внеурочной деятельности детей).
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности
обучающихся

оцениваются

в

рамках

мониторинговых

процедур,

предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного,
нравственного, эстетического потенциала личности:
●

Листы наблюдений;

●

Контрольные вопросы;

●

Анкеты;

●

Тесты;

●

Защита проектов;

●

Результативность участия в конкурсах различной направленности и

уровней.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».