Ю.А.Казанцев а Подписан: Ю.А.Казанцева DN: C=RU, OU=школа, O="МКОУ ""Пироговская средняя школа""", CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021.07.06 19:54:58+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.0.0 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Пироговская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом Совете 16марта 2020 г. Протокол № 3 Утверждено Приказом по МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» № _47__ от_19 марта 2020 г.__ Программа тьюторского сопровождения С. Сипавское 2020 г. Пояснительная записка Нормативно-правовое основание тьюторской деятельности учителя связано с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО), призванными обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся. Реализация этого требования обуславливает позицию педагога, обсуждающего совместно с обучающимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождающего его по индивидуальной траектории как в образовательном пространстве школы, так и используя образовательные ресурсы за пределами образовательной организации. Тьюторская позиция педагога отличается от позиции учителя или классного руководителя. Тьюторская деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для становления субъектной позиции учащегося (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения); на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего обучения, организует опыт построения программ образования. Тьютор организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию подростков и их конфликтную компетентность, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую виды деятельности: выбор темы, роли, ответственности, продукта. Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании. Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат). Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат). Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения. А отсюда, разные задачи и функции: Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп. Педагог - психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников. Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе. Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ. Задачами тьютора являются: «научить» обучающегося планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, осмысливать успехи и неудачи через разные виды и способы работы, выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач. Грамотно организованное тьюторское сопровождение способствует развитию следующих компетентностей старшеклассников: - предметной (сбор знаниевой базы для продолжения образования обучающегося); - управленческой (умение планировать свою деятельность, осуществлять ее проектирование, а также умение оформлять результаты своей деятельности (проект, исследование и др.); - коммуникативной (использование различных ресурсов для реализации образовательных запросов (человеческих (в том числе коллективных)), информационных (например, интернет) и др.); - социокультурной (включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества). Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа учащегося, где описывается: - способ организации его образования, в том числе выбор профильных, базовых предметов и уровня их изучения, описание образа будущего и целей образования; - работу с картой образовательных ресурсов, куда входит и предметное содержание обучения; - набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены в старшей школе или во взаимодействии с другими образовательными учреждениями (как в городе, так и за его пределами); - рефлексия и оценка реализации программы (отдельные пунктов, мероприятий), коммуникации в ходе реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки пополняемого Портфолио. Функции тьюторского сопровождения: 1. Диагностическая - выявление мотивов и потребностей учащихся; - выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения; - диагностирование динамики изменений; - состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей; - диагностирование затруднений и ограничений; - мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения; - оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения. 2. Организационно-деятельностная - организация пространств совместной деятельности обучающихся; проведение установочных сообщений; формирование малых групп, команд; постановка задач для индивидуальной и групповой работы; организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии. 3. Проектировочная - проектирование образовательной цели каждым обучающимся; - соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося; - определение ответственности старшеклассника за процесс и результаты обучения; - разработка проектов индивидуальных учебных программ. Важно понимать, что основными направлениями тьюторского сопровождения являются: - антропологическое (развитие личного потенциала и социальных компетентностей обучающихся посредством осознания своих интересов, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон, учет образовательного заказа семьи); - социальное (использование возможностей социума для реализации ИОП, прежде всего инфраструктуры образовательных учреждений); - предметное (использование возможностей учебного предмета посредством привлечения возможностей других учебных предметов). Нельзя не учитывать при работе тьютора и такие важные составляющие, как обеспечение благоприятной образовательной микросреды и психологического климата для эффективного образования тьюторанта, а также организация условий для проявления и реализации подопечным учебной и общественной инициативы. Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимся вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального учебного плана. Основное средство – тьюторское сопровождение учащегося, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения. Цель работы тьютора: Сопровождение процесса реализации личностных потребностей и интересов, осознанного и ответственного выбора жизненного пути, самоопределения старшеклассников, прежде всего, в сфере профильного и профессионального самоопределения (Чему учиться? Как именно учиться? Чем дополнить обучение? Как продолжить образование? Каковы возможные перспективы на будущее?). Планируемые результаты 1. Осознанный выбор старшеклассником траектории продолжения образования (может аргументированно объяснить свое решение, приводит аргументированные варианты выбора). 2. Знание старшеклассником условий продолжения образования, возможных профессиональных перспектив. 3. Способность старшеклассника делать осознанный выбор в будущем при повторении аналогичных ситуаций. 4. Главный результат – молодой человек научается думать о себе и своих действиях (рассуждать, объяснять, сравнивать, оценивать). Формируется личностная - рефлексия. Диагностику результатов тьютор отслеживает, основываясь на материалах, которые отражают индивидуальные достижения и особенности образовательной деятельности учащихся. Возможные продукты тьюторской деятельности: - портфолио тьюторанта (как информационное по решению какой-либо проблемы, так и достижений); - эссе тьюторанта, анализ которого поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения; - дневник тьютора; - рефлексивные тексты учащихся. В организации работы тьютора можно выделить следующие этапы: - диагностико-мотивационный; - проектировочный; - реализационный; - аналитический. Формы работы тьютора: - тьюториалы (учебные тьюторские семинары); - форумы успеха; - индивидуальная и групповая тьюторская консультация; - учебные и профессиональные пробы; - ролевые, деловые, имитационные игры; - тренинги; - дни метапредметных занятий и др.; Технологии работы тьютора: - проектная технология; - технология работы с «портфолио»; - образовательное событие; - рефлексивные технологии; - «Образовательная картография»; - «Образовательное путешествие» («Профессиональное путешествие»); - Проблемное обучение («Кейс-обучение», «Дебаты»); - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и др. Модели тьюторского сопровождения ИОП учащегося: 1. Индивидуальное сопровождение. 2. Сопровождение в образовательных событиях. 3. Сопровождение в предмете (профпробы, учебные пробы). 4. Сопровождение творческих инициатив учащихся. 5. Сопровождение в исследовательской деятельности и в области моделирования. 6. Сопровождение в проектной деятельности. 7. Сопровождение в интеллектуальной деятельности (одаренные дети). Этапы реализации и содержание тьюторского сопровождения в условиях образовательной организации Этап Содержание этапа Диагностикомотивационный Выявление познавательного интереса учащегося. Сбор данных об уровне развития, личностных данных, способностях обучающихся, планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах (входная диагностика) Проектировочный Разработка средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения обучающегося в образовательном процессе, соответствующих его индивидуальным способностям Сущность работы тьютора с учащимися С кем организует взаимодействие тьютор На этом этапе происходит первая встреча тьютора со Совместная работа с своим подопечным или группой учащихся. психологом, родителями Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). На данном этапе тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности Следующий этап – проектирование предстоящей Совместная работа с работы. Основным содержанием этого этапа является учителямиорганизация сбора информации относительно предметниками, зафиксированного познавательного интереса. классным руководителем Тьюторант собирает тематический портфолио, и психологом, посвященный данной теме; по содержанию он родителями, представляет информационный портфолио (Портфолио администрацией личностного развития и накопительная часть портфолио). образовательной В портфолио собираются материалы, предназначенные Реализационный Оказание помощи по сопровождению личностного развития подростка и его становления в образовательном пространстве; Сопровождение индивидуальных образовательных программ (выбор профиля обучения, профессиональное ориентирование) Аналитический Анализ и коррекция процесса и результатов развития (ИОП лицеиста) и профессионального ориентирования для дальнейшего совместного анализа тьютором и лицеистом. На этом этапе тьютор помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации относительно построения индивидуального образовательного маршрута, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования и т.