Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП География 5-9 класс (адаптированная, УО)..

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования МО "Каменский городской округ"
МКОУ "Пироговская средняя школа"

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Величко А.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Гракова Л.А.
Приказ №172
от 26.08.2024 г.

Рабочая программа
общего образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1 «География» 5-9 класс

Сипавское, 2024

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по географии
5-9 класс
Учебники:
Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учеб. Для 5 кл. сред. Шк. 8 – е изд. М.:
Просвещение, 1992 г
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,
2006
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России. 7 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для
специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии.
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. М.: «Просвещение», 2005
Количество часов:5 кл.-68
6 кл.-68
7 кл.-68
8 кл.-68
9 кл.-68
Введение.
Рабочая программа по географии для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной
отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
последующими изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими
изменениями);
-Программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Познание мира предполагает изучение системы
взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс
географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением,
математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой
и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи
коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают
повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и
расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися
элементарных географических знаний. В программе учебный материал расположен по годам
обучения: 5 класс- «Введение в географию», 6 класс - «Начальный курс физической
географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов»,9
класс-»География России. Население и хозяйство».

1.Планируемые результаты обучения
Результатами изучения курса являются:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
 развитие мотивации к изучению предмета.
 овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по
возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Предметные результаты:
5-6 класс
Учащиеся должны знать:
 Что изучает география;
 Горизонт, линию и стороны горизонта;
 Основные формы земной поверхности;
 Виды водоемов, их различия;
 Меры по охране воды от загрязнения;
 Правила поведения в природе;
 Отличие плана от рисунка и географической карты;
 Масштаб, его обозначения;
 Основные направления на плане, географической карте;
 Условные цвета и знаки географической карты;
 Расположение воды и суши на Земле;
 Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
 Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
 Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос,
имена первых космонавтов;
 Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
 Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
 Основные типы климатов;
 Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте
полушарий.
Учащиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным
признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм
земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной
карте.
7 класс
Учащиеся должны знать:

Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;


Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и
высоты над уровнем моря;

Природные условия и богатства России, возможности использования их
человеком;

Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной
зоне;

Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной
зоне;

Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

Правила поведения в природе;

Расположение географических объектов на территории России, указанных в
рабочей программе.
Учащиеся должны уметь:

Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

Показывать по картам (физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;

Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя
в природе.
8 класс
Учащиеся должны знать:

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое
положение и их хозяйственное значение;

Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия
каждого материка, население и его особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:

Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов
каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
9 класс
Учащиеся должны знать:
 Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых
государств Евразии;
 Границы, государственный строй и символику России;
 Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области,
правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
 Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
 Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
 По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
 Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
 Находить свою местность на карте России;
 Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов
своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
 Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
 Правильно вести себя в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для
учебного предмета «География» являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
2.Содержание учебного предмета
В 5 классе курс «Введение в географию» решает задачу подготовки учеников к
усвоению географического материала, поэтому данной программой предусматривается
введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов. Курс не только
обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии, но и одновременно
служит основой для них.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот
раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных
географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством
России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной
географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна
изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными
географическими картами (физической, политико-административной и картой природных
зон России).
На изучение «Географии России» отведен весь учебный год, в содержании учебного
материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
II. Природные зоны России
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных
вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения
конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных
природных зон.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национальнотерриториальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности
населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки,
малых городов и сел.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю
затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с
Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и
Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Подбор материала в 9 классе (“География России”) предусматривает углубление,
систематизацию и обобщение знаний о нашей стране. Здесь изучение вопросов физической,
экономической и социальной географии России должно рассматриваться в тесной
взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как
источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала
(они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в
курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей
местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и
явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее
увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для

них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.
Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в
природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных
бедствий. В предлагаемой программе на изучение своей местности отводится 4-я четверть 9
класса.
В данной программе тема «Свой край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных,
экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии,
национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у
учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому
предмету.

Тема

1Природа нашего края.

3.Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
Количество
Тема урока
часов
6

1.Горизонт
2.Ориентирование
3.Определение сторон горизонта по Солнцу, местным
признакам, компасу
4.Рисунок и план
5.План местности. Чтение плана местности
6.Географическая карта

2.Поверхность нашего
края

5

7.Равнины. Холмы
8.Овраги. Горы
9.Полезные ископаемые
10.Горючие полезные ископаемые
11.Железная руда. Каменная соль. Известняк

3.Наша Родина на
глобусе и карте.
Разнообразие природы
нашей Родины

8

12.Глобус и карта полушарий.

