Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Коррекционные занятия УО 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования МО "Каменский городской округ"
МКОУ "Пироговская средняя школа"

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Величко А.И.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Гракова Л.А.
Приказ №172 от 26.08.2024 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (ИН)»)
2 класс

с. Сипавское, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») (далее Рабочая программа) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа во 2 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений
обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлена
на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего
возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи:


формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению позна-

вательных действий и решению познавательных задач;

3



формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умени-

ями;


коррекция познавательной деятельности;



раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений

обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;


формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с

опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и
формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
 развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
 сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах
предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
 систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
 формирование

мыслительной

деятельности:

наглядно-действенного

мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического
мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обу-

II.

чающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления,
и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности,
обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
4

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
 практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника
«арт-терапия», практические опыты;
 наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами,
сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
 словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
 двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции,
память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
 пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
 дыхательная гимнастика;
 зрительная гимнастика;
 упражнения на развитие графомоторных навыков;
 кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 15 часов
Зрительная

Слуховая

Тактильная

Сенсорное развитие - 26 часов
Зрительное

Слуховое

Тактильное

Вкусовое

5

Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) - 6 часов
Формирование мыслительной деятельности -17 часов
Наглядно-

Наглядно-

Словесно-

действенное

образное

логическое

Элементарные математические представления

Обследование обучающихся - 2 часа

6

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 овладение начальными навыками адаптации в образовательной среде;
 овладение социально-бытовыми навыками и умениями, используемыми в
повседневной жизни и в образовательном учреждении;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, появление новых
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование самостоятельного выполнения учебных заданий, поручений;
 использование и применение навыков коммуникации и принятых ритуалов
социального взаимодействия;
 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Предметные:
Минимальный уровень:


различать основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий,

голубой), величину (большой - маленький), геометрические формы (квадрат, круг,
треугольник, шар, куб);


показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;



называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время

года;


называть время суток, дней недели с опорой на картинки;



обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога

(поверхность, вес, температуру);


переходить от одного вида деятельности к другому;



воспроизводить по памяти слоги и простые слова (три слога и три простых

слова);


дифференцировать диких и домашних птиц;



запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;



ориентироваться в условиях практических проблемных задач;
7



иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а

также об их роли в деятельности людей;


воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках,

с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и
зависимости между объектами и явлениями.


Достаточный уровень:



выполнять действия по инструкции педагога;



различать форму плоской фигуры при помощи зрительного восприятия и

осязания;


узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела

(круг, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, овоид);


группировать предметы и картинки по основным цветам спектра и

оттенкам;


уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу,

середина;


уметь последовательно называть времена года, последовательность времени

суток, дней недели;


сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь

практической и зрительной ориентировкой;


различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их

оттенки;
 воспроизводить по памяти слоги и простые слова (пять слогов и пять
простых слов)
 уметь определять предметы по весу: легкий-тяжелый с открытыми и
закрытыми глазами;
 определять на вкус сладкие, горькие, кислые и пресные продукты;
 дифференцировать диких и домашних птиц;
 составлять целое из частей (4-5 деталей);
 анализировать проблемно-практические задачи;

8

 иметь представление о мужскихи женских профессиях, дифференцировать
их;
 выполнять анализ наглядно-образных задач;
 сопоставлять

и

соотносить

знакомый

текст

с

соответствующей

иллюстрацией;
 выполнять задания на классификацию картинок без образца;
 выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;
 иметь представления о количественном признаке предметов: группировать
картинки по количественному признаку (много – один).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной
работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой
шкале:
 0 баллов – отсутствие динамики;
 1 балл - незначительная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе
входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).

9

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема предмета

Колво
часов

1.

Обследование обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

1

2.

Обследование обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

1

3.

Совершенствование
зрительного внимания и
подражания путем
воспроизведения действий
взрослого без предметов

1

4.

Совершенствование
зрительного внимания и
подражания действиям
взрослого с предметами

1

5.

Формирование умения
дополнять целое изображение с
опорой на контур

1

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень
Обследование обучающихся- 2 часа
Обследование обучающихся,
Выполняют дифференкомплектование групп для
цированные задания
коррекционных занятий
при непосредственной
помощи учителя
Обследование обучающихся,
Выполняют дифференкомплектование групп для
цированные задания
коррекционных занятий
при непосредственной
помощи учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов
Подражание действиям взрослого
без предметов. Проведение игр:
«Обезьянки», «Топайте-идите»,
«Кот и мыши»

Подражают действиям
взрослого в
определенных игровых
ситуациях,
предложенных
взрослым
Подражание путем воспроизведения Подражают учителю
действий взрослого с предметами.
путем воспроизведения
Проведение игровых ситуаций:
действий взрослого с
«Поварята», «Построй башню», «В предметами; действиям
гостях у Мойдодыра»
сверстника
Дополнение целого изображения с
Выполняют задание,
опорой на контур изображения.
дополняют контурное
Лото-вкладки эпизодов из
сюжетное изображезнакомых сказок: «Три медведя»,
ние (делают выбор из
«Волк и семеро козлят», «Красная
3—х картинок)
шапочка»

Достаточный уровень
Выполняют большинство заданий самостоятельно
Выполняют большинство заданий самостоятельно

Подражают или действуют
по показу в определенных
игровых ситуациях,
предложенных взрослым
Самостоятельно подражают
действиям учителя с предметами
Выполняют задание, дополняют контурное сюжетное
изображение (делают выбор
из 4—х картинок)

10

6.

Формирование умения
дополнять целое изображение
без опоры на контур

1

7.

Формирование умения
запоминать и воспроизводить
наборы предложенных слов и
словосочетаний

1

8.

Формирование ориентировки на
листе бумаги, выделяя верх,
низ, левую и правую стороны,
середину листа.
Определение расположения
прдметов по памяти в
определенной
последовательности

1

9.

