Ю.А.Казанцева Подписан: Ю.А.Казанцева DN: C=RU, OU=школа, O="МКОУ ""Пироговская средняя школа""", CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021.07.06 20:55:38+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.0.0 МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом Совете 16марта 2020 г. Протокол № 3 Утверждено Приказом по МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» № _47__ от_19 марта 2020 г.__ ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС СОО Обновление системы профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО» на данном этапе является достаточно актуальной. Это объясняется тем, что в государственной программе «Развитие образования», срок реализации которой 2018–2025 годы предусматривается: • увеличение доли лиц, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска (к 2025 году – 59 процентов); • создание образовательного пространства, направленного на развитие в каждом обучающемся потребности к саморазвитию; • способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории; • дальнейшее профессиональное самоопределение Однако сегодня, во-первых, реально школьник в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Во-вторых, ФГОС СОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является подготовленность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества. Для этого необходима обновленная, организованная, управляемая деятельность, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. Обоснование: если выстроить систему профориентационной работы в школе на принципах личной значимости для каждого, сотрудничества всех участников воспитательнообразовательного процесса, оптимального использования возможностей социума, системнодеятельностного подхода в реализации, сформировать у обучающихся подготовленность к осознанному выбору профессии и понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, то выполнение плана и реализация его задач будет достигнута. Новизна работы связана с тем, что переход на ФГОС СОО является инновационным процессом, который осуществляется школой, при составлении плана необходимо учитывать общие требования Стандарта (формирование универсальных учебных действий, системнодеятельностный подход к обучению, требования к результатам реализации). Практическая значимость работы заключается в том, что данный план может быть взят за основу реализации профориентационной работы любым образовательным учреждением. План позволит решать выявленную проблему – позволит формировать мотивы саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии. В план работы по профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Цель профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка. Задачи: • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения; • знакомство с рынком труда и миром профессий. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений. Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуальнопсихологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий. В профессиональной ориентации выделяют основные направления: Направление Содержание деятельности Профессиональное просвещение Научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуальнопсихологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социальноэкономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. Профессиография Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. Профдиагностика Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Профконсультация Непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности. В процессе профотбора предусматривается диагностика: помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Профессиональная адаптация Активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Социальные партнеры: Сипавская с/а, Окуловская с/а, Барабановская с/а, Каменское управление агропромышленного комплекса, ОУ ВПО и СПО г. Каменска – Уральского, предприятия с. Сипавского , МО «Каменский ГО и г. Каменска – Уральского, ГКУЗН СО «Каменск – Уральский центр занятости», площадки «Точка роста» школ Каменского района. № Направление 1. Профессиональное просвещение Планируемые мероприятия 1. Месячник профориентации. 2. Посещение ежегодной Ярмарки рабочих мест. 3. Организация встреч школьников с успешными работниками различных отраслей производства, работниками различных предприятий. 4. Организация профориентационных экскурсий в ОУ ВПО, СПО и на предприятия-партнеры. 5. Проведение мастер – классов и профессиональных проб для старшеклассников на базе ОУ ВПО, СПО и предприятий-партнеров. 6. Круглый стол «Профессии, востребованные на рынке труда» с представителями Центра занятости населения г. Каменска - Уральского. 7. 7. Создание тематического раздела на школьном сайте. 8. 8. Оформление тематического информационного стенда 9. Экскурсии в центр занятости населения. Изучение рынка труда г. Каменска – Уральского и Свердловской области. 10. Встреча со специалистами Каменского управления агропромышленного комплекса. 11. Профориентационный квест «Я б в рабочие пошел…» 2. Профессиография 1. Творческий проект «Моя будущая профессия» (рисунки, сочинения, справочники по профессиям, буклеты). 2. Школьная ярмарка профессий. 3. Составление банка профессий Свердловской области г. Каменска – Уральского и МО «Каменский ГО» 3. Профдиагностика 1. Сбор и систематизация банка диагностик. Сроки Измерители результативности 1. Формирование знаний о профессиях. Проведение диагностик и творческих работ. 2. Участие в конкурсах, результаты участия. 3. Процент соответствия выбранных учебных заведений и профессий потребностям общества, региона. 1. Процент обучающихся, участвующих в проектной деятельности. 2. Качество и полнота составленного банка профессий. 3. Частота презентации материала на школьном сайте, информационном стенде. Полнота информации. 2. Предпрофессиональное диагностирование обучающихся. 3. Составление индивидуальных карт обучающихся. 4. Использование онлайн-тестирования. 4. Профконсультация Индивидуальная работа по запросам, консультирование. Формирование навыка выстраивания образовательного маршрута с учетом результатов диагностики. 5. Профессиональная адаптация 1. Проведение профессиональных проб. 2. Экскурсии на предприятия села, района и города. 3. Проведение дней самоуправления. 4. Проведение социальных практик. 6. Профессиональное Позиционирование положительного опыта трудовой воспитание деятельности родителей, лучших работников в различных сферах деятельности на школьном сайте. Составленный образовательный маршрут/ % от всех обучающихся 10-11 классов. Осознанный выбор/понимание требований, предъявляемых к профессии и соотнесение их с личностными качествами. Защита проектных работ по итогам практик и профессиональных проб.