13. Океаны и материки
14. На Крайнем Севере
15.В тундре. Занятия населения тундры
16. Леса. Животный мир лесов. Занятия населения
лесной полосы
17. В степи. Занятия населения степей
18. В пустыне. Занятия населения степей
19. В пустыне. Занятия населения степей
5.Земля — планета
Солнечной системы

6

20. Солнечная система
21. Солнце -звезда. Значение Солнца для жизни на
Земле
22. Планеты

23. Суточное и годовое движение Земли
24. Луна — спутник Земли.
25. Искусственные спутники
6.Воздух

5

26. Состав и свойства воздуха
27. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и
водной поверхностью
28.Ветер
29.Образование облаков и осадков
30.Погода. Охрана воздуха

7.Вода

5

31.Вода в природе. Три состояния воды.
32.Что происходит с водой при нагревании и
охлаждении
33. Вода — растворитель.
34. Работа воды в природе. Использование воды
человеком. Охрана воды
6 класс (68 часов)

Тема

Количеств
о часов

Тема урока

1.Введение

3

1.География — наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности.
2.Наблюдения за изменениями высоты Солнца и
погоды. Компоненты погоды: температура, облачность,
давление воздуха, ветер, атмосферные осадки.
Опасные природные явления в атмосфере, меры
предосторожности.
3Географические сведения о своей местности и труде
населения.

13

4.Горизонт. Линия горизонта.
5.Стороны горизонта.
6.Компас и правила пользования им.
7.Ориентирование. Определение основных
направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и
природным объектам.

Закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их
изображение на плане по масштабу. Использование
планов в практической деятельности человека.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные
направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты.

Физическая
карта
России.
Значение
географической карты в жизни и деятельности людей.

2.Ориентирование
на местности

3.Формы
поверхности Земли

5

17.Рельеф местности, его основные формы.
18..Экскурсия для ознакомления с формами рельефа
своей местности.
19. Равнины (плоские и холмистые), холмы
20.Овраги, их образование.
21.Горы. Различие по высоте.

4.Вода на Земле

11

22.Вода на Земле. Океаны и моря.
23.Острова и полуострова.
24..Река, ее части.
25.Горные и равнинные реки.
26.Использование рек.
27.Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб,
птиц.
28.Болота, их осушение.
29.Родник и его образование.
30.Колодец. Водопровод.
31.Водоемы в нашей местности.
32. Охрана вод от загрязнения.

14

33.Форма Земли.
34..Глобус — модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши и
воды на глобусе.
35.Физическая карта полушарий.Освоение космоса.
36.. Распределение воды и суши на Земле.
37. Океаны на глобусе и карте полушарий
38 Материки на глобусе и карте полушарий.Евразия,
Африка.
39.Материки на глобусе и карте полушарий.
Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида.
40.Первое кругосветное путешествие.
41.Первое русское кругосветное путешествие.
42.Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности
43.Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата.
44.Пояса освещенности: жаркий, умеренные,
холодные. Изображение их на глобусе и карте
полушарий.
45.Природа тропического пояса.
46.Природа умеренных и полярных поясов.

5.Земной шар

7.Карта России

22
47.Положение России на глобусе, карте полушарий,
физической карте нашей страны. Столица России —
Москва.
48.Границы России. Сухопутные границы на западе и
юге.
49.Морские границы. Океаны и моря, омывающие
берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
50.Моря Тихого и Атлантического океанов.
51.Острова и полуострова России.

52.Работа с контурными картами.
53.Рельеф
нашей
страны.
возвышенности, плоскогорья.

Низменности,

54.Работа с контурными картами.
55.Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
57.Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
(каменного угля, нефти, железной и медной руд,
природного газа).
58.Работа с контурными картами.
59.Река Волга.
60Реки: Дон, Днепр, Урал.
61..Реки Сибири: Обь, Енисей.
62.Реки Лена и Амур.
63.Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское
море. Крупные города России (по выбору учителя).
64.Работа с контурными картами.
65.Наш край на физической карте России.
66.Повторение начального курса физической
географии.
67.-68. Обобщение изученного по курсу.
7 класс (68 часов)
Тема

Количество
часов

Особенности природы
и хозяйства России

11

Тема урока
1.Географическое положение России на карте мира.
Европейская и Азиатская части России.

2.Административное деление России.
3.Разнообразие рельефа.
4.Полезные ископаемые, их основные месторождения.
5.Климат России
6.Водные ресурсы России, их использование.
7.Население России.

