Управление образования Администрации МО «Каменский городской округ» Приложение к приказу приказ 18 от 05.02.2024г. Отчёт о результатах самообследования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Пироговская средняя общеобразовательная школа» за 2023 год Введение. Самообследование деятельности МКОУ «Пироговская СОШ» проводилось в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию". Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Самообследование проводится ежегодно комиссией, в состав которой входит администрация школы, руководители МО, завхоз. Самообследование проводится в форме анализа. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения Наименование Муниципальное казенное образовательной общеобразовательное учреждение организации «Пироговская средняя общеобразовательная школа» сокращённое название МКОУ «Пироговская средняя школа» Руководитель Гракова Любовь Александровна Адрес организации Юридический и фактический адрес: 623471, Свердловская область, Каменский район, с. Сипавское, улица Советская, 11б Телефон, факс Телефон: 8(3439) 37-42-86 Адрес электронной E-mail: 123108@mail.ru почты Официальный сайт Pirogovskaya.uralschool.ru Учредитель Управление образования Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ». Дата создания 1968 Лицензия Серия 66 № 003410 выдана 05 марта 2012 г. бессрочная Свидетельство о От 25 июня 2015г, серия 66А01, № 0002299 государственной аккредитации Организационно- Тип – общеобразовательное учреждение; правовая форма вид – среднее общеобразовательное. Перечень образовательных программ, реализующихся в образовательной организации:: начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование; Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития; Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью МКОУ «Пироговская СОШ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления; имеет печать со своим наименованием. Наличие филиалов: нет. 2. Система управления образовательной организацией. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, чётко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Общее управление школой осуществляет директор Гракова Любовь Александровна с 01 июля 2022 г.в соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности. Управленческая команда в составе Директора школы и ее заместителя - по учебновоспитательной работе прошли профессиональную переподготовку по ДПО «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «Менеджер государственного и муниципального управления» в 2020 г. Основной функцией директора школы является осуществление оперативного руководства деятельностью Учреждения, управление жизнедеятельностью образовательного учреждения, координация действий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, общее собрание коллектива. Заместитель директора по УВР Величко Алена Игоревна осуществляет оперативное управление образовательным процессом: выполняет информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольнорегулировочную функции в учебной части. Заместитель директора по ВР Елена Григорьевна Боровых осуществляет оперативное управление воспитательным процессом: выполняет информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольнорегулировочную функции в воспитательной работе. Заведующий хозяйством – Радюк Евгений Олегович. Государственно – общественный характер управления представлен Советом школы и общешкольным родительским комитетом, имеющими своё Положение, согласно Уставу школы. Совет школы состоит из 9 человек (педагоги - 3 человека, учащиеся - 2 человека, родителей - 2 человека, директор школы, 1 - специалист сельской администрации). Организационная структура управления соответствует функциональным задачам и Уставу школы и направлена на создание единого образовательного коллектива единомышленников, которых сближает общая цель, а также задачи и проблемы совместной деятельности. Общее собрание коллектива осуществляет общее руководство школой, избирается на основе Положения, представляет интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей). Педагогический совет руководит педагогической деятельностью в школе. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу школы. Управление школой осуществляется на основе гласности, демократии, соуправления. Основные формы координации деятельности: план работы на год, включающий план внутришкольного контроля и план воспитательной работы школы. Органы самоуправления в школе. Название органа Какова их роль в жизни школы. самоуправления (количество учащихся) Совет командиров ДО Руководство деятельностью ДО «Радуга»; «Радуга» включает всех организация соревнования между отрядами ДО командиров отрядов и состоит «Радуга», контроль за деятельностью классных их 11 человек. органов самоуправления; организация общешкольных мероприятий, волонтерского движения; связь с социумом; представительство коллектива обучающихся на педагогических советах. В 2021 году школа начала вводить электронный документооборот