Формирование ориентировки на
листе бумаги, выделяя верх,
низ, левую и правую стороны,
середину листа и определяя
расположение прдметов по
памяти в определенной
последовательности

1

Дополнение контурного сюжетного
изображения недостающими
героями или предметами.
Эпизоды знакомых сказок и
мультфильмов: «Маша и медведь»,
«Фиксики», «Барбоскины»,
«Лунтик»
Выполнение задания путем
запоминания и повторения набора
слов и словосочетаний из
предъявленных фраз (игры:
« Новые слова», «Считалка»,
«Теремок», «Птичья столовая»)
Ориентировка на листе бумаги,
выделение верхей части листа,
нижней части, левой и правой
стороны, середины листа
(«Запомни и разложи предметы на
листе бумаги»).
Распределение 4-5 предметов на
листе бумаги по памяти

Ориентировка на листе бумаги,
выделение верхей части листа,
нижней части, левой и правой
стороны, середины листа
(«Запомни и разложи предметы на
листе бумаги»).
Распределение 4-5 предметов на
листе бумаги по памяти

Выполняют задания,
дополняют контурные
изображения черно-белыми, производят выбор из
4-х

Выполняют задания, дополняют контурные изображения цветными, производят
выбор из 5-ти

Запоминают и воспроизводят предложенные
слова из предъявленной фразы (фраза из 67слов)

Запоминают и воспроизводят
заданные словосочетания из
предъявленной фразы (фраза
из 7 слов)

Ориентируются на
листе бумаги, выделяя
верх, низ, середину
листа («Запомни и
разложи предметы на
листе бумаги»).
Запоминают
расположение
предметов.
Раскладывают 3-4 мелких предмета
Ориентируются на
листе бумаги, выделяя
верх, низ, середину
листа («Запомни и
разложи предметы на
листе бумаги»).
Запоминают
расположение
предметов.

Ориентируются на листе
бумаги, выделяя верх, низ,
середину листа («Запомни и
разложи предметы на листе
бумаги»).
Запоминают расположение
предметов.
Раскладывают 5 мелких
предметов
Ориентируются на листе
бумаги, выделяя верх, низ,
середину листа («Запомни и
разложи предметы на листе
бумаги»).
Запоминают расположение
предметов.
Раскладывают 5 мелких
предметов

11

10.

Формирование умения
запоминать целостные образы
предметов и комбинировать
несколько геометрических
форм для создания целостных
изображений

1

11.

Формирование умения восстанавливать по памяти последовательность изображений,ориентируясь на прошлый опыт

1

12.

Закрепление умения
воспроизводить по памяти
слоги и простые слова

1

13.

Совершенствование слуховой
памяти посредством
многократного повторения и
постепенного увеличения
количества слов, которые
нужно запомнить

1

Раскладывают 3-4 мелких предмета
Комбинирование нескольких
Запомнают целостное
геометрических форм для создания
изображение предмета.
целостных изображений
Комбинируют не(дом – три треугольника, два
сколько геометричетреугольника – один для дома, один ских форм для создадля крыши; вагон – два квадрата и ния целостного изобрадва круга и т.д.)
жения (4-5 форм)
Выполнение задания по восстанав- Восстанавливают по
лению по памяти серии последова- памяти серию последотельных изображений (5).
вательных изображеЗадание: «Что сначала,что потом» - ний (4 картинки).
серия изображений картинок с нару- Выполняют задание с
шенной последовательностью собы- помощью наводящих
тий (Снеговик начал таять, дети ка- вопросов учителя
тают комочки снега, дети лепят снеговика, дети слепили снеговика,
снеговик растаял)
Воспроизведение по памяти слогов и простых слов: ба, ма, на,
ат,ок, ус; дом, кот, сок, сом, лук)
после показа.
Задание: «Запомни и напиши» (5
слогов или простых слов)
Увеличение объема слуховой
памяти посредством
многократного повторения и
постепенного увеличения
количества слов, которые нужно
запомнить.
Выполнение упражнений
«Снежный ком», «Жук»

Воспроизводят по памяти
последовательность слогов и простых слов: ба, ма,
ат, ус; дом, кот, сок (3
слога или 3 простых
слова)
Называют слово и
воспроизводят
последующее слово
(воспроизводят несколько
предыдущих слов и
произносят свое).
Слушают и выпоняют
команду для

Запомнают целостное изображение предмета.
Комбинируют несколько геометрических форм для создания целостного изображения
(5-6 форм)
Восстанавливают по памяти
серию последовательных
изображений (5 картинок).
Выполняют задание самостоятельно

Воспроизводят по памяти последовательность слогов и
простых слов: ба, ма, на, ат,
ок, ус; дом, кот, сок, сом, лук
(5 слогов или простых слов)
Называют слово и
воспроизводят последующее
слово (воспроизводят
несколько предыдущих слов
и произносят свое).
Слушают и выпоняют
команду для передвижения
(Упражнение «Жук»).

12

14.

Формирование умения
изображать предмет или героя
сказки на листе бумаги после
прослушанного описания

1

15.

Формирование умения выборочного запоминания на слух
(имена героев, названия объектов)

1

16.

Формирование умения словесно
описывать предметы, воспринятые тактильно, и давать характеристику свойствам и качествам предметов

1

17.

Закрепление умения выбирать
предметы на ощупь по словесному описанию

1

передвижения
(Упражнение «Жук»).
Количество игроков в
команде -не больше 6-ти
Воспроизведение на листе
Изображают на листе
бумаги изображения предмета
бумаги простой предмет
или героя сказки по словесному
или героя сказки по
описанию (дворец с башенками,
словесному описанию
колоннами и окошечками,
учителя (домик с
Колобок, Кот в сапогах и т.д)
окошками, Колобок)
Выборочное выделение инфорПрослушивают
мации из услышанного небольнебольшой текст, в ходе
шого текста. Воспроизведение по которого запоминают
памяти имен героев, названий
придуманные имена
объектов и т.д.
героев сказки «Теремок»,
Сказка «Теремок», сказка
«Белоснежка и семь
«Белоснежка и семь гномов» (4-6 гномов» (4 -5 имен для
слов для запоминания)
запоминания)
Словесно описывают
Словесное описание по памяти
предметы, обследованные
предметов, воспринятых такна ощупь (яблоко круглое,
тильно (яблоко круглое, твердое,
твердое, холодное, с
холодное, с черенком и выемкой)
черенком и выемкой) – 5
– 5-7 предметов
предметов
Выбор предметов после
Выбирают предмет после
словесного описания учителем
его словесного описания
(мяч, ежик, зайчик и т.д.)
учителем:
Задание: «Круглый, резиновый,
«Круглый, резиновый, какатится, его бьют, а он не плачет, тится, его бьют, а он не
только выше, выше скачет»; «Ко- плачет, только выше,
лючий, на спине много иголок,
выше скачет»; «Колючий,
живет в лесу, любит грибы и яб- на спине много иголок,
локи»; «Летом серый, зимой беживет в лесу,любит грибы
лый, уши большие, пушистый
и яблоки»;