8.Народы России.
9.Промышленность – основа хозяйства. Ее отрасли
10.Сельское хозяйство, его отрасли
11.Транспорт. Экономическое развитие европейской и
азиатской частей России.
Природные зоны

54

12.Размещение природных зон на территории России..
13.Карта природных зон
14.Зона арктических пустынь. Положение на карте,
климат
15.Растительный и животный мир.
16.Население и его основные занятия.
17.Северный морской путь.
18..Обобщение по теме: «Зона арктических пустынь».
19.Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и
полезные ископаемые
20.Климат и водоемы тундры
21.Животный мир. Растительный мир.
22.Население и его основные занятия.
23.Города тундры: Мурманск, Архангельск
24.Города тундры: Нарьян – Мар, Норильск, Анадырь
25.Экологические проблемы севера. Охрана природы
тундры.
26.Обобщение по теме «Зона тундры»
27.Лесная зона. Положение на карте. Поверхность и
полезные ископаемые лесной зоны.
28.Климат. Особенности природы.
29.Реки, озера, каналы.
30.Природные богатства лесной зоны. Растительный
мир. Хвойные леса.
31.Смешанные и лиственные леса.
32.Животный мир лесной зоны.
33.Пушные звери.
34.Значение леса.
35.Промышленность и сельское хозяйство лесной
зоны.
36.Города Центральной России.
37.Особенности развития хозяйства северо – западной
России.
38.Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков,

Калининград
39.Западная Сибирь
40.Восточная Сибирь
41.Дальний Восток
42.Заповедники и заказники лесной зоны
43.Обобщение по теме: «Лесная зона».
44.Зона степей. Положение на карте. Поверхность и
полезные ископаемые. Климат. Реки.
45.Растения зоны степей.
46.Животный мир степей.
47.Хозяйство, население и его основные занятия.
48.Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск.
49.Города лесостепной зоны: Оренбург, Омск.
50.Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Самара и
др.
51.Охрана природы зоны степей
52.Обобщение по теме «Зона степей»
53.Зона полупустынь и пустынь. Положение на
карте. Поверхность. Полезные ископаемые
54.Климат. Реки.
55.Растительный мир и животный мир.
56.Хозяйство. Население и его основные занятия
57.Города зоны пустынь и полупустынь.
58.Обобщение по теме « Зона полупустынь и
пустынь»
59.Зона субтропиков Положение на карте.
60..Курортное хозяйство. Города-курорты. Население
и его основные занятия.
61. Высотная поясность в горах. Положение на
карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
62..Особенности природы и хозяйства Северного
Кавказа.
63.Города и экологические проблемы Урала.
64Алтайские горы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
65.Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и
его основные занятия. Города.
Повторение

3

66.Обобщение по географии России
67.Повторение изученного.
68.Повторение изученного.

5 класс
НСО
Приложени

Формы промежуточной аттестации.
6 класс
НСО

7 класс
НСО

Оценочные материалы
Тест география 5 класс
1.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной
деятельности называется:
1.История
2.Биология
3.География
2.Ветер это:
1.Движение воздуха в горизонтальном направлении
2.Движение воздуха в вертикальном направлении
3. Во время сильного дождя темное небо освещается яркой вспышкой, это:
1.Радуга
2.Гром
3.Молния
4. Обширные пространства ровной местности, это:
1.Горы
2.Плоскогорья
3.Равнины
5. Назовите части оврага, это:
1.Дно, склон, вершина
2.Исток, приток, русло, устье
6.Обширные возвышения над окружающей местностью, это:
1.Горы
2.Низменности
3.Равнины
7. Равнинные реки, это реки которые протекают:
1.На равнинах
2.В горах
8.Какое полезное ископаемое добывают на болотах:

1.Известняк
2.Природный газ
3.Торф
9.Огромное пространство воды ограниченное материками:
1.Озеро
2.Река
3.Океан
10.Часть суши, с трёх сторон ограниченная водой:
1.Полуостров
2.Остров
11.На ней изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы, это:
1.План местности
2.Географическая карта
12.Коричневым цветом на карте изображены:
1.Моря
2.Равнины
3.Горы
13.Синим цветом на карте изображены:
1.Моря
2.Равнины
3.Горы
14.В каком году человек впервые полетел в космос?
1.12 апреля 1961 года
2.30 мая 1963 года
3.25 сентября 1995 года
15.Первый космонавт:
1.Алан Шепард (США)
2.Юрий Алексеевич Гагарин (СССР)
3 Алексей Леонов (СССР)
16.Самый большой по площади океан:
1.Атлантический океан
2.Индийский океан
3.Тихий океан
17. Самый маленький и холодный океан:
1.Тихий океан
2.Атлантический океан
3.Северный Ледовитый океан
18. Самый большой по площади материк:
1.Евразия
2.Австралия
3.Африка
19. Самый жаркий материк:
1.Евразия
2.Австралия
3.Африка
20.Самое большое государство на земном шаре:
1.Россия
2.Украина
3.Белоруссия