в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 № 122-ФЗ и с этого года в электронной форме ведётся: педагогическая отчётная документация; рабочая документация в сфере образования; электронный журнал на платформе «АИС «Образование»; переписка, уведомления, опросы, формирование общих документов и анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся через электронные гугл-формы; оформление учебной и методической документации в части ООП начального, основного и среднего общего образования на платформе ЦОК, ФГИС «Моя школа». К декабрю 2023 года работа с электронным документооборотом полностью наладилась в запланированном объёме. Электронный документооборот позволил добиться увеличения эффективности работы школы на 45% за счёт быстроты доставки и подготовки документов, уменьшения затрат на бумагу и расходных комплектующих для принтеров и МФУ. Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Выводы: Существующая система управления образовательной организацией способствует достижению поставленных целей и задач, запросам участников образовательного процесса, реализации компетенций образовательной организации, закрепленных в ст. 26 1 и ст. 28 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В следующем учебном году необходимо работать над совершенствованием государственно-общественного характера управления и переходу 1 2 Статья 26. Управление образовательной организацией Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.3) на электронный документооборот, 100% подключение родителей и обучающихся к «Сферум». 3. Оценка организации учебного процесса в МКОУ «Пироговская СОШ» МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» существует с 1968 года и находится на территории Сипавской сельской администрации, в которой обучаются дети, проживающие на территории 3-х сельских администраций: Сипавской, Барабановской, Окуловской и работает в условиях ЕОК. Расстояние до города 18 км, дорога с асфальтовым покрытием, до железнодорожной станции 1 км, сообщение с городом Каменск – Уральский и Екатеринбургом – рейсовым автобусом и электричкой. На территории нет градообразующих крупных предприятий. Рабочие места предоставляют учреждения бюджетной сферы: ОВП, предприятия торговли, почта, дома Культуры, служба ЖКХ, фермерское хозяйство «Братья Орловы», ООО «Старт», мясной цех ИП «Каменский богатырь». Всего в школе на 01 января 2023 было года 178 учащихся. Средняя наполняемость классов – 17 человек. В 2023 году в школе обучалось 1 ребёнок-инвалид, на дому -0-. Приём и зачисление в списки учащихся производится без каких-либо испытаний и ограничений, что соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Уставу школы. Подвоз учащихся осуществляется двумя школьными автобусами – 101 человек. Характеристика образовательных программ по уровням. МКОУ «Пироговская СОШ» реализует программы: начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), программы дополнительного образования. Учебный план предусматривает: - 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2-4 классы - не менее 34 учебных недель. - 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 59 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период); - 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы). Формы организации учебного процесса: . уроки (классно-урочная система), . обучение на дому, . консультации индивидуальные и групповые, . занятия по выбору, . олимпиады, конкурсы, . внеурочные занятия, .занятия дополнительного образования. Внеурочная и внеклассная деятельность, занятия доп. образования организованы во второй половине дня и рассматриваются как неотъемлемая часть образовательного процесса. Поддерживается разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. Развитие воспитательной системы происходит с учётом школьных традиций, а так же современных требований и стандартов. Основные направления деятельности школы: 1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта в 111 классах 2. Сохранение жизни и здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Школа является открытой системой: информация о деятельности школы выкладывается на сайт школы pirogovskaya.uralschool.ru, здесь можно познакомиться с педагогическим коллективом, нормативными документами, режимом работы школы, новостями из внеурочной жизни учащихся, узнать о достижениях и успехах школьников. Во втором полугодии электронная запись при поступлении первоклассников в школу переведена на сайт АИС «Образование», началась работа с электронным журналом и дневником в системе АИС «Образование». Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных организаций, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ. В 2023 году в школе реализовались следующие образовательные программы: - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» начального общего образования, нормативный срок освоения программы 4 года; - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» основного общего образования, нормативный срок освоения 5 лет; - основная образовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» среднего общего образования (по ФГОС), нормативный срок освоения 2 года; - адаптированная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для детей с задержкой психического развития (7.1.), нормативный срок освоения 4 года в начальной школе и 5 лет на уровне основного образования; - адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2); - адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - программы дополнительного образования; - программы внеурочной деятельности. 3.2. Соответствие учебного плана образовательной программе образовательной организации. В МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» в 2023 году реализовались следующие учебные планы: - учебный план для 1-4 классов; - учебный план для 5-9 классов; - учебный план для 10-11 классов по ФГОС; - учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 класс; С 01.01.2021 года школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20, а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21. В 2022-2023 годах в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, простудных заболеваний, при низких температурах в зимний период школа переходила на использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные ресурсы, в частности, платформа Российская электронная школа, Учи.ру, Результаты педагогического анализа, проведённого по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе, в связи с чем школа вошла в список школ с низкими результатами и работала в группе школ 500+ Причину данной ситуации видим в следующем: −недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению образовательных программ; −не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся; - проблемы обеспеченность кадрами - в частности неоднократная смена руководителя школы в последние 3 года. Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2023 год необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО. 3. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Наша школа - общеобразовательное учреждение, реализующее образовательные программы. I уровень – основная образовательная программа начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года); II уровень – основная образовательная программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет). III уровень – образовательная программа среднего общего образования (нормативный срок освоения – 2 года). Во внеурочное время реализуются программы дополнительного образования и программы внеурочной деятельности. Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного процесса. Уровень образовательных программ отвечает государственным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Освоение образовательных программ на всех уровнях обучения осуществляется в соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной квалификации учителей. Ключевые направления деятельности педагогического коллектива: 1. Реализация образовательных стандартов. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. Являясь базовым фундаментом всего последующего образования, начальная школа, формируя универсальные учебные действия, обеспечивает умение учиться. На уровне начального образования в 4-ом классе, реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики». По результатам анкетирования выбран модуль «Основы светской этики». На уровне основного общего образования в 5 классе продолжением является изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который включён в обязательную часть учебного плана. С целью учёта качественных образовательных изменений у обучающихся педагогами школы проводился мониторинг достижения образовательных результатов обучающимися. Результаты мониторинга учитывались в организации работы с детьми, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями позволило школе достичь следующих образовательных результатов: На конец года 178 учащихся, из них 80 обучающихся НОО, 93 человека обучались по программамм ООО из 18 человек, завершающих основное общее образование, 3 выпускника СОО. По итогам года на повторное обучение оставлено 4 человека, из них 1 обучающийся 9 класса, 39 ударников и отличников, что на 7 человек больше, чем в предыдущем уч.году, с одной тройкой – 2 человека. Количество успевающих на «4» и «5» уменьшилось за 2 года больше, чем на 20%, в то время, как количество неуспевающих за 2 года понизилось на 23% и составляет около 22%, это практически каждый восьмой ученик, при том, что в среднем на одного преподавателя приходится 10 учеников. Весной 2023 года для учеников 5–9-х классов были проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. 