п. На этом этапе учащийся разрабатывает индивидуальную образовательную программу, осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Оформляется презентация, которая создается на основе тематического портфолио и оформленной документально индивидуальной образовательной программы. Старшеклассник представляет наиболее значимую информацию, наглядно свидетельствующую о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования), достижения образовательных целей и реализации плана личностного становления и продвижения к будущей профессии На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией организации Совместная работа классным руководителем, родителями с Интегрированная модель тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся 10-11 классов, направленная на образовательное и профессиональное самоопределение Тьюторское сопровождение ИОП Компоненты Целевой: формирование умения проектировать собственную образовательную траекторию и готовности учащихся 10-11 классов ОО к профессиональному самоопределению Личностная составляющая: Формирование у обучающихся компетенций: умение анализировать, моделировать и прогнозировать свою деятельность, выбирать главное, формулировать цель деятельности, ориентироваться в информационном пространстве; Формирование у обучающихся компетенций: самостоятельность, способность к творчеству и исследованию, к социальному взаимодействию, толерантность, потребность в самовоспитании, самообучении, самоорганизации Организационный Содержательный (варианты тьюторского сопровождения) Организационно-педагогические условия для социального и образовательного самоопределения обучающегося через привлечение учащихся к творчеству, исследованию, проектированию в условиях формирования открытого информационнообразовательного пространства ОО Наставническая (сопровождение научного предметного интереса) Учитель-предметник, руководитель проекта и т.д. Диспетчерская (сопровождение процесса проектирования ИОП) Тьютор, педагог-психолог Событийная (сопровождение приобретения нового опыта) Тьютор, классный руководитель, администрация ОО Консалтинговая Тьютор, педагог-психолог (сопровождение процесса самообразования, самоопределения и самореализации) Процессуальный Этапы тьюторского сопровождения: 5. Диагностикомотивационный 6. Проектировочный 7. Реализационный 8. Аналитический Оценочно-результативный: проект ИОП, профессиональное самоопределение учащихся Вариативная часть Инвариантная часть Вариативная часть Инвариантная часть Вариати вная часть Инвариантная часть Тематический план программы № Тема Количество часов п/п Теория Практика Итого 1 Блок 1. Целеполагание - начало пути. 7 Индивидуальная образовательная программа Мотивационный тренинг по ИОП 1 1 Тренинг «Целеполагания» 1 1 2 Инструктивно методический семинар 1 1 построения ИОП Индивидуальные или групповые 1 1 консультации по построения ИОП Тренинг «Самоорганизация как фактор 2 2 успешной реализации ИОП» 2 Блок 2. Инновационная стратегия 10 планирования карьеры Мотивационный тренинг 1 1 «Исследовательская и проектная деятельность» Тренинг «Ответственный выбор» 1 1 Практическое занятие «Выявление 1 2 3 предрасположенности к какому-либо профилю» Тренинг «Успешная презентация 1 1 проекта» Индивидуальные и групповые 2 2 консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой Профориентационные консультации 1 1 Тренинг «Целеполагание и выбор 1 1 профессии» 3 Блок 3. Профессии нового поколения 8 Роль интересов и склонностей в 1 1 профессиональном развитии и самореализации. Диагностика интересов и склонностей Профессиональная направленность 1 1 личности. Диагностика профессиональной направленности Ценности личности как основание 1 1 жизненной и профессиональной карьеры Инструктивно-методический семинар 1 1 «Структура и критерии успешного исследования» Тренинг «Секреты публичного 2 2 выступления» Тренинг «Профессиональное 1 1 самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего» Вариатив ная часть Инвариантная часть 4 Индивидуальные и групповые консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой Блок 4. Проектирование и управление инновациями своей жизни Семинар «Инновационная стратегия планирования карьеры» Дискуссия «Роль престижности профессий в профессиональном самоопределении» Самомаркетинг на рынке труда Виртуальные экскурсии по учебным заведениям своего региона и страны Тренинг «Успешная презентация проекта» Дебаты «Инновации в образовании» Деловая игра «Биржа талантов» 1 1 10 1 5 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 2 30 1 2 35 Содержание курса Блок 1. Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа Инвариантная часть Мотивационный тренинг по ИОП. Мотивация обучающихся на процесс осмысления и планирования собственной образовательной программы. Игра – эксперимент, анализ конкретных ситуаций. Тренинг «Целеполагания». Основные понятия: «цель», «приоритеты». Практическое освоение методик постановки образовательных и профессиональных целей ИОП. Игра-эксперимент. Инструктивно методический семинар построения ИОП. Информирование о содержание и структуре, критериях оценки. Отработка навыков постановки целей. Вариативная часть Индивидуальные и групповые консультации по построения ИОП. Оказание помощи в формировании ИОП: получение недостающей информации, с целью личностного роста и преодоления трудностей, возникающих при ИОП. Тренинг «Самоорганизация как фактор успешной реализации ИОП». Понятия «планирование», «тайм-менеджмент». Отработка навыков организации своей деятельности. Блок 2. Инновационная стратегия планирования карьеры Инвариантная часть Мотивационный тренинг «Исследовательская и проектная деятельность». Понятия «исследование», «проект». Назначение проектных и исследовательских работ. Дискуссия на тему «Проект как реализация профессионального будущего?». Знакомство с методикой «мозгового штурма». Работа с