Контрольная работа по географии 6 класс
География – это: А) Наука о космосе; Б) наука о природе Земли; В) Наука о рельефе
Как называется область и город, в котором мы живем?.........................................................................
Горизонт – это вся земная поверхность, которую…………………………………………………..…
Назовите основные стороны горизонта……………………………………………………………
Прибор для ориентирования на местности - это: термометр, теллурий, или компас?
По каким местным признакам можно определить северное направление?............................................
Равнины - это обширные …………………………………….пространства
Холм имеет вершину…………………………………....
Как различаются горы по высоте?............................................................................................................
Толчки и колебания земной поверхности приносящие разрушения – это …………………..……..
Назовите известные вам водоемы Земли………………………………………………………………
Место выхода подземных вод на поверхность называют: ключ, ледник, родник

Контрольная работа по географии для учащихся 6 классов

Озеро - это природное углубление………………………………………………..
Озера бывают сточные, восточные, бессточные (лишнее удалить)
Назовите водоемы созданные человеком………………………………………
Болото – это участок сильно…………..земной поверхности? (вставить пропущенное слово)
Моря бывают окраинные и …………………………?
Что такое цунами? (словарь)………………………………………………..
Самый большой океан - это ………………………………….……..?
Участок суши со всех сторон, окруженный водой – это: огород, остров, полуостров,
заповедник? (выбрать правильный ответ)
Чертеж небольшого участка местности называется: рисунком, планом или масштабом?
Масштаб – это число, которое указывает во сколько раз ……………..………….. ?
С помощью условных знаков изобразите: смешанный лес, кустарник, фруктовый сад,
строение.

Контрольная работа по географии
для учащихся 7 классов
Зона Арктических пустынь расположена на ………………? (закончите предложение)
В арктических пустынях обитают пингвины? ДА; НЕТ
Тундра - это безлесная болотистая местность на юге России? ДА; НЕТ
Зима в тундре длится ……….. месяцев?
Высота карликовой березы не более ………………?
В тундре много ягод: брусника……………...(закончите предложение)
Какое животное НЕ встречается в тундре: песец, гагарка, полярная сова, лев, лемминг,
северный олень?
Многолетняя мерзлота – это…………………...., навигация – это……………………………….
( работа со словарем).
Какая природная зона занимает наибольшую площадь?(по карте)……………………………
Назовите виды хвойных деревьев (с помощью карт атласа)……………………………………..
Какое значение для человека имеет лес?...........................................................................................
………………………………………………………………………………………………………..

Входная контрольная работа
по географии 7 класс
Ф.И.____________________________________________________
4.Заполни таблицу «Времена года»
Зима
1
2
3

Весна
1
2
3

Лето
1
2
3

Осень
1
2
3

5.Впишите нужные даты.
Когда день равен ночи? _________________________________________________ и
_________________________________________________________________________
Когда самый короткий день и самая длинная ночь? _____________________________
Когда самый длинный день и самая короткая ночь? _____________________________
6.Выберите правильный ответ.
Горизонт – это:
1. Земная поверхность, которую видим на открытой местности;
2. Слои воздуха, которые окружаю Землю;
3. Сильно увлажнённый участок земной поверхности.
7.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак
«+» (плюс).
Вопросы
Ответы
С
Ю
В
З
Где встает Солнце?
Где бывает Солнце в полдень?
Где Солнце заходит?

Какая сторона горизонта лежит
против юга?
8.Допиши определение.
Компас – это прибор, с помощью которого ___________________________________
________________________________________________________________________
9.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак
«+» (плюс).
Ответы
План
Рисунок
Масштаб
Горизонт
Вопросы
Где контур предмета изображается
сбоку?
Как называется видимая часть
поверхности?
Как называется уменьшение или
увеличение действительного
расстояния на бумаге?
Где контур предмета изображается
сверху?
10.Выберите правильный ответ.
Карта – это:
3.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью
условных цветов и знаков;
4.Чертёж участка местности;
5.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной деятельности.
11.Допиши предложения.
Воду на физических картах изображают _________________________ цветом.
Поверхность суши изображают ______________________________ ,
_____________________________________ и ____________________________ цветами.
12.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте
знак «+» (плюс).
Знак
Что означает
Границы
Города и
столицы
Озёра
Полезные
ископаемые
Реки
Железные
дороги
13.Подчеркните нужное слово.
Географические объекты на карте показывать надо только: ручкой, линейкой, пальцем,
указкой

Входная контрольная работа по географии 8 класс
Ф.И.______________________________________________________
1.Какое самое большое государство в мире:
4.Казахстан
5.Китай
6.Россия
2. На каком материке расположена Россия:
4.Африка
5.Северная Америка
6.Евразия
3. Какой океан не омывает берега России:
3.Индийский
4.Северный Ледовитый
5.Атлантический
4. Россия делится на две части света:
3.Северную и южную
4.Западную и восточную
5.Европейскую и азиатскую
5. Граница между Европой и Азией проходит:
3.По горам Алтая
4.По Уральским горам
6.Какая природная зона находится на территории России?
4.Саванн и редколесья
5.Арктических пустынь
6.Влажных тропических лесов
7. Растения зоны арктических пустынь:
4.Мхи и лишайники
5.Дуб, берёза
6.Сосна, ель