100% обучающихся 6 класса и 93% 7-классников, более 70% обучающихся 4 класса подтвердили отметки за 3 четверть учебного года по русскому языку и математике, что подтверждает объективность текущего оценивания. Выданные рекомендации учителям по итогам проведённых ВПР осенью 2023 г.: Руководствоваться в организации образовательного процесса требованиями ФГОС НОО, ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. С учащимися, показавшими низкий уровень выполнения диагностической работы, организовать индивидуальные, групповые занятия по отработке тем, условно определённых как «дефицитные». Формировать у учащихся способность применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами учебного предмета. Всем учителям формировать навыки смыслового чтения. Учителям русского языка и математики продолжить системную работу, ориентированную на качественный конечный результат по подготовке к итоговой аттестации обучающихся. Всем учителям планировать на уроке работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, отрабатывать навыки применения правил по темам, по которым обучающиеся показали низкий уровень качества знаний. Целесообразно сделать акцент на формировании у учащихся умений работать с текстом, с рисунками, с таблицами, со статистическими данными. Обучающиеся должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся. Формировать у обучающихся умение использовать графическую интерпретацию информации, учить извлекать необходимую информацию Усилить работы по формированию УУД применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. В связи с тем, что у детей объективно недостаточно социального опыта, необходимо уделять больше внимания работе обучающихся с различными источниками, самостоятельной формулировке обучающимися примеров, корректировать их ответы по специально задаваемым критериям. Формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Включать в состав учебных занятий для проведения текущей оценки обучающихся задания для оценки несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах проверочной работы по конкретному учебному предмету. Использовать критериальное оценивание на уроках и при проведении контрольных акций. Результаты итоговой аттестации выпускников В 2022/23 учебном году в 9 классе обучалось 13 учеников, из них 1 по АООП для детей с умственной отсталостью. Допущены к итоговой аттестации 12 обучающихся, в 11 классе 2 обучающихся. При этом в МКОУ «Пироговская СОШ» не было особой категории выпускников, для которых в 2023 году действовали Особенности проведения ГИА. То есть отсутствовали выпускники, которые были вынуждены прервать обучение за рубежом и продолжить его в РФ, а также могли пройти ГИА в форме промежуточной аттестации. По результатам сдачи ОГЭ по русскому языку в 2023 году в сравнении с 2023 годом показатели успеваемости стабильны (100%). По результатам сдачи ОГЭ в 2022 году в сравнении с 2021 годом показатели качества по школе по русскому языку понизились (в 2021 году – 86%, в 2022 году – 64%), а по математике повысились (в 2021 году – 0%, в 2022 году – 9%), но, в 2022 году пересдача 1 обучающимся в июне завершилась положительно, а в 2022г из 7и пересдававших, 4 чел (57%) остались на сентябрьские сроки. Из 12 девятиклассников, сдававших экзамены 1 чел не сдал 3 экзамена их 4-х. Таким образом, 5 чел из 12 (42%) проходили ОГЭ в сентябре, одна из которых так и не справилась с работой и вынуждена сдавать математику в 2023 г. Сравнительная таблица результатов государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ предмет Русский язык Математика Общ кол-во Подтв годовую сдававших 12 6 12 10 Выше год Ниже год 3 0 3 2 Из представленной таблицы видно, что по русскому языку большая часть обучающихся подтвердила годовую отметку Кроме того, обучающиеся сдавали ОГЭ по двум предметам по выбору: химию – 1 обучающийся информатику – 11 обучающихся географию – 6 обучающихся; обществознание – 9 обучающихся физику – 1 обучающийся Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса свидетельствуют в основном об объективности текущего и промежуточного оценивания по школе т.к. большая часть выпускников (68%) подтвердили годовую отметку. Высокий результат по критериям целевого показателя не показал никто, качество базовой подготовки (доля обучающихся, допущенных до ГИА на уровне ООО составляет 93% (1 не допущенный, оставлен на повторное обучение). Не сдавшие с первого раза преодолели необходимый порог со второго раза. На сентябрьские сроки никто не остался. ЕГЭ 2022/23, Предмет Преодолели порог Средний Балл Русский язык 4 4 Математика (базовая) 3 4 Математика (профильная) 1 3 Обществознание 1 2 Информатика 1 2 Итоговая аттестация обучающихся 11 класса в форме ЕГЭ проводилась по двум обязательным предметам (математика и русский язык), два человека выбрали по одному дополнительному предмету. На 26.06.2023 г., 75% выпускников 11 класса получили аттестат о среднем общем образовании, на 06.07.23 - 100%. Экзамены по предметам, выбранными выпускниками 11 класса для сдачи ГИА Среди выпускников 11 класса; 1 чел. не преодолели порог по математике (п), 1 чел. по обществознанию, 1 чел. по информатике. Была проведена дополнительная подготовка и пересдача экзамена по математике (п), в июле пришел результат об успешной пересдаче экзамена и 06.07.23 обучающемуся вручили аттестат о среднем