медиатекой, анализ осуществленных проектов и исследований, игра-эксперимент. Тренинг «Ответственный выбор». Методики и условия принятия решения. Анализ конкретных ситуаций, методы актуализации целеполагания, игра-оценка. Практическое занятие «Выявление предрасположенности к технологическому профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества (далее ПВК) для специалиста технологического направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к технологическому профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: кинестетическое восприятие, техническое и творческое мышление, воображение, умение переключать и концентрировать внимание. Практическое занятие «Выявление предрасположенности к гуманитарному профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста гуманитарного направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов гуманитарного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, умение организовывать их взаимодействие. Практическое занятие «Выявление предрасположенности к естественнонаучному профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста естественно-научного направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов естественно-научного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к естественно-научному профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: развитое воображение, наглядно-образное мышление, наблюдательность, внимательность к людям, терпение, настойчивость, готовность к работе вне коллектива. Практическое занятие «Выявление предрасположенности к социальноэкономическому профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста социально-экономического направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов данного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к социально-экономическому профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: логическое мышление, управление, предпринимательство, работа с финансами способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, умение организовывать их взаимодействие. Вариативная часть Тренинг «Успешная презентация проекта». Культура оформления проекта. Внешний облик, речь, жесты, интонация выступающего. Ролевая игра, метод анализа конкретных ситуаций. ИОП – работа с медиатекой. Использование информационных технологий на базе работы с медиатекой. Профориентационные консультации. Оказание помощи в определении профессиональной направленности обучающегося в соответствии с его интересами, способностями и склонностями. Диагностические методики: тест Дж. Голланда, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), карта интересов (КИ), карта склонностей (КС). Тренинг «Целеполагание и выбор профессии». Практическое освоение методик постановки профессиональных целей. Правила постановки карьерных целей. Игра – путешествие «Путешествие в будущее», коллаж. Блок 3. Профессии нового поколения Инвариантная часть Роль интересов и склонностей в профессиональном развитии и самореализации. Диагностика интересов и склонностей. Определение роли интересов и склонностей в профессиональном саморазвитии и самореализации. Выявление потенциальных (скрытых) возможностей для развития способностей. Диагностические методики: карта интересов (КИ), карта склонностей (КС). Профессиональная направленность личности. Диагностика профессиональной направленности. Понятия «профориентация», «профпригодность».Профессиональные типы личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический. Типология профессий по объекту труда: человекчеловек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек- художественный образ. Диагностические методики: тест Дж. Голланда, дифференциальнодиагностический опросник Е.А. Климова (ДДО). Ценности личности как основание жизненной и профессиональной карьеры. Понятие «ценность», «ценностные ориентации». Виды ценностей. Профессия как ценность. Вариативная часть Инструктивно-методический семинар «Структура и критерии успешного исследования». Понятие «исследовательская работа» и его структура. Тренинг «Секреты публичного выступления». Понятие «самопрезентация», «ораторское искусство». Правила публичного выступления. Упражнение по отработке навыков самопрезентации. Тренинг «Профессиональное самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего». Понятия «самоопределение», «выбор», «ответственность». Факторы влияющие на выбор профессии. Дискуссия на тему «Выбор профессии: престижность или интерес?». Индивидуальные и групповые консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой. Оказание помощи в коррекции ИОП посредством использования информационного ресурса медиатеки. Блок 4. Проектирование и управление инновациями своей жизни Инвариантная часть Семинар «Инновационная стратегия планирования карьеры». Понятие «карьера», «планирование». Принципы карьерной стратегии: принцип непрерывности, принцип осмысленности, принцип соразмерности, принцип маневренности, принцип экономичности, принцип заметности. Современные инновационные. Работа с медиатекой. Дискуссия «Роль престижности профессий в профессиональном самоопределении». Влияние престижности профессий на профессиональное самоопределение. Построение прогноза престижности интересных профессий. Самомаркетинг на рынке труда. Понятие «самомаркетинг». Самомаркетинг как организация рекламы самого себя на рынке труда. Роль языка мимики и жестов в общении с потенциальным работодателем. Правила речевого поведения при устройстве на работу. Принципы подготовки к интервью. Тесты при отборе кандидатов. Виртуальные экскурсии по учебным заведениям региона, страны. Виртуальная экскурсия по учебным заведениям: лицеи, колледжи, техникумы, университеты. Знакомство с направлениями работы учреждения, подразделениями, особенностями учебного процесса. Характеристика специальностей подготавливаемых учреждением. Вариативная часть Тренинг «Успешная презентация проекта». Работа над совершенствованием вербальных возможностей и навыков самопрезентации. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Дебаты «Инновации в образовании». Понятие «инновации», «реформы», «модернизация». Деловая игра «Биржа талантов». Деловая игра: моделирование ситуации трудоустройства. Критерии оценки достижения планируемых результатов Ожидаемый Критерии результат У обучающихся Обучающиеся готовы: развита готовность - брать на себя принять ответственность при принятии ответственность за решений; выбор профиля - планировать свою обучения образовательную деятельность; - анализировать факторы успеха и неудач в деятельности; - осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности Участники Обучающиеся готовы: программы - структурировать владеют навыками имеющуюся информацию и работы с использовать ее при информацией в планировании и реализации сфере своей деятельности; образовательных и - использовать ресурсы профессиональных других людей и социальных ресурсов институтов для решения собственных задач Обучающиеся Обучающиеся готовы: являются - осознавать и активными анализировать свои участниками индивидуальные особенности Форма мониторинга - Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося. - Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП. - Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП. - Тест на определение профессиональной направленности Дж. Голланда; соответствие его результатов выбранному профилю. - Тест самоотношения к профильной направленности - Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося. - Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности - Анализ обучающегося. - Анализ обучающихся по ИОП отчетов реализации профессионального и личного самоопределения и владеют навыками проектирования и реализации индивидуальной программы образовательной деятельности относительно деятельности; - самостоятельно выявлять проблему и находить пути и средства ее решения; - публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения; - способность осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности; - формулировать цель и задачи на основе анализа перспектив личного и профессионального развития. Обучающиеся проявляют высокую активность и инициативность в мероприятиях программы ИОП и профильной направленности. - Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП и профильной направленности Приложение 1 Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессионального типа личности Источник 1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005. Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо выбрать одну профессию. Ваша задача – в своих тетрадях поставить порядковый номер ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа «А» или «В». Например, в первой паре, если вы выбрали профессию инженера-технолога, записываете – 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженера-конструктора, то ответ 1В. Аналогично во второй паре профессии электрорадиотехник будет соответствовать запись 2А, а профессии врачтерапевт 2В. Примечание. По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности. Вариант А Вариант В 1) инженер-технолог 1) инженер-конструктор 2) электрорадиотехник 2) врач-терапевт 3) оператор станков с числовым 3) кодировщик (обработка информации) программным управлением 4) фотограф 4) коммерсант 5) спасатель МЧС 5) дизайнер 6) политолог 6) психиатр 7) ученый химик 7) бухгалтер 8) философ 8) частный предприниматель 9) лингвист 9) модельер 10) инспектор службы занятости 10) статист населения 11) социальный педагог 11) биржевой маклер 12) тренер 12) искусствовед 13) нотариус 13) менеджер 14) перфораторщик 14) художник 15) лидер политической партии, общего 15) писатель движения 16) закройщик 16) метеоролог 17) водитель 17) работник пресс-службы 18) чертежник 18) риэлтер 19) специалист по ремонту компьютеров 19) секретарь-референт и оргтехники 20) микробиолог 20) психолог 21) видеооператор 21) режиссер 22) экономист 22) провизор 23) зоолог 23) главный инженер 24) программист 24) архитектор 25) работник инспекции по делам 25) коммивояжер (сетевой маркетинг) несовершеннолетних 26) преподаватель 27) воспитатель 28) реставратор 29) корректор 30) фермер 31) парикмахер 32) экспедитор 33) ветеринар 34) автомеханик 35) археолог 36) библиограф 37) эколог 38) логопед 39) адвокат 40) кассир 41) поэт, писатель 42) криминалист (баллистик) 26) биржевой маклер 27) декоратор 28) зав. отделом предприятия 29) литератор и кинокритик 30) визажист 31) социолог 32) редактор 33) директор (финансовый) 34) стилист 35) эксперт 36) корреспондент 37) актер 38) контролер 39) директор (глава АО) 40) продюсер 41) продавец 42) композитор Обработка результатов Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т.