Ю.А.Казанцева Подписан: Ю.А.Казанцева DN: C=RU, OU=школа, O="МКОУ ""Пироговская средняя школа""", CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021.07.06 20:23:31+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.0.0 РАССМОТРЕНО на педагогическом Совете 16марта 2020 г. Протокол № 3 Утверждено Приказом по МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» № _47__ от_19 марта 2020 г.__ Положение о социальной практике обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Пироговская средняя общеобразовательная школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ; Федеральной целевой программой развития образования на 2016 2020 годы от 23.05. 2015 г. № 497, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями; Концепцией развития дополнительного образования детей 04.09. 2014 г. N 1726-р; Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07. 2002 г. N 2783; Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» от 21.10.2013 № 1262-ПП и определяет: − цели и задачи; − порядок организации; − место социальных практик; − виды и направления социальных практик; − права и обязанности участников образовательного процесса; − руководство практикой. 1.2. Социальная практика – вид учебно-социальной деятельности, в которой учащийся получает социальный опыт. Социальная практика проводится с целью ознакомления учащихся с возможными будущими профессиями, условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий, умениями, необходимыми для этой деятельности. Социальная практика должна помочь будущему выпускнику определиться с ВУЗом для продолжения образования. 1.3. Социальная практика является обязательной частью внеурочной деятельности учащихся старших классов и включается в их Индивидуальную образовательную программу. 1.3.1. Виды практики: − внешняя – на предприятиях, в организациях и учреждениях МО «Каменский ГО», Каменск-Уральского; − внутренняя – в пределах образовательной среды школы. 1.3.2. Места прохождения социальной практики: − учреждения и организации системы образования, − учреждения и организации системы здравоохранения; − учреждения и организации системы социальной защиты населения; − учреждения и организации судебной системы; − налоговой системы; − учреждения и организации банковской системы; − отдел МВД; − учреждения культуры; − система объектов местных органов самоуправления; − агропромышленный комплекс; − промышленные предприятия; − средства массовой информации; − организации строительства. 1 1.3.3. Объектами социальной практики могут быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся: − организация и проведение мероприятий для социума микрорайона; − создание и реализация проектов социальной направленности; − деятельность по профилактике социальных пороков: курения, употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия; − деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в выходные и каникулярные дни; − участие в акциях по защите животных; − участие в социально значимых формах реализации творческой активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.д.); − деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и микрорайона; − практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях, организациях по реализации программ инициатив, имеющих социально-значимые ценности; − осуществление помощи в работе молодежных Бирж труда, отдела по молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями МО «Каменский ГО»; − социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность; − участие в волонтерских движениях различной направленности; − занятость общественно полезным трудом по благоустройству села, территории школы; − участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, в охране памятников культуры; − участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время; − участие в конференциях, конкурсах проводимых ВУЗами; − участие обучающихся в работе Совета молодежи предприятия; − участие в конкурсах профмастерства; − работа в музеях предприятий; − работа в газетах и сайтах предприятий; − организация и проведение предметных и тематических мероприятий для учащихся школы; − деятельность по развитию ученического самоуправления в школе (индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень). 2. Цели и задачи социальной практики 2.1. Целью социальных практик является формирование первичного социального, практического опыта общения и взаимодействия учащихся в различных социальных и иных сферах жизни общества. 2.2. Основными задачами социальной практики являются: − создание условий для интенсивного освоения учащимися социального пространства; − оказание профориентационной поддержки старшеклассников в выборе сферы будущей профессиональной деятельности; − формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; − распространение идей непрерывного образования, содействие решению проблем местного сообщества. 2.3. Социальные практики призваны помочь учащимся: − развить коммуникативные способности общения и взаимодействия, приобрести необходимые для этого знания и умения; − приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем включения школьников в социальные отношения как внутри, так и за пределами образовательного учреждения; 2 − приобрести навыки формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации; − уметь выстраивать, проектировать свою деятельность; − решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно полезной деятельности, получение информации об интересующей профессии, проба на реальном рабочем месте, понимание, подходит ли выбранная профессия; − определять реалистичность притязаний, расширить диапазон профессиональной мобильности. 