8.Болотистая безлесная местность, которая протянулась от Кольского полуострова на
западе до Чукотского и Камчатского полуостровов на востоке:
4.Зона тайги
5.Зона пустынь
6.Зона тундры
9. Растительный мир зоны тундры:
3.Ель, сосна, лиственница, кедр
4.Гусиный лук, ирисы, тюльпаны
5.Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
10. Животный мир зоны тундры:
4.Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
5.Рысь, бурый медведь, волки, благородный олень
6.Сайгак, тушканчик, верблюд
11. Основные занятия населения тундры:
4.Земледелие
5.Охота, рыболовство
6.Животноводство
12.Эта зона расположена к югу от тундры:
4.Зона пустынь и полупустынь
5.Лесная зона
6.Степная зона
13. Каким цветом лесная зона обозначена на карте природных зон:
4.Сиреневым
5.Желтым
6.Зелёным
14. Растительный мир тайги:
4.Ель, сосна, лиственница, кедр
5.Гусиный лук, ирисы, тюльпаны
6.Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
15. Какие деревья произрастают в смешанном лесу?
Ель, сосна, лиственница, кедр
Берёза, осина, ель, сосна, дуб
Дуб, берёза, осина, клён
16. Какие деревья произрастают в лиственном лесу?
 Ель, сосна, лиственница, кедр
 Берёза, осина, ель, сосна, дуб
 Дуб, берёза, осина, клён
17. Животный мир лесной зоны:
A. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
B. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
C. Сайгак, тушканчик, верблюд
18. Каких зверей относят к пушным:
 Волк, зубр, косуля
 Белый медведь, лемминг
 Нутрия, ондатра, норка
19.Основные занятия населения лесной зоны:
A. Земледелие, животноводство
B. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
20. Безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью,
приспособленные к засушливому климату:
A. Тундра
B. Пустыня
C. Степь
21.Каким цветом зона степей обозначена на карте природных зон:
4.Сиреневым
5.Желтым

6.Зелёным
22. Растительный мир степной зоны:
A. Ель, сосна, берёза, кедр
B. Степная осока, гусиный лук, ирисы, тюльпаны
C. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
23. Животный мир степной зоны:
A. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
B. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
C. Хомяк, тушканчик, степной жаворонок
24.Основные занятия населения степной зоны:
A. Земледелие, животноводство
B. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
25. Обширные пространства земли с бедной растительностью,
каменистыми, песчаными, глинистыми, солончаковыми, это:
A. Степи
B. Леса
C. Пустыни

они

Входная контрольная работа по географии (9 класс)
Ф.И.______________________________________________________
I вариант

1. Самым высоким водопадом в мире (1054 м) является водопад:
1) Виктория 2) Ниагарский
3) Анхель 4) Игуасу
2. Между какими планетами расположена Земля в Солнечной системе:
1) Венера и Марс 2) Меркурий и Венера
3) Марс и Юпитер 4) Юпитер и Сатурн.
3. Какой полуостров не принадлежит Северной Америке:
1) Юкатан 2) Аляска
3) Флорида 4) Сомали.
4. Какое из перечисленных озер не относится к Великим Американским озерам:
1) Верхнее 2) Большое Медвежье
3) Мичиган 4) Гурон
5. Мощное холодное течение, движущееся вокруг Антарктиды:
1) Перуанское 2) Лабрадорское
3) Калифорнийское 4) Течение Западных ветров
6. Какое из перечисленных животных не встречается в Австралии:
1) Коала 2) Ленивец
3) Утконос 4) Вомбат
7. Пигмеи – самый низкорослый народ, проживают в:
1) Экваториальных лесах Южной Америки
2) Экваториальных лесах Африки
3) Саваннах Африки
4) Пустынях Африки
8. Установите соответствие между океанами и принадлежащими им морями:
Океаны: Моря:

бывают

1) Тихий А) Средиземное
2) Атлантический Б) Восточно-Китайское
3) Северный Ледовитый В) Восточно-Сибирское
Г) Аравийское
Ответ:
9. Установите соответствие между странами и частями света:
1) Европа а) Испания
2) Азия б) Монголия
в) Болгария
г) Иран
д) Афганистан
е) Чехия
10. Установите соответствие между материками и их самыми высокими точками:
Материки: Вершины:
1) Южная Америка
А) г. Джомолунгма;
2) Северная Америка Б) г. Аконкагуа;
В) г. Мак-Кинли.