д. I II III IV V VI 1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 19а 21а 28а 31а 32а 33а 34а 1в 6а 7а 8а 9а 16в 20а 22а 23а 24а 31в 35а 36а 37а 2в 6в 10а 11а 12а 17в 20в 25а 26а 27а 36в 38а 39а 41в 3в 7в 10в 13а 14а 18а 19в 22в 29а 32в 35в 38в 40а 42а 4в 8в 11в 13в 15а 18в 23в 25в 26в 28в 30а 33в 39в 40в 5в 9в 12в 14в 15в 21в 24в 27в 29в 30в 34в 37в 41а 42в Итого: Итого: Итого: Итого: Итого: Итого: Интерпретация результатов I. Реалистический – предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Это несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способностей преобладает невербальные, то есть математические. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер инженер и др.). Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный. Противоположный тип: социальный. II. Интеллектуальный (исследовательский) – ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ригидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательные профессии (узнать, распознать). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии - метеоролог, научный работник, автор научно - популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и др.) Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предприимчивый. III. Социальный – ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединение. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Развитые вербальные способности, повышенная приспособляемость «пластичность» к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) – обучение, лечение, обслуживание и т.д. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии: учитель, преподаватель, психолог, логопед, священнослужитель, врач, продавец др.) Близкие типы: артистический и предприимчивый. Противоположный тип: реалистический. IV. Конвенциальный – отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятельности – канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо – практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобладают невербальные способности, прекрасный исполнитель. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Рекомендуемые профессии: экономист, кассир в банке, налоговый инспектор, ревизор, оператор ЭВМ, судебный исполнитель, архивариус, бухгалтер, нотариус, библиотекарь и др. Близкие типы: реалистический и предприимчивый. Противоположный тип: артистический. V. Предприимчивый – выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет. Наделен как вербальными, так и невербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы темпераментов – холеристический и сангвиник. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Рекомендуемые профессии: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор и др. Близкие типы: конвенциальный и социальный. Противоположный тип: исследовательский. VI. Артистический – сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувствителен, не социален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Преобладают вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством (писатель, фотограф, музыкант, художник, певец, журналист, архитектор, актер, дизайнер). Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: конвенциальный. Дифференциально диагностический опросник (ДДО;Е. А. Климов) Назначение теста Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Необходимо в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя, над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Инструкция к тесту «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?» Тестовый материал 1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин За. Следить за качеством книжных 3б. Следить за состоянием, развитием иллюстраций, плакатов, художественных растений открыток, грампластинок 4а. Обрабатывать материалы (дерево, 4б. Доводить Товары до потребителя, ткань, металл, пластмассу и т.п.) рекламировать, продавать 5а. Обсуждать научно-популярные 5б. Обсуждать художественные книги книги, статьи (или пьесы, концерты) 6а. Выращивать молодняк (животных 6б. Тренировать товарищей (или какой-либо породы) младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а. Копировать рисунки, изображения 7б. Управлять каким-либо грузовым (или настраивать музыкальные (подъемным или транспортным) средством – инструменты) подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8а. Сообщать, разъяснять людям 8б. Оформлять выставки, витрины (или нужные им сведения (в справочном бюро, участвовать в подготовке пьес, концертов) на экскурсии и т.д.) 9а. Ремонтировать вещи, изделия 9б. Искать и исправлять ошибки в (одежду, технику), жилище текстах, таблицах, рисунках 10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) 12а. Разбирать споры, ссоры между 12б. Разбираться в чертежах, схемах, людьми, убеждать, разъяснять, таблицах (проверять, уточнять, приводить в наказывать, поощрять порядок) 13а. Наблюдать, изучать работу 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов кружков художественной самодеятельности 14а. Обслуживать, налаживать 14б. Оказывать людям медицинскую медицинские приборы, аппараты помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 16а. Делать лабораторные анализы в больнице 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) Ключ к тесту Типы профессий Номера вопросов Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Интерпретация результатов теста Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий: - «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; - «человек–техника» – все технические профессии; - «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; - «человек–знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; - «человек–художественный образ» – все творческие специальности.