общем образовании. Выводы: 1. обращений родителей по вопросам нарушений в подготовке и проведении ГИА выпускников в школу не поступали; 2. проведены ДКР по предметам, выносимым на ГИА, с последующей проверкой и анализом работ; 3. журналы проверены, выставлены итоговые отметки по предметам; 4. на 20.09.23 выпускники 9 и 11 классов получили аттестаты: об основном общем и среднем общем образовании – 19 обучающихся (15/4); 2 чел. получили свидетельства об обучении, 1 чел. пересдает экзамены в 2024 г. Полученная в результате аналитических данных информация, позволяет сформулировать следующие задачи для совершенствования деятельности педагогического коллектива школы по подготовке обучающихся к ГИА в новом учебном году: продолжить осуществлять контроль преподавания предметов по всем предметам; организовать систематическую работу с учителями - предметниками по экспертизе и методике работы с контрольными измерительными материалами (КИМами); направлять учителей для обучения и дальнейшей работы в предметных комиссиях в качестве экспертов и делится набранным опытом с коллегами по методобъединению; осуществлять тщательный анализ методических материалов, разработанных специалистами ФГБНУ «ФИПИ», в которых даются детальные рекомендации по основным вопросам методики обучения, анализу основных ошибок, методике повторения, изучить и использовать в работе рекомендованную литературу по подготовке к ОГЭ; продолжить работу по созданию внутренней оценочной системы оценки качества, позволяющей управлять процессом повышения качества образования в школе. Также необходимо шире использовать и транслировать возможности участия учащихся основной школы в олимпиадах и конкурсах по различным предметам (ВсОШ), грамотно распределять учебное время в рамках учебного плана, максимально использовать потенциал часов внеурочной деятельности, системы внеурочной работы по предметам. Выводы и рекомендации: Учителям необходимо обратить внимание на объективность выставления годовых отметок, есть учащиеся, сдающие экзамен на отметку ниже годовой. Анализ протоколов результатов экзаменов позволяет утверждать о недостаточной сформированности знаний по предметам по выбору. (были пересдачи). Таким образом, учитывая все вышесказанное, учителям следует обратить внимание на формы контроля знаний учащихся, на посещаемость индивидуальных консультаций и дополнительных занятий. Таким образом, все выпускники 9 и 11 классов, допущенные до ГИА и по результатам участия в ОГЭ и ЕГЭ в основной период получили аттестат об основном и среднем общем образовании. 4. Оценка организации учебно-воспитательного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для всех классов. Занятия проводятся в одну смену. В школе реализуется общешкольная модульная рабочая программа воспитания. Остановлюсь на анализе некоторых из них. Модуль «Классное руководство» В 2022-2023 было 11 коллективов. Классные руководители разработали планы воспитательной работы с классами в соответствии с Рабочей программой воспитания и календарными планамивоспитательной работы уровней образования. В основном все классные руководители подходят к своей работе с ответственностью руководствуясь функциональным обязанностями. Однако в коллективе есть классные руководители, которые несвоевременно сдают документацию, наблюдается низкая активизация обучающихся в подготовке и участии в мероприятиях, отказ от участия в мероприятиях, снижение посещения родительских собраний родителями, нет курсов повышения квалификации в вопросе классного руководства или воспитательной работы). Вывод: считать реализацию модуля «Классное руководство» удовлетворительной. Рекомендации: продолжить работу по формированию классного коллектива, активизировать участие в мероприятиях различного уровня и направления, повышать уровень компетентности классного руководителя (курсы ПК). Модуль «Внеурочная деятельность» Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. С этого учебного года внеурочные занятия по одному часу в неделю – в обязательном порядке были отведены на внеурочную деятельность: -«Разговоры о важном» и «Россия-мои горизонты» в 6-11 классах. Все материалы для педагогов размещаются на портале «Единое содержание» и «Билет в будущее»; Посещаемость кружков внеурочной деятельности ОО 100%. С 2022 года создан Школьный спортивный клуб, которое является одним из основных направлений развития спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации ФГОС и дополнительного образования. За 2022-2023 уч.