)

Входная контрольная работа по географии (9 класс)
Ф.И.____________________________________________________
II вариант
1.Самая полноводная река мира:
1) Нил 2) Конго
3) Амазонка 4)Янцзы
2. К осадочным органическим горным породам относятся:
1) Гранит, базальт, пемза 2)Каменная соль, гипс
3) Песок, глина, галька 4) Каменный уголь, нефть, торф
3. Магелланов пролив отделяет остров:
1) Огненная Земля от Южной Америки 2) Тасманию от Австралии
3) Мадагаскар от Африки 4) Сахалин от Евразии.
4. Этот климатический пояс отсутствует в Северной Америке:
1) Экваториальный 2) Субтропический
3) Субэкваториальный 4) Субарктический
5. Назовите теплое течение:
1) Гольфстрим 2) Лабрадорское
3) Перуанское 4) Сомалийское
6. Это озеро самое мелководное в Африке
1) Чад 2) Танганьика
3) Виктория 4) Ньяса
7. Выберите представителей животного мира саванн Африки.
1) Зебра, лев, антилопа Гну 2) Броненосец, страус Нанду, муравьед
3) Шимпанзе, окапи, леопард 4) Песец, полярный волк, олень карибу
8. Установите соответствие между океанами и принадлежащими им морями:
Океаны: Моря:
1) Тихий А) Аравийское
2) Атлантический Б) Азовское
3) Индийский В) Боффорта
Г) Японское
Ответ:
9. Установите соответствие между странами и их столицами:
Страны: Столицы: 1) Индия А) Токио
2) Мексика Б) Дели
3) Япония В) Мехико
Г) Буэнос-Айрес;
10. Установите соответствие между горными системами и их самыми высокими вершинами:
Горы: Вершины:
1) Анды
А) Эльбрус;
2) Кордильеры Б) Мак-Кинли;
В) Аконкагуа

Итоговая контрольная работа по географии 6 класс
ФИ__________________________________________________
14.Заполни таблицу «Времена года»
Зима
1
2
3

Весна
1
2
3

Лето
1
2
3

Осень
1
2
3

15.Впишите нужные даты.
Когда день равен ночи? _________________________________________________ и
_________________________________________________________________________
Когда самый короткий день и самая длинная ночь? _____________________________
Когда самый длинный день и самая короткая ночь? _____________________________
16.Выберите правильный ответ.
Горизонт – это:
1. Земная поверхность, которую видим на открытой местности;
2. Слои воздуха, которые окружаю Землю;
3. Сильно увлажнённый участок земной поверхности.
17.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак
«+» (плюс).
Вопросы
Ответы
С
Ю
В
З
Где встает Солнце?
Где бывает Солнце в полдень?
Где Солнце заходит?
Какая сторона горизонта лежит
против юга?
18.Допиши определение.
Компас – это прибор, с помощью которого ___________________________________
________________________________________________________________________
19.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак
«+» (плюс).
Ответы
План
Рисунок
Масштаб
Горизонт
Вопросы
Где контур предмета
изображается сбоку?
Как называется видимая часть
поверхности?
Как называется уменьшение или
увеличение действительного
расстояния на бумаге?
Где контур предмета
изображается сверху?
20.Выберите правильный ответ.
Карта – это:
6.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью
условных цветов и знаков;
7.Чертёж участка местности;
8.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной деятельности.
21.Допиши предложения.
Воду на физических картах изображают _________________________ цветом.
Поверхность суши изображают ______________________________ ,
_____________________________________ и ____________________________ цветами.

22.Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак
«+» (плюс).
Знак
Что
означает
Границы
Города и
столицы
Озёра
Полезные
ископаемые
Реки
Железные
дороги
23.Подчеркните нужное слово.
Географические объекты на карте показывать надо только: ручкой, линейкой, пальцем,
указкой.

Итоговая контрольная работа по географии 7 класс
Ф.И.______________________________________________________
1.Какое самое большое государство в мире:
7.Казахстан
8.Китай
9.Россия
2. На каком материке расположена Россия:
7.Африка
8.Северная Америка
9.Евразия
3. Какой океан не омывает берега России:
6.Индийский
7.Северный Ледовитый
8.Атлантический
4. Россия делится на две части света:
6.Северную и южную
7.Западную и восточную
8.Европейскую и азиатскую
5. Граница между Европой и Азией проходит:
5.По горам Алтая
6.По Уральским горам
6.Какая природная зона находится на территории России?
7.Саванн и редколесья
8.Арктических пустынь
9.Влажных тропических лесов
7. Растения зоны арктических пустынь:
7.Мхи и лишайники
8.Дуб, берёза
9.Сосна, ель
8.Болотистая безлесная местность, которая протянулась от Кольского полуострова на
западе до Чукотского и Камчатского полуостровов на востоке:
7.Зона тайги
8.Зона пустынь
9.Зона тундры
9. Растительный мир зоны тундры:
6.Ель, сосна, лиственница, кедр
7.Гусиный лук, ирисы, тюльпаны
8.Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
10. Животный мир зоны тундры:
7.Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
8.Рысь, бурый медведь, волки, благородный олень
9.Сайгак, тушканчик, верблюд
11. Основные занятия населения тундры:
7.Земледелие
8.Охота, рыболовство
9.Животноводство
12.Эта зона расположена к югу от тундры:
7.Зона пустынь и полупустынь
8.Лесная зона
9.Степная зона
13. Каким цветом лесная зона обозначена на карте природных зон:
7.Сиреневым
8.Желтым
9.Зелёным
14. Растительный мир тайги:
7.Ель, сосна, лиственница, кедр
8.Гусиный лук, ирисы, тюльпаны