2.4. Социальные практики призваны помочь педагогам: − решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением; − позволить преодолеть такой недостаток современной школы, как оторванность знаний учащихся от реальной жизни. 2.5. Принципы организации социальных практик: − принцип открытости предполагает возможность открытого включения учащихся в социальную практику и дает возможность выбора вида и направления деятельности; − принцип целостности включает в себя соединение образовательного процесса и деятельностного его воплощения, органичное сочетание практики и обучения; − принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и взаимодействие с различными общественными учреждениями, организациями, предприятиями, сообществами, гражданами. 2.6. Предполагаемый результат: − осознание учащимися важнейших социально значимых проблем; − выработка личностного к ним отношения; − выбор и осуществление практических действий для их решения; − формирование коммуникативных навыков посредством наблюдения или участия в деятельности различных социальных и иных сферах общества. − осознанный выбор ВУЗа и будущей профессии. 3. Организация социальной практики 3.1. Школа обеспечивает: - разработку и утверждение программы социальной практики; - заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся; - издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики учащимися в соответствующем учебном году; - закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики; - распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение социальной практики учащимися; - направление учащихся на практику в сроки, установленные учебными планами и программами; - распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики; - составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения практики в соответствии с утвержденной программой социальной практики и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации, учреждения; - контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения учащимися социальной практики. 3.2. Общую координацию прохождения учащимися социальной практики осуществляет заместитель директора школы, отвечающий за организацию учебно-воспитательного процесса. 3.3. Заместитель директора школы обеспечивает: 3 − подготовку приказа по учреждению о прохождении социальной практики учащимися в течение соответствующего учебного года; − закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики; − распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики; − контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, Кодекса законов о труде во время прохождения учащимися социальной практики; − контроль выполнения программ социальных практик; − координацию деятельности педагогов- тьюторов и классных руководителей по организации социальных практик; − заслушивает отчеты тьюторов по вопросам содержания и организации социальных практик; − принимает своевременные решения по корректировке программ социальных практик. 3.4. Руководитель социальных практик из числа педагогических работников школы, назначенный приказом директора школы, обеспечивает: − нормативно-правовое сопровождение социальных практик (локальные акты, положения); − своевременное заключение договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся; − обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по вопросам разработки и реализации программ практики, ведения дневника практики, оценивания ее результативности и организации защиты результатов учащимися. 3.5. Непосредственное руководство за прохождением учащимися социальной практики осуществляет педагог, на которого приказом директора школы возлагается тьюторское сопровождение учащихся. 3.6. Тьютор обязан: - ознакомить учащихся с программой социальной практики; - оказывать содействие в выборе вида практики; - согласовывать базы практики; - контролировать проведение практики, проверять отчеты старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале); - организовывать встречи учеников с интересующими их специалистами в разных профессиональных областях; - проводить с учениками экскурсии, выезды, конференции-отчеты о проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятия; - совместно с представителями принимающей организации по завершении социальной практики составлять развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений); - вносить результаты прохождения социальной практики в Портфолио достижений учащегося. 3.7. Классный руководитель учащихся: - осуществляет периодический контроль в течение учебного года за прохождением социальной практики; - запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися социальной практики и обсуждает ее на ученических собраниях; - оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями учащихся, доводит информацию о социальной практике до родителей через родительские собрания или индивидуальные беседы; - подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает ее результативность; 3.8. оценка за социальную практику выставляется одновременно в журнал профильных предметов и является показателем прикладных профессиональных знаний по профильной дисциплине. 4 4. Порядок прохождения социальной практики 4.1. Базой практики может быть школа или учреждение (организация, предприятие, фирма), место работы родителей или других родственников, с которой у школы существует договор о прохождении социальной практики. 4.2. Учреждения обеспечивают возможность ознакомления с основными направлениями их деятельности, а также доступ к информации, необходимой для написания отчета по социальной практике. 4.3. Направление учащихся на социальную практику может сопровождаться письмомпросьбой о приеме на практику, подписанным директором школы, к письму может прилагаться договор о приеме на социальную практику и краткая программа для прохождения практики. 4.