год план ШСК не реализован в полном объёме. Дополнительное образование в организовано через работу объединений дополнительного образования «Шахматы», «Хореография», «Эколята», «Функциональная грамотность», «Юные инспектора движения», «Вперёд со спортом», «Школа музейного дела», «Школьный театр «Мозаика». Процесс зачисления детей медленный, имеются отказы. На сегодняшний день зачислено 91% (147 обучающихся). Вывод: Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план ООП, но и новым взглядом на образовательные результаты. Рекомендации: индивидуальные беседы с родителями и детьми по вопросу зачисления на ДПО. Педагогам начать работу по выбору курса ДПО, чтобы увеличить заинтересованность обучающихся до 100% зачисления. Пополнение информации на сайте школы о деятельности театра, ШСК, музея, Форпоста, ЮИД. Модуль «Общешкольные ключевые дела» С сентября 2022г., по понедельникам, введены еженедельные линейки. Анализ проведенных линеек показывает, что большинство детей исполняет Гимн РФ, на протяжении всей линейки соблюдает дисциплину, но нельзя не отметить, что не у всех детей соответствующий внешний вид, поведение. На линейках дети и учителя узнают новости, с удовольствием слушают о проведенных мероприятиях в своих и других классах, узнают новости о победителях в различных конкурсах и спортивных мероприятиях, а также анонс образовательных событий школы на неделю, участвуют в предложенных мероприятиях. Большая часть мероприятий, проводимых в школе, в настоящее время являются Всероссийскими, региональными, муниципальными акциями или конкурсами, и все классные коллективы подключены к этим мероприятиям, обучающиеся кто-то в большей степени, кто-то в меньшей принимают участие в них. Анализ качества и количества мероприятий показал: - мероприятий проведено на 16 %, больше, чем в прошлом году этого же периода. - качество мероприятий – в большинстве «удовлетворительное» Рекомендации: продолжить работу в данном направлении и увеличить активность участия. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Рекомендации: Необходимо продолжить работу по дальнейшему оформлению школьногопространства с целью повышения его эстетической привлекательности. Необходимо активизировать работу по обновлению и смене материалов в классных уголках. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Воспитательный процесс в школе невозможен без тесного сотрудничества с родителями учеников. Согласно протоколам родительских собраний отмечено, что в каждом классе создан родительский комитет. Родители не активно участвуют в классных, общешкольных мероприятиях. Классные руководители работают в контакте с родителями и учителями - предметниками, это благотворно влияет на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учениками. Отсутствие обращений родителей или законных представителей учеников вне образовательной организации (вышестоящие инстанции) является хорошим показателем качества организации взаимодействия родителей. Выводы: вся проделанная работа заслуживает удовлетворительной оценки. Остаются вопросы, над которыми необходимо работать: - работа с родителями требует тщательной подготовки со стороны классных руководителей и контроля со стороны администрации. - уровень посещаемости родительских собраний. Некоторые родители не посещают систематически родительские собрания. Обычно от таких родителей поступают жалобы. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов). Рекомендации: 1. Углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса. 2. Тщательней готовиться к родительским собраниям. Заблаговременно изучить все имеющуюся документацию. 3. Активно привлекать родителей к использованию электронных ресурсов как средства получения информации. 4. Установить плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе. Модуль «Самоуправление» В школе продолжает существовать ДО «Радуга». Обучающиеся принимают участие в коллективно-творческих делах школы. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений образования. Анализ деятельности ученического самоуправления осуществляется посредством системы рейтинга классных коллективов, который проводится в течение всего учебного года. Рекомендации: 1. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее ихчисло для активного участия в самоуправлении. 2. Классным руководителям активизировать работу классных ученическихсамоуправлений. Модуль «Профилактика и безопасность» Модуль «Профилактика и безопасность» (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний, профилактика правонарушений и безнадзорности) реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Выводы: в школе созданы оптимальные условия для формирования законопослушного поведения обучающихся, профилактики безнадзорности и правонарушений, асоциального поведения. Проводятся межведомственные профилактических акций. Своевременно сформированы и обновлены банки данных по различным категориям учащихся и их семей. Рекомендации: 1. Продолжить профилактическую работу с родителями и их детьми, намечать и реализовать конкретные действия со стороны родителей, школы, педагога- психолога, представителей административных органов для оказания социально- психологической помощи обучающимся. 2. Классным руководителям осуществлять постоянный контроль за семьями, имеющими детей группы риска и неблагополучными семьями. 3. Психолого-педагогическую поддержку осуществлять через проведение родительских лекториев, проведение тематических встреч и родительских собраний. 