9.Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
15. Какие деревья произрастают в смешанном лесу?
Ель, сосна, лиственница, кедр
Берёза, осина, ель, сосна, дуб
Дуб, берёза, осина, клён
16. Какие деревья произрастают в лиственном лесу?
 Ель, сосна, лиственница, кедр
 Берёза, осина, ель, сосна, дуб
 Дуб, берёза, осина, клён
17. Животный мир лесной зоны:
D. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
E. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
F. Сайгак, тушканчик, верблюд
18. Каких зверей относят к пушным:
 Волк, зубр, косуля
 Белый медведь, лемминг
 Нутрия, ондатра, норка
19.Основные занятия населения лесной зоны:
C. Земледелие, животноводство
D. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
20. Безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью,
приспособленные к засушливому климату:
D. Тундра
E. Пустыня
F. Степь
21.Каким цветом зона степей обозначена на карте природных зон:
7.Сиреневым
8.Желтым
9.Зелёным
22. Растительный мир степной зоны:
D. Ель, сосна, берёза, кедр
E. Степная осока, гусиный лук, ирисы, тюльпаны
F. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
23. Животный мир степной зоны:
D. Полярная сова, песец, лемминг, северный олень
E. Рысь, бурый медведь, волк, благородный олень
F. Хомяк, тушканчик, степной жаворонок
24.Основные занятия населения степной зоны:
C. Земледелие, животноводство
D. Охота, рыболовство, сбор ягод и грибов
25. Обширные пространства земли с бедной растительностью, они бывают каменистыми,
песчаными, глинистыми, солончаковыми, это:
D. Степи
E. Леса
F. Пустыни

Итоговый тест по географии 8 класс
Ф.И.______________________________________________________
1.Самый большой по площади океан:
A. Атлантический океан
B. Индийский океан
C. Тихий океан
2. Самый маленький и холодный океан:
A. Тихий океан
B. Атлантический океан
C. Северный Ледовитый океан
3. Это океан протянулся через весь земной шар с севера на юг:
A. Тихий океан
B. Атлантический океан
C. Северный Ледовитый океан
4. Прибрежные части океанов, это:
A. Моря
B. Реки
C. Озёра
5. Самый жаркий материк земного шара:
A. Южная Америка
B. Евразия
C. Африка
6. Самый большой остров у берегов Африки:
A. о. Тасмания
B. о. Сахалин
C. о. Мадагаскар
7. Самая большая пустыня в мире располагается в Африке и называется:
A. Калахари
B. Гоби
C. Сахара
8. Какие животные обитают в саваннах Африки:
A. Белые медведи, лемминги, песцы
B. Слоны, жирафы, зебры, антилопы
C. Кенгуру, утконосы, ехидны
9.Растительность пустынь Африки:
G. Ель, сосна, берёза, кедр
H. Колючие кустарники, акации
I. Карликовая ива и берёза, голубика, морошка
10.Самый маленький по площади материк Земли:
A. Южная Америка
B. Африка
C. Австралия
11. Сумчатые животные обитают в:
A. Африке
B. Евразии
C. Австралии
12.Животный мир Австралии:
 Белые медведи, лемминги, песцы
 Слоны, жирафы, зебры, антилопы
 Кенгуру, коалы, утконосы, ехидны
13. Самый высокий и холодный материк:
A. Евразия
B. Антарктида
C. Северная Америка
14.В центре Антарктиды находится:
A. Южный полюс
B. Северный полюс