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся возлагается на руководителя практики. 4.5. Прохождение учащимися социальной практики осуществляется за счет часов внеурочной деятельности и составляет не менее 17 часов. 4.6. Социальная практика может быть проведена разово или в несколько приемов (по договоренности с принимающими организациями), в учебное или в каникулярное время. 4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику, не должно превышать 34 часов в год. 4.8. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной практики определяет администрация школы, в том числе на основе двусторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями. 4.9. Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения социальной практики определяется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами. 4.10. Оценка за практику заносится в зачетную книжку обучающегося. 5. Права и обязанности практикантов при прохождении социальной практики 5.1. При прохождении практики учащиеся имеют право: − выбирать место прохождения социальной практики; − получать консультации и помощь у педагогов школы; − собирать команду учащихся, желающих выполнять данный вид работы, работать вместе. 5.2. При прохождении практики учащиеся обязаны: − выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации) по месту прохождения практики; − выполнять в установленный срок в полном объеме задания, предусмотренные программой практики; − изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности; − нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; − подобрать и систематизировать исходный теоретический и аналитический материал для отчета по практике; − подготовить отчет о практике и защитить его в установленные сроки. 6. Оформление результатов прохождения социальной практики 6.1. Социальная практика начинается с планирования (проектирования) собственной деятельности учащегося в ходе социальной практики и представляется в дневнике социальной практики. 6.2. Обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практики, является дневник социальной практики. Задача дневника на защите – показать ход работы при организации социальной практики. 6.3. Дневник социальной практики позволяет: − представить работу участника практики; 5 − стать удобным накопителем информации и справочником на протяжении работы; − объективно оценить ход практики; − судить о личных достижениях и росте участника практики. 6.4. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики, согласно программе практики и индивидуальному заданию. 6.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке. 6.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию задолженности в сроки, установленные приказом директора школы. 6.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев: − комментированная оценка деятельности учащегося руководителем практики; − комментированное оценивание Дневника социальной практики тьютором; − комментированная оценка по итогам защиты проекта. 6.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики входят следующие документы: - дневник социальной практики; - собранная учащимися информация по теме практики, представленная на бумажных носителях в произвольной форме; - краткое описание основных проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе социальной практики и способов их преодоления; - мульти-медиа презентация по итогам прохождения социальной практики, - рабочие материалы, отзывы, рекомендации (при наличии). Карта оценки практиканта 1.Ф.И.О. 2.Наименование практической деятельности 3.Место прохождения практики (название предприятия, организации) 4.Ф.И.О. и должность руководителя практики 5.Выполняемая работа в период практики: __________________________________________ ______________________________________________________________________________ 6.Оценка прохождения практики руководителем: 1. Индивидуально-психологические качества: Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо наблюдательность и сосредоточенность способность генерировать новые идеи сообразительность и понятливость целеустремленность и решительность поведение в сложных ситуациях и конфликтах преобладающее настроение другое 6 2. Культура поведения Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо тактичность вежливость пунктуальность грубость положительная реакция на критику товарищей и старших отрицательная реакция на критику товарищей и старших другое 3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе): Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо самостоятелен способен вести за собой подчиняется чужому влиянию общителен держится отчужденно другое 4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо Владение знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин Умение применять вышеназванные знания в своей профессиональной деятельности Знание законодательных и нормативных правовых актов Знание видов выполняемых работ и оказываемых услуг Знание основ социологии и психологии труда Знание и умение оформления деловой документации Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемой в сфере профде7 ятельности Другое 5. Соответствие основным требованиям работодателя: Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо Общая образованность Способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объёмы информации и вычленять главное Умение применять на практике полученные знания Навыки командной работы Умение и желание постоянно учиться Целеустремлённость Адекватность самооценки Мировоззренческая позиция Психологическая подвижность Коммуникативность и мобильность Стрессовая устойчивость 6. ОТЗЫВ (краткая аннотация проектной работы) ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Руководитель предприятия _________________ (подпись) __________________ (Ф.И.О.) М.П. 8