4. Вовлекать в работу с трудными подростками не только педагога- психолога и классного руководителя, но и педагогов дополнительного образования, мотивировать этих детей к творческой и трудовой деятельности. 5. Ежемесячно, не позднее 20 числа каждого месяца, вносить информацию о проделанной работе с детьми, состоящими на различных видах учёта в таблицу 6. Заполнять журнал мониторинга социальных сетей обучающихся Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Координатор деятельности по профориентационной работы является заместитель директора по воспитательной работе; - выполняющие рекомендации координатора: педагог-психолог, классный руководитель, учителя начальных классов, учителя – предметники. Профориентационная работа заложена в программах внеурочной деятельности, в классных часах, в профориентационных конкурсах. Начиная с начальной школы, проводятся уроки знакомств с профессиями, которыми владеют родители учеников, проходят презентация наиболее востребованных профессий. В практику профориентационной работы школы входят: - дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях по графику (СПО); - Информация ВУЗОВ и СПО на сайте школы; - встречи с представителями профессиональных образовательных организаций, в течение года; - экскурсии в профессиональные образовательные организации; - участие обучающихся во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Несмотря на создаваемые условия и проводимые мероприятия, к сожалению, не все выпускники осознанно подходят к выбору будущей профессии, не все родители проявляют заинтересованность в содействии выбора будущей профессии их ребенка. Подводя итоги профориентационной работы в школе, можно сделать Выводы: 1. В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. 2. План профориентационной работы реализован на достаточном уровне. Рекомендации: 1. Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся. 2. Ориентировать обучающихся на выбор востребованных профессий. 5. Год выпус ка 20222023 кол-во выпускни ков 17 Востребованность выпускников Основная школа количество выпускников, продолжающих образование 10 НПО, СПО все % кл. Повт го обуч 0 2 15 17 100 труд оуст ройс тво 0 Средняя школа кол-во количество выпускников, выпус продолжающих образование кни- СПО ВУЗ РА всего ков 4 3 1 труд оуст рой ство 0 6. Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы. Педагогические кадры Сильные стороны 1. Педагогический коллектив сейчас составляет 18 человек (из них 3 руководящие работники школы). Средний возраст составляет – 44 года. Уровень квалификации: 2 педагога – высшая квалификационная категория; 11 (65 %) педагогов школы имеют первую квалификационную категорию 2. Уровень образования: Из 17 учителей (постоянного состава) 1 человек (65%) имеют высшее педагогическое образование, 1педагогнезаконченное высшее (студент заочного обучения), 3 человека - среднее профессиональное педагогическое образование (17%). 3. Награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ – 5 педагогов. Имеют Грамоты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области –5 педагогов. 4. Готовность большинства педагогов повышать профессиональное мастерство. 5. Заинтересованность педагогов в переходе школы в эффективный режим работы. 6. Наличие системы воспитательной работы. 7. Есть служебное жильё. Возможности Проблемы 1. Доля педагогов пенсионного возраста22%. 2. Доля педагогов моложе 30 лет -22%. 3.39% педагогов основной и старшей школы преподают 2 и более предметов. 4. Мала доля педагогов, имеющих ВКК, 2 педагога не аттестованы в связи с тем, что работают в ОО менее двух лет. 5.Мала доля педагогов транслирующих опыт педагогическому сообществу. 6. Отсутствие узких специалистов для реализации адаптированных образовательных программ. 7. Школа имеет вакантные места (учитель химии, математики, педагог-психолог, педагог-дефектолог) 8. Отсутствие в микрорайоне школы квалифицированных специалистов для ведения курсов внеурочной деятельности. Ограничения и риски 1. Удовлетворение образовательных 1.Прекращение педагогической деятельности запросов обучающихся с различными педагогами пенсионного возраста. способностями и возможностями, в том 2.Отсутствие притока молодых специалистов числе с одаренными детьми. 3. Недостаточная востребованность у 2. Мотивация педагогических потенциальных и реальных потребителей работников на реализацию основных и образовательных услуг высокого уровня адаптированных образовательных содержания образования, требующего программ. повышенной работоспособности, 3. Использование в образовательном заинтересованности родителей и процессе современных образовательных обучающихся. технологий. 4. Реализация Программы внеурочной деятельности. Информатизация школы. Сильные стороны 1. В каждом кабинете наличие автоматизированного рабочего места педагога. 2. Подключение всех компьютеров к сети Интернет. 3. Хорошая скорость Интернета 4. Возможность использования электронных приложений к учебникам и цифровых образовательных ресурсов . Возможности 1. Возможность дистанционного обучения 2. Прохождение он-лайн тестирования, обучения, контроля. Проблемы 1.