15.Животный мир Антарктиды:
 Пингвины, тюлени, киты
 Слоны, жирафы, зебры, антилопы
 Кенгуру, коалы, утконосы, ехидны
16.В 1492 году берегов Америки достиг:
A. Христофор Колумб
B. Америго Веспуччи
17. Северную и Южную Америку разделяет:
 Панамский канал
 Берингов пролив
 Пролив Дрейка
18. Самый большой остров у берегов Северной Америки, это:
A. о. Ямайка
B. о. Гренландия
C. о. Гаити
19. Животный мир зоны тундры Северной Америки, это:
A. Олени, куницы, росомахи, медведи
B. Песцы, полярные волки, лемминги
C. Суслики, луговые собачки, кенгуровые крысы
20.Четвёртый по величине материк Земли, расположен в западном полушарии. Имеет
форму вытянутого треугольника, это:
A. Южная Америка
B. Евразия
C. Австралия
21.Горы, протянувшие с севера на юг на материке Южная Америка:
A. Гималаи
B. Кавказ
C. Анды
22.Самая большая река Южной Америки и самая многоводная река земного шара:
A. Миссисипи
B. Амазонка
C. Конго
23. Самый большой материк земного шара, занимает одну треть всей суши планеты:
 Антарктида
 Африка
 Евразия
24.Материк Евразия располагается:
A. В западном полушарии
B. В восточном полушарии
25. Самые высокие горы мира:
 Гималаи
 Кавказ
 Уральские гор

Итоговый тест 9 класс. География.
Ф.И.___________________________________________________
1.Какой самый крупный материк на Земле:
А. Африка
В. Северная Америка
С. Евразия
2. На территории материка Евразия расположены две части света, это:
A. Европейская и Азиатская
B. Северная и Южная
C. Западная и Восточная
3.К Западной Европе относятся государства:
A. Польша, Белоруссия, Литва, Латвия
B. Норвегия, Швеция, Финляндия
C. Испания, Португалия
D. Великобритания, Ирландия, Германия, Франция
4. Назовите столицу Великобритании:
A. Лондон
B. Москва
C. Киев
5. Назовите столицу Франции:
A. Лондон
B. Париж
C. Хельсинки
6. Какой пролив отделяет Францию от Великобритании:
A. Магелланов пролив
B. Берингов пролив
C. Пролив Ла – Манш
7. На востоке Германия граничит с:
A. Бельгией, Нидерландами
B. Швейцарией, Австрией
C. Польшей, Чехией
8. Назовите столицу Германии:
А. Кёльн
В. Берлин
С. Гамбург
9.В какое море впадает реки Рейн и Эльба (Германия):
A. Северное
B. Средиземное
C. Адриатическое
10. К Южной Европе относятся государства:
A. Польша, Белоруссия, Литва, Латвия
B. Норвегия, Швеция, Финляндия
C. Испания, Португалия, Италия, Греция
D. Великобритания, Ирландия, Германия, Франция
11.Плото Месета по-испански обозначает:
A. Стул
B. Стол
C. Кровать
12. Самая мощная горная система Испании:
A. Альпы
B. Пиренеи
C. Апеннины
13. Назовите столицу Италии:
A. Мадрид
B. Афины
C. Рим
14. Игры, проводившиеся в Древней Греции у горы Олимп назывались:
A. Афинскими
B. Олимпийскими
C. Греческими
15. К Северной Европе относятся государства:
A. Польша, Белоруссия, Литва, Латвия
B. Норвегия, Швеция, Финляндия

C. Испания, Португалия, Италия, Греция
D. Великобритания, Ирландия, Германия, Франция
16.На северо - востоке Норвегия граничит с:
А. Швецией
В. Финляндией и Россией
17. Большую часть Норвегии занимают:
A. Скандинавские горы
B. Апеннины
C. Альпы
18.Какое море с востока омывает берега Швеции:
A. Балтийское
B. Норвежское
C. Северное
19.Назовите столицу Финляндии:
A. Осло
B. Стокгольм
C. Хельсинки
20. К Восточной Европе относятся государства:
A. Польша, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония
B. Норвегия, Швеция, Финляндия
C. Испания, Португалия, Италия, Греция
D. Великобритания, Ирландия, Германия, Франция
21.С каким государством на западе граничит Польша:
A. Литва, Белоруссия, Украина
B. Германия
C. Словакия, Чехия
22.Назовите столицу Польши:
А.Краков
В. Гданьск
С. Варшава
23.С какими государствами граничит Эстония:
А.Литва, Белоруссия
В. Россия, Латвия
С. Польша, Литва
24. Назовите столицу Литвы:
A. Таллин
B. Рига
C. Вильнюс
25. Какие реки протекают по территории Белоруссии:
A. Дунай, Прут
B. Неман, Днепр, Зап. Двина
C. Висла, Орда
26. С какими государствами на западе граничит Украина:
A. Белоруссией
B. Россией
C. Румынией, Венгрией, Словакией и Польшей
27.Назовите столицу Украины:
A. Львов
B. Киев
C. Харьков
28.Какие моря омывают берега Украины:
A. Балтийское
B. Адриатическое
C. Азовское и Чёрное
29. Какое самое большое государство в мире:
А. Украина
В. Польша
С. Россия
30. Назовите столицу России:
A. Лондон
B. Москва
C. Париж


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».