Количество игроков в
команде - не больше 7-и
Изображают на листе бумаги
предмет или героя по
словесному описанию
учителя (Кот в сапогах,
дворец с башенками,
колоннами и окошечками)
Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого
запоминают придуманные
имена героев сказки
«Теремок», «Белоснежка и
семь гномов» (5-6 имен для
запоминания)
Словесно описывают
предметы, обследованные на
ощупь (яблоко круглое,
твердое, холодное, с
черенком и выемкой) – 5-7
предметов
Выбирают предмет после его
словесного описания учителем:
«Колючий, на спине много
иголок, живет в лесу, любит
грибы и яблоки»;
«Летом серый, зимой белый,
уши большие, пушистый хвостик, всех боится, любит
морковку» и т.д.

13

хвостик, всех боится, любит морковку»

18.

Формирование представления
об относительности величины:
один и тот же предмет может
быть по отношению к одним
предметам маленьким, а по отношению к другим – большим
(длиннее – короче, выше –
ниже)

1

19.

Совершенствование умения выделять объемные формы в процессе конструирования (выбор
из 4-х форм)

1

«Летом серый, зимой белый,уши большие, пушистый хвостик, всех боится,
любит морковку».
В случае затруднения
учитель демонстрирует
предметы и просит
запомнить их
Сенсорное развитие - 25 часов
Сравнение предметов
Выполняют задания путем
относительно других.
сравнения 3 предметов пуВыполнение заданий: «Эта
тем наложения:
елочка больше елочки справа,но «Эта елочка больше
меньше елочки слева»,
елочки справа,но меньше
«Красная ленточка короче синей елочки слева»;
ленточки, но длинее белой
«Красная ленточка короче
ленточки», игра «Три медведя»
синей ленточки, но длинее
белой ленточки»; игра по
мотивам сказки «Три
медведя»
Дифференцирование
геометрических форм:
треугольная призма (крыша),
брусок (кирпичик), куб (деталь
гаража).
Определение объемных форм:
шар (шарик) – куб (кубик) –
треугольная призма (крыша) –
овал (яйцо) – брусок (кирпичик).
Задания: «Построим домик для
друзей Чебурашки и гараж для
машины» (по образцу), выбор

Определяют объемные
формы: шар (шарик) – куб
(кубик), брусок (кирпичик), треугольная призма
(крыша), используют объемные геометрические
формы для постройки по
образцу

Выполняют самостоятельно
задания путем зрительного
соотнесения 3 предметов:
«Эта елочка больше елочки
справа,но меньше елочки
слева»;
«Красная ленточка короче
синей ленточки,но длинее белой ленточки»; игра по мотивам сказки «Три медведя»

Определяют объемные
формы: шар (шарик) – куб
(кубик) – треугольная призма
(крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик). Подбирают
объемные геометрические
формы для постройки заданного образца

14

20.

Формирование умения сочетать
в постройках фигур детали разных цветов

1

21.

Формирование умения изменять
постройки фигур разными способами: заменой деталей или их
надстраиванием в длину или
высоту

1

22.

Совершенствование знаний об
основых цветах спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий в процессе
получения цвета путем выполнения эксперимента

1

23.

Формирование умения
применять основные цвета
спектра в аппликации и

1

необходимых строительных
деталей для постройки домика
(куб, треугогольная призма для
домика, куб, брусок – для
гаража); (выбор из
предложенного строительного
набора)
Сочетание деталей разных
цветов в постройках домика,
гаража, забора, замка (зеленая
треугольная призма, желтая
треугольная призма, красный
брусок, синий брусок, красный
куб, желтый куб и т.д)
Изменение постройки разными
способами: заменой деталей или
их надстраиванием в длину или
высоту (у поезда добавить
вагончики,башню сделать более
высокой)
Дифференцирование 6 основных
цветов спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий (сличать, выделять по
слову, называть).
Получение цвета путем
эксперимента «Окраска воды»
(получение оранжевого цвета из
двух основных: красного и
желтого, используя способ
окрашивания воды)
Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании

Комбинируют объемные
детали геометрических
фигур, разные по цвету.
Действуют по предложенному образцу

Комбинируют объемные детали геометрических фигур,
разные по цвету.
Действуют самостоятельно

Изменяют постройку, добавляя детали или заменяя
детали конструктора по
инструкции учителя

Изменяют постройку, добавляя детали или заменяя детали конструктора самостоятельно

Выделяют 5 основных
цветов спектра – красный, желтый, зеленый, синий, голубой.
Получают цвет путем эксперимента «Окраска
воды» (получение оранжевого цвета из двух основных: красного и желтого,
используя способ окрашивания воды)
Выполняют аппликации
из основных цветов по образцу.

Дифференцируют 6 основных цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.
Получают цвет путем эксперимента «Окраска воды» (получение оранжевого цвета из
двух основных: красного и
желтого, используя способ
окрашивания воды)
Выполняют аппликацию с
использованием цветовых
спектров из основных цветов.

15

24.

25.

26.