Недостаточное количество мультимедийного и интерактивного оборудования. 2.Отсутствие системного администратора. 3.Не все ПК соответствуют современным требованиям. 4. Отсутствие системы непрерывного обучения педагогов современным информационным технологиям. 5.Недостаточность финансирования для своевременного обновления и ремонта устаревшего оборудования. Ограничения и риски 1. Ухудшение здоровья. 2. Информационная перегрузка. 3. Отсутствие медиатеки в школе. 7. Финансово – экономическая деятельность Финансирование осуществляется в основном за счет бюджетный средств. Расходование средств школа осуществляет согласно смете расходов. Направления использования бюджетных средств: заработная плата, начисления на оплату труда; – выплаты налогов; социальное страхование; пополнение материально-технической базы; транспортные и коммунальные услуги; услуги по содержанию имущества; обеспечение безопасности; прочие услуги. За 2023 год из регионального бюджета поступило и израсходованы средства в соответствии со сметной документацией. Бюджет освоен в полном объёме. Предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельностью школа не занимается. 8. Внутренняя система оценки качества образования Внутренняя система оценка качества образования основывается на следующих локальных актах: «Положение о порядке внутришкольного контроля в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пироговская средняя общеобразовательная школа», Положение «О системе оценки качества образования в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Пироговская средняя общеобразовательная школа». «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа». По итогам мониторинговых и контрольных мероприятий пишутся аналитические справки, которые доводятся до сведения педагогических работников на заседаниях Педагогического совета, методических совещаниях, административных совещаниях, совещаниях при директоре. Проблемы, выявленные в ходе мониторинга и контроля по разделам «Образовательные результаты по уровням общего образования (внутренняя оценка)», «Образовательные результаты по уровням общего образования (внешняя оценка)», «Здоровье обучающихся», «Социализация обучающихся», «Соответствие условий обучения нормативным требованиям», обсуждаются со всеми участниками образовательных отношений с целью выработки эффективных способов изменения ситуации. При анализе выполненных контрольных работ учителя-предметники выделяют основные причины не успешности обучающихся: Не сформированность учебно-познавательной компетентности, низкая мотивация к учению; Репродуктивный способ деятельности, не умение использовать полученные знания в практической деятельности, при решении творческих и практических задач, не умение проверить полученный результат. Все перечисленные причины напрямую связаны с общеучебными умениями обучающихся, которые отражаются на предметных знаниях и общих результатах: успеваемость 96,8%. Результаты государственной итоговой аттестации 2023 года, которые были приведены выше, показывают, что выпускники осваивают стандарт и уровень подготовки выпускников позволяет им продолжать получать образование в средних профессиональных учебных организациях. 9. Заключение Самообследование МКОУ «Пироговская СОШ» показало, что организационноправовое обеспечение образовательной деятельности, структура и система управления, реализация образовательной программы, оценка качества образования, условия образовательного процесса в школе в целом отвечают современным требованиям. Вместе с тем, существует ряд проблем, обозначенных выше, над решением которых предстоит работать в следующем учебном году. Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324) N п/п Показатели 1. 1.1 1.2 Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 Единица измерения 154 человека 61 человек 91 человек 2 человек 39 человек/25% 3,4 3,2 65 4,5 0 0 0 0 1/7,7 1.15 1.19.1 1.19.2 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихсяпобедителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Регионального уровня Федерального уровня (интернет конкурсы) 1.19.3 Международного уровня (интернет конкурсы) 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 0 0/0% 0 154/100 16 человек/ 9% 0 человек/ 0% 13 чел/ 7,2% 6 человек/ 3,2% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 0 человек/ 0% 16 человек 14 человек/ 74% 12 человек/ 75% 4 человек/ 25% 4 человек/ 25% 1.29 1.29.1 1.29.2 1.30 1.30.1 1.30.2 1.31 1.32 1.33 1.34 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в том числе: С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой 16 человек/ 85% 2 человек/ 10% 13 человек/ 81% человек/% 1 человек/ 5,6% 7 человек/ 39% 3 человек/ 17% 5 человек/ 28% 16 человек/ 100% 16 человек/ 100% 0,3 единиц 34 единицы Да Да Да нет 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 2.6 Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося да да да 154 человека/ 100% 10