МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования МО "Каменский городской округ"
МКОУ "Пироговская СОШ"
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Величко А.И.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Гракова Л.А.
Приказ №172 от 26.08.2024 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Речевая практика»
4 класс
с. Сипавское, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 9
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая
практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год
(2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления
общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевой акт компонентов;
3
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения
правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся
к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации
и др.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1
Аудирование
10
2
Дикция и выразительность речи
22
2
28
4
8
1
68
7
Подготовка речевой ситуации и организация выска3
4
зывания
Культура общения
Итого:
5
III.
Личностные:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
способность положительно относиться к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих
людей;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или
дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по
содержанию услышанного;
6
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам
речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на
практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя.
Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
7
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно
полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
8
№
Тема предмета
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво
часов
IV.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Делимся новостями – 4 часа
1
Мы снова в школе
Делимся новостями
1
2
Мы снова в школе
1
Поздравление с началом учебного года
Знание и употребление слов приветствия и прощания в школе и дома
Введение в тему (рассматривание картинки, свободные высказывания детей
по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»
Составление описания школы по плану
Конструирование
диалогов-приветствий из заданных