конструировании: цвет, форма,
величина.
Развитие умения чередовать 6
основных цветов (красный,
оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий) при раскладывании в аппликации и конструировании
Закрепление умения различать,
называть цвета спектра и
соотносить цвета эталонов с
цветом реальных предметов.
Определение ошибок, допущенных в цвете изображения предметов
Совершенствование восприятия
белого, черного и серого
цветов.
Формирование зрительного
дифференцирования при
восприятии ахроматических
цветов и их оттенков в большом
пространстве
Формирование умения
дифференцировать понятия о
цветах и их оттенках «синий
цвет», «голубой цвет»

(«Весенний букет в вазе», «Построим школу и спортивную площадку»).
Задания: составление цветового
спектра в аппликации;
составление композиции из
геометирических фигур по
образцу
Различение и называние
основных цветов и их оттенков.
Выполнение задания «Исправь
ошибку художника»

Составляют композицию
из геометрических фигур
с учетом их величины (3
формы и 2 величины) по
образцу

Составляют композицию из
геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и
3 величины) по образцу

Различают и называют основные цвета спектра.
Соотносят цвета эталонов
с цветом реальных предметов

1

Восприятие белого, черного и
серого цвета.
Дифференциация
ахроматических цветов и их
оттенков в большом
пространстве. Стимулирование
зрительной поисковой
деятельности на обобщающее
понятие «цвет»

Различают белый, черный
и серый цвета.
Дифференцируют ахроматические цвета и их оттенки.
По инструкции учителя
осуществляют зрительную
поисковую деятельность

Различают и называют основные цвета спектра.
Соотносят цвета эталонов с
цветом реальных предметов.
Определяют ошибки, допущенные в цвете при изображении предметов
Различают белый, черный и
серый цвета.
Дифференцируют ахроматические цвета и их оттенки с
опорой на образец

1

Дифференцировка понятия «синий цвет», «голубой цвет».
Различение трех оттенков голубого цвета.
Развитие восприятия цвета в
процессе выполнения действий
ранжирования голубого цвета в
порядке убывания светлоты

1

Различают понятия «синий цвет», «голубой
цвет».
Различают три оттенка голубого цвета.
Выполняют действия ранжирования голубого цвета
в порядке убывания светлоты

Различают три оттенка голубого цвета.
Выполняют действия ранжирования голубого цвета в порядке убывания светлоты

16

27.

Закрепление понятия о
цветовом своеобразии
различных времен года

1

28.

Формировать умение
воссоздавать целостное
изображение предмета, выбирая
недостающие части из четырех
- пяти элементов, дорисовывать
недостающие части или детали
рисунка

1

29.

Дифференцирование бытовых
шумов и явлений природы с
опорой только на слуховой
анализатор

1

30.

Формирование звукового
разнообразия живой природы

1

Называют последовательно времена года.
Соотносят времена года и
цвета по сюжетным картинкам (весна – зеленая,
лето – красное, осень –
желтая, зима - белая)
Воссоздают целостное
изображение предмета с
помощью сюжетной картинки:
«Что потерял ослик Иа?»
(шляпу, хвостик, букварь)
Дорисовывают недостающую часть или деталь рисунка после предварительного просмотра целого
изображения

Называют последовательно
времена года.
Соотносят времена года и
цвета (весна – зеленая, лето –
красное, осень – желтая, зима
- белая)

Дифференцирование бытовых
шумов и явлений природы
(при прослушивании
аудиозаписей – шум ветра, шум
морского прибоя, шум грозы;
пение разных птиц, голоса
животных, стрекот кузнечика)

Различают бытовые шумы
и явления природы: (при
прослушивании аудиозаписей – шум морского
прибоя; голоса животных)

Формирование звукового разнообразия живой природы (чириканье воробья, карканье вороны,
пение соловья; мычание коровы,
блеяние козы, ржание лошади)

Слушают разнообразные
голоса животных и птиц
при просмотре
документальных фильмов
о птицах и животных.

Различают бытовые шумы и
явления природы:
(при прослушивании аудиозаписей – шум ветра, шум
морского прибоя, шум грозы;
пение разных птиц, голоса
животных, стрекот кузнечика)
Слушают разнообразные
голоса животных и птиц при
просмотре документальных
фильмах о птицах и
животных.

Закрепление понятия о цветовом
своеобразии различных времен
года (каждое время года имеет
свой определяющий цвет: весна –
зеленая, лето – красное, осень –
желтая, зима - белая)
Воссоздание целостного изображения предмета.
Выбор недостающих частей из
четырех - пяти элементов.
Дорисовывание недостающей
части или детали рисунка.
Задание:
«Что потерял ослик Иа?
(хвостик)»

Воссоздают целостное изображение предмета по памяти:
«Что потерял ослик Иа?»
(шляпу, очки, хвостик, платок,
букварь).
Дорисовывают недостающую
часть или деталь рисунка

17

(чириканье воробья, карканье вороны, пение соловья; мычание коровы, блеяние козы, ржание лошади).
Узнают голоса животных
и птиц с опорой на картинку
Опознают и называют
действия сверстника по
звуковым характеристикам
(стук мяча, звуки, издаваемые в процессе танцев,
при движении тележки,
машины)

31.

Формирование умения
опознавать действия сверстника
по звуковым характеристикам,
производимым в процессе
действия с бытовыми
предметами и игрушками

1

Опознавание действий по звуковым характеристикам (стук мяча
и шум прыжков ребенка в ходе
игры с мячом, шум прыжков ребенка при прыжках через скакалку, звуки, издаваемые в процессе танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины)

32.

Формирование умения
опознавать местоположение и
интенсивность звука в
помещении

1

Опознавание местоположения и
интенсивности звука
(близко, далеко, рядом; вверху,
внизу; слева, справа; «слева,
тихо», «вверху, близко»)

Опознают
местоположение звука
(близко, далеко; вверху,
внизу; слева, справа).
Называют месторасположение звука

33.

Формирование умения
опознавать предметы на ощупь,
определяя их форму, величину,
материал в процессе тактильнодвигательного обследования

1

Опознавание предметов на
ощупь, определяя их форму,
величину, материал в процессе
тактильно-двигательного
обследования.
Выполнение задания:

Опознают предметы на
ощупь,
определяя их форму,
величину, материал в
процессе тактильнодвигательного

Имитируют в игровой
деятельности
разноообразные звуки.
Узнают голоса животных и
птиц

Опознают и называют действия сверстника по звуковым характеристикам
(стук мяча и шум прыжков
ребенка в ходе игры с мячом,
шум прыжков ребенка при
прыжках через скакалку,
звуки, издаваемые в процессе
танцев, при катании на велосипеде, при движении тележки, машины)
Имитируют действия по инструкции педагога
Опознают местоположение и
интенсивность звука (близко,
далеко, рядом; вверху, внизу;
слева, справа; «слева, тихо»,
«вверху, близко»).
Называют месторасположение и интенсивность звука
Опознают предметы на
ощупь, определяя их форму,
величину, материал в
процессе тактильнодвигательного обследования

18

«Определи на ощупь матрешку,
зайца, яблоко, яйцо»

обследования (матрешка,
зайяц, яйцо)

Закрепляют результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.
Выполняют задание «Подбери
бусины для нанизования на
нитку в определенной
последовательности: большая
гладкая, средняя с резьбой,
маленькая гладкая»
Умение запоминать ряд различных предметов, воспринятых на
ощупь (яичко, машина, ленточка,
елочка)
Выполняют задание «Определи
на ощупь предметы и назови их»

Подбирают бусины в
определенной последовательности (большая гладкая- маленькая с резьбой)

Запоминают ряд различных предметов, подбирают к ним картинки и
называют эти предметы
(яичко, машина, ленточка,
елочка)

Запоминают ряд различных
предметов и называют эти
предметы (яичко, машина,
ленточка, елочка)

Запоминают и называют
ряд предметов, близких
по форме, в процессе
восприятия их на ощупь
при помощи подбора
картинок (рыбка, шарик,
яичко)
Зарисовывают предметы,
опознанные в результате
тактильного обследования
(яблоко-круг, кубик –
квадрат)

Запоминают и называют ряд
предметов, близких по
форме, в процессе восприятия их на ощупь (рыбка, шарик, яичко)

34.

Формирование умения
закреплять результаты
тактильно-двигательного
обследования в продуктивных
видах деятельности

1

35.

Формирование умения запоминать ряд различных предметов,
воспринятых на ощупь (яичко,
машина, ленточка, елочка)

1

36.

Совершенствование умения
запоминать ряд предметов,
близких по форме, в процессе
восприятия их на ощупь (рыбка,
шарик, яичко)

1

Умение запоминать ряд
предметов, близких по форме, в
процессе восприятия их на
ощупь (рыбка, шарик, яичко)

37.

Формирование умения
зарисовывать предметы,
опознанные в результате
тактильного обследования

1

Зарисовывание предметов,
опознанных в результате
тактильного обследования
(яблоко-круг, рыбка –овал треугольник, кубик –квадрат)

(матрешка, заяц, яблоко,
яйцо, баранки).
Дают словсеное обозначение
Подбирают бусины в определенной последовательности
(большая гладкая - средняя с
резьбой - маленькая гладкая)

Называют и зарисовывают
предметы, опознанные в результате тактильного обследования (яблоко-круг, рыбка
–овал+треугольник, кубик –
квадрат)

19

38.

Формирование умения
словесно описывать предметы,
воспринятые тактильно

1

39.

Формирование умения
словесно описывать предметы,
воспринятые тактильно

1

40.

Закрепление умения
группировать предметы по
определенному вкусовому
признаку: съедобное несъедобное, сладкое - кислое,
горькая (пища) - соленая (пища)

1

41.

Формирование умения
передавать целостный образ
предмета, воспринятого на вкус,
в различных видах

1

Словесное описание предметов,
воспринятых тактильно («Расскажи, как ты догадался, что это
елочка, что это?»)

Обследуют предметы тактильно.
Подбирают подходящую
по описанию картинку из
4 –х предложенных
(елочка, матрешка,ластик,
пенал).
Словесно описывают
предметы с опорой на
подобранную картинку
Словесное описание предметов,
Подбирают с помощью
воспринятых тактильно, и
учителя геометрические
сравнение их с объемными
формы к обследованным
геометрическими формами
предметам.
(«Расскажи, на что похож мячик Словесно описывают
(на шар)?
предметы (елочка –конус,
мячик -шар)
Группировка предметов по опре- Группируют предметы по
деленному вкусовому признаку:
определенному вкусовому
съедобное - несъедобное, сладкое признаку: съедобное - не- кислое, горькая (пища) - солесъедобное, сладкое - кисная (пища).
лое, горькая (пища) - солеВыполнение задания
ная (пища) с помощью пе«Разложи продукты в две
дагога.
корзины (для борща и для
Раскладывают продукты в
компота)»
две корзины (для борща и
для компота): мясо,
свёкла, яблоко, картофель,
морковь, вишня
Передача целостного образа
предмета, воспринятого на вкус,
в различных видах продуктивной
деятельности.

Обследуют предметы тактильно.
Словесно описывают предметы (елочка, матрешка, ластик, пенал).
Рассказывают о том,как догадались, что это елочка, матрешка, ластик, пенал

Самостоятельно подбирают
геметрические формы к обследованным предметам.
Сравнивают их с объемными
формами (яйцо-овал, домик –
куб и конус и т.д).
Объясняют их сходство
Группируют предметы по
определенному вкусовому
признаку: съедобное – несъедобное, сладкое – кислое,
горькая (пища) – соленая
(пища).
Называют вкусовые признаки
предметов.
Раскладывают продукты в
две корзины (для борща и
для компота):
мясо, свёкла, яблоко, картофель, морковь, вишня
Передают часть образа
Передают целостный образ
предмета, воспринятого на предмета, воспринятого на
вкус, в различных видах

20

продуктивной деятельности:
«Нарисуй, что съел»
42.

43.

44.

Выполнение задания «Нарисуй,
что съел»

продуктивной деятельности:
«Дорисуй то, что съел»
Формирование умения
1
Умение передвать целостный
Передают форму предпередавать целостный образ
образ предмета, воспринятого на мета, воспринятого на
предмета, воспринятого на вкус,
вкус, в различных видах продук- вкус, в различных видах
в различных видах
тивной деятельности:
продуктивной деятельнопродуктивной деятельности:
«Слепи , что съел»
сти:
«Слепи , что съел»
«Слепи форму того, что
съел»
Формирование умения
1
Отгадывание загадок по
Отгадывают загадки по
отгадывать загадки по
основным признакам предмета, в основным признакам
основным признакам предмета,
том числе и опираясь на его
предмета, в том числе и
в том числе и опираясь на его
вкусовые характеристики
опираясь на его вкусовые
вкусовые характеристики
(«Вкусный он соленый, вкусный характеристики с опорой
он на грядке, свежий он хорош,
на предложенные карно хорош и в кадке»)
тинки
Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) - 6 часов
Формирование элементов
1
Формирование представлений о
Различают возраст и соотсамосознания на основе
возрасте и о его связи с трудом и носят его с деятельностью
понимания изменчивости
деятельностью человека (малыш человека с опорой на сювозраста и времени
– сидит в коляске, играет с
жетные картинки (малыш
мамой; ребенок – ходит в
– сидит в коляске, играет с
детский сад, играет сам или с
мамой; ребенок – ходит в
детьми; обучающийся – ходит в
детский сад, играет сам
школу; взрослые – работают;
или с детьми; обучаюпожилые люди – дома, заботятся щийся – ходит в школу;
о внуках, отдыхают)
взрослые – работают; пожилые люди – дома, заботятся о внуках, отдыхают)

вкус, в различных видах продуктивной деятельности:
«Нарисуй ,что съел»
Передают целостный образ
предмета, воспринятого на
вкус, в различных видах продуктивной деятельности:
«Слепи , что съел»
Отгадывают загадки по основным признакам предмета,
в том числе и опираясь на его
вкусовые характеристики

Дифференцируют возраст и
соотносят его с деятельностью.
Объясняют взаимосвязь возраста с трудом и деятельностью человека (малыш – сидит в коляске, играет с мамой; ребенок – ходит в детский сад, играет сам или с
детьми; обучающийся – ходит в школу; взрослые – работают; пожилые люди –
дома, заботятся о внуках, отдыхают)

21

Совершенствование
представлений о птицах:
дифференциация диких и
домашних птиц (воробей,
ворона, голубь, сорока –
курица, петух, гусь, утка,
индюк)
Совершенствование временных представлений
(о временах года, об их последовательности, о времени суток,
днях недели)

1

47.

Закрепление представлений о
занятиях обучающихся и
членов их семьи в выходные
дни

1

48.

Закрепление соотношения
профессий и вспомогательных
предметов и орудий для
осуществления
профессиональной
деятельности врача, продавца,

1

45.

46.

1

Дифференцировка диких и
домашних птиц (воробей,
ворона, голубь, сорока – курица,
петух, гусь, утка, индюк);
Группировка картинок с
изображениями диких и
домашних птиц
Закрепление временных представлений.
Выполнение задания: «Нарисуй и
подпиши свое расписание по
дням недели».
Определение времени суток по
картинке: «Разложи по порядку»

Закрепление представлений о занятиях обучающихся и членов
их семьи в выходные дни
Выполняют задание по выбору
сюжетных изображений с досуговыми занятиями.
Отвечают на вопросы: «Как ваша
семья проводит выходные?»,
«Расскажи о ваших семейных
традициях», и т.д.
Закрепление представлений о
профессиях: повар, портниха,
шофер, строитель; закрепление
знаний о вспомогательных
предметах и орудиях для
осуществления
профессиональной деятельности

Различают диких и домашних птиц (голубь, сорока – курица, петух)

Дифференцируют и называют диких и домашних птиц
(воробей, ворона, голубь, сорока – курица, петух, гусь,
утка, индюк)

Различают и называют
времена года.
Определяют время суток
по картинке с помощью
уточняюших вопросов
учителя.
Называют свое расписание урочной и внеурочной
деятельности с опорой на
графическое изображение
Знают и рассказавают о
своих занятиях в выходные дни с опорой на фотографии.
Знают занятия членов семьи в выходные дни с
опорой на фотографии

Различают и называют времена года.
Определяют время суток самостоятельно.
Знают свое расписание урочной и внеурочной деятельности

Умеют делать выбор
знакомой профессии,
изображенной на
сюжетных картинках
(выбор из 5-х); называют
эти профессии и значение

Умеют делать выбор
знакомой профессии,
изображенной на сюжетных
картинках (выбор из 7-и);
называют эти профессии и
значение каждой профессии
для других людей

Знают и умеют рассказать о
своих занятиях в выходные
дни.
Знают занятия членов семьи
в выходные дни и умеют рассказать о них

22

повара, учителя, шофера,
парикмахера

49.

Закрепление представлений об
окружающем предметном мире,
созданном руками человека
(орудия труда: совок, лопата,
пила, нож, топор, вилы, молоток)

50.

Формирование взаимосвязи
между практическим
жизненным опытом и наглядночувственными
представлениями, развитие
умения отражать эту связь в
речи, фиксируя этот опыт и
обобщая его результаты
Формирование умения
выявлять связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных
картинках, формирование
умения рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждение

51.

врача, продавца, повара, учителя, каждой профессии для
шофера, парикмахера. Игры –
других людей
«Кому что нужно?», « Отгадай
профессию», «Для чего нужны
предметы?»
1
Закрепление представлений об
Умеют называть орудия
окружающем предметном мире,
труда.
созданном руками человека (ору- Понимают их предназнадия труда: совок, лопата, пила,
чение в быту.
нож, топор, вилы, молоток)
Знают и называют 5 оруРасширение словарного запаса
дий (совок, лопата, пила,
по теме.
нож, молоток)
Задания: игры «Что лишнее у
садовода», «Что нужно для
ремонта», «Орудия труда»
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
1
Выявление связи между между
Подбирают картинки к
практическим жизненным
изображениями животных
опытом и нагляднои птиц, картинки пищи,
чувственными представлениями. которую употребляют
Дидактическая игра «Кто что
животные и птицы.
любит»
При затруднении используют сюжетные картинкиподсказки
1
Выявление связи между
Обсуждают с учителем
персонажами и объектами,
домашние поручения роизображенными на сюжетных
дителей.
картинках.
Раскладывают сюжетные
Дидактическая игра «Список дел картинки в нужной послепо дому»
довательности.
Соотносят связи между
персонажами и объектами,

Умеют называть орудия
труда.
Понимают их предназначение в быту. Знают и называют 7 орудий (совок, лопата,
пила, нож, молоток, вилы, топор)

Подбирают картинки к изображениями животных и птиц,
картинки пищи, которую
употребляют животные и
птицы, называют ее.
Отражают свои рассуждения
в речевом высказывании
Устанавливают связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках.
Рассуждают, делают вывод и
обосновывают суждения

23

52.

Формирование умения
выявлять связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных
картинках, формирование
умения рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждение

1

Выявление связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных
картинках.
Дидактическая игра «Винни Пух
и Пятачок в гостях у Кролика»

53.

Формирование умения
анализировать сюжеты со
скрытым смыслом

1

Анализ сюжетов со скрытым
смыслом.
Короткий рассказ с картинками
«Алеша потерял галошу»

54.

Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым
смыслом

1

Анализ сюжетов со скрытым
смыслом.
Короткие рассказы с картинками
«Вот так помощник!», «Сила не
право», «Защитник»

55.

Формирование умения
соотносить текст с
соответствующей
иллюстрацией

1

Соотнесение текста с соответствующей иллюстрацией.
Уточнение сложных понятий или
предметов, которые трудно

изображенными на сюжетных картинках, с помощью учителя
Вспоминают сюжет детского мультфильма
«Винни Пух и Пятачок в
гостях у Кролика».
Раскладывают сюжетные
картинки в нужной последовательности.
Устанавливают связи
между персонажами и
объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью учителя
Читают короткий текст
рассказа.
Соотносят сюжет рассказа
с картинками.
Разбирают сюжет совместно с учителем
Выбирают для чтения
один из рассказов.
Читают короткий текст
рассказа.
Присоединяются к обсуждению рассказа с одноклассниками
Рассматривают иллюстрации к прочитанному тексту.

Устанавливают связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках.
Рассуждают, делают вывод и
обосновывают суждения

Изучают сюжет рассказа.
Разбирают сюжет рассказа с
картинками.
Выделяют тему и главную
мысль рассказа.
Обсуждают рассказ с одноклассниками
Разбирают очередно сюжеты
рассказов.
Разбирают сюжеты и объясняют скрытый смысл рассказов.
Обсуждают рассказы с одноклассниками
Рассматривают иллюстрации
к прочитанному тексту.
Отвечают на вопросы с опорой на иллюстрации.

24

56.

Формирование умения
выполнять задания на
классификацию картинок,
выполнять упражнения на
исключение «четвертой
лишней» картинки

1

57.

Формирование умения
устанавливать соотношение
между словом и образом
(находить игрушку по
словесному описанию)

1

58.

Формирование умения
выбирать соответствующую
картинку, изображающую
действия персонажей по
словесному описанию

1

59.

Формирование умения
определять предполагаемую
причину явления, подбирая
соответствующую картинку
(выбор из двух- трех)

1

описать с помощью
иллюстрации.

Отвечают на вопросы с
опорой на иллюстрации.

Выполнение заданий на классификацию картинок, выполнение
упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.
Дидактическая игра «Зверь,
птица, небылица» – обозначь
зверей и птиц, которые живут в
лесу (из 4-х предложенных)
Установление соотношения
между словом и образом (находить игрушку по словесному
описанию).
Выполнение задания
«Найди персонажа сказки с
голубыми волосами (большим
деревянным носом)»
Выбор соответствующей
картинки, изображающей
действия персонажей по
словесному описанию.
Дидактическая игра по мотивам
сказки «Теремок», «Три
поросенка», «Три медведя»
Определение предполагаемой
причины явления, подбор
соответствующей картинки
(выбор из двух- трех).
Работа с серией сюжетных
картинок «Нашел друга»,
«Помощь бабушке», «Уход за
растениями»

Находят лишнюю картинку из 4-х предложенных.
Классифицируют картинки с помощью вопросов учителя

Находят предложения, соответствующие конкретной
картинке
Находят лишнюю картинку
из 4-х предложенных.
Классифицируют картинки

Находят игрушку по словесному описанию, используют картинки-подсказки в случае затруднений

Находят игрушку по словесному описанию самостоятельно.
Устанавливают соотношение
между словом и образом

Выбирают картинку,
изображающую действия
персонажей по словесному описанию и наводящим вопросам учителя

Выбирают картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию

Определяют
предполагаемую причину
явления, подбирая
соответствующую
картинку (выбор из двухтрех).
Раскладывают серию сюжетных картинок «Нашел

Определяют
предполагаемую причину
явления, подбирая
соответствующую картинку
(выбор из двух- трех).
Раскладывают серию сюжетных картинок «Нашел
друга», «Помощь бабушке»,

25

друга», «Помощь бабушке», «Уход за растениями» с помощью наводящих вопросов учителя
Определяют последовательность указанных событий из 3-х картинок с
помощью вопросов учителя
и слов «сначала», «потом»

«Уход за растениями» самостоятельно

60.

Формирование умения
определять последовательность
указанных событий (из 3-х и
более картинок), употребляя
слова «сначала», «потом»

1

Определение последовательности указанных событий (из 3-х и
более картинок), употребляя
слова «сначала», «потом».
Дидактическая игра «Времена
года», «Зайчик и морковка»

61.

Умение переключаться с
одного принципа
классификации (например, по
материалу) на другой (по
свойствам, качествам,
функциональному назначению)
и обосновывать свои действия в
словесном плане

1

Выбирают предметы.
Называют материал предметов.
Обсуждают совместно с
учителем качества этих
предметов

62.

Закрепление умения
переключаться с одного
принципа классификации
(например, по материалу) на
другие (по свойствам,
качествам, функциональному
назначению) и обосновывать
свои действия в словесном
плане
Формирование умения
адекватно реагировать на
юмористические ситуации и
изображения, шутки, загадки,

1

Переключение с одного
принципа классификации
(например, по материалу) на
другой (по свойствам, качествам,
функциональному назначению) и
обосновывать свои действия в
словесном плане.
Выполнение задания
«Выбери из пластиковой посуды
чайные ложечки»
Переключение с одного
принципа классификации на
другие и обоснование своих действий в словесном плане.
Задание:
«Выбери из шкафа с одеждой
только зимние вещи»

Называют
предметы,относящиеся к
одежде.
Выбирают только зимнюю
одежду.
В случае затруднения, обращаются за помощью к
учителю

Выбирают зимние вещи.
Доказывают правильность
своего выбора.
Обсуждают необходимость
одеваться теплее в зимнее
время

Адекатное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмори-

Слушают чтение рассказов учителем.
Выборочно читают предложения из рассказа.

Читают рассказы о школе.
Выделяют основную мысль
текста.

63.

1

Определяют последовательность указанных событий из
4-х картинок самостоятельно.
Употребляют слова «сначала», «потом» при составлении распространенных предложений
Выбирают предметы.
Называют материал предметов.
Рассказывают о качествах
этих предметов.
Обсуждают применение в
быту предметов

26

юмористические рассказы,
демонстрируя понимание их
скрытого смысла

стические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого
смысла.
Обсуждение рассказов Виктора
Драгунского «Смешные рассказы
о школе»

Определяют совместно с
учителем основную мысль
рассказа.
Слушают объяснения учителя

Обсуждают с одноклассниками смешные моменты рассказа.
Соотносят истории с
обучением в своей школе
(классе)
Смотрят видеоистории
киножурнала «Ералаш».
Выбирают наиболее
интересную историю.
Обсуждают с
одноклассниками и выделяют
смешные моменты.
Соотносят истории с обучением в своей школе (классе)
Считают элементы множеств, воспринимаемых на
слух (звуки), на ощупь (предметы), движений. Сопоставляют по количеству предметы и звуки, предметы и
движения, звуки и движения
в пределах пяти самостоятельно

64.

Формирование умения
адекватно реагировать на
юмористические ситуации и
изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы,
демонстрируя понимание их
скрытого смысла

1

Адекатное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого
смысла.
Обсуждение видеосюжетов
киножурнала «Ералаш»

Смотрят видеоистории
киножурнала «Ералаш».
Обсуждают совместно с
учителем увиденные
истории.
Включаются в обсуждение смешных историй одноклассниками

65.

Формирование умения считать
элементы множеств,
воспринимаемых на слух
(звуки), на ощупь (предметы),
движений; сопоставлять по
количеству предметы и звуки,
предметы и движения, звуки и
движения в пределах пяти

1

Счет элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на
ощупь (предметы), движений.
Сопоставление по количеству
предметов и звуков, предметов и
движений, звуков и движений в
пределах пяти

66.

Формирование умения определять количество предметов,
изображенных на картинках, в
пределах пяти

1

Определение количества
предметов, изображенных на
картинках в пределах пяти.
Дидактическая игра «Собери
букет цветов и сосчитай их»,
«Найди всех насекомых на
лужайке», «Сколько ты нашел
насекомых?»

Считают элементы множеств, воспринимаемых
на слух (звуки), на ощупь
(предметы), движений.
Сопоставляют по количеству предметы и звуки,
предметы и движения,
звуки и движения в пределах пяти с помощью учителя
Считают предметы в пределах 5.
Соотносят количество
предметов с цифрой с помощью учителя

Считают предметы в пределах 5.
Соотносят количество предметов с цифрой самостоятельно

27

67.

Обследование познавательной
деятельности

68.

Обследование сенсорного
развития

Обследование познавательной деятельности - 2 часа
1
Выполнение заданий на развитие Соотносят предметы по
зрительной, слуховой,
величине из трех предлотактильной памяти и внимания и женных объектов с помомыслительных операций
щью учителя.
Находят основные цвета
спектра в окружающей
обстановке с опорой на
образец.
Различают разнообразие
звуков живой природы с
помощью учителя.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
учителя.
Определяют «четвертый
лишний» с помощью учителя.
Определяют последовательность событий с опорой на образец.
Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия
1
Выполнение заданий на развитие Выбирают действие, изобсенсорного восприятия
раженное на картинке, из
ряда предложенных по инструкции учителя.
Находят в окружающей
среде предметы заданного
цвета: по образцу, по словесной инструкции.

Соотносят предметы по величине из трех предложенных
объектов.
Находят основные цвета
спектра в окружающей обстановке.
Узнают разнообразие звуков
живой природы.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно.
Определяют «четвертый
лишний».
Определяют последовательность событий.
Оперируют числами, выполняют арифметические действия

Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда
предложенных.
Находят в окружающей среде
предметы заданного цвета.
Выделяют и различают
последовательность слогов и

28

Различают слова с
заданным звуком по
инструкции учителя.
Выделяют и различают
последовательность
слогов и простых слов в
фразе.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
учителя.
Определяют вкусовые характеристики предмета с
помощью учителя

простых слов
самостоятельно.
Описывают предметы,
воспринятые тактильно.
Определяют вкусовые
характеристики предмета

29

Приложение 1
Входное тестирование
1. Подбери фрукты по цвету и проведи линии от фрукта к соответствующему кругу.

2. Подбери предметы по форме и цвету, проведи линии.

3. Подбери предметы по рамеру и проведи линии (большой мишкабольшой мячик; средний мишка-средний мячик; маленький мишка-маленький мячик)

30

4. Сравни два предмета по величине (высокий-низкий, широкий-узкий)

5. Рассмотри картинку. Найди всех пешеходов. Скажи, где они находятся. Используй в речи слова «слева», «справа», «внизу», «вверху», «над»,
«под», «перед», «за», «близко», «далеко», «около».

31

6. Обведи и продолжи узор.

Приложение 2
Промежуточное тестирование
1. Определи предметы по контурному изображению.

32

2. Назови и покажи основные цвета.

33

3. Продолжи узор по образцу.

4. Определи, где дикие и где домашние птицы (проведи линии от
птицы к их месту жительства).

34

5. Определи, где чьи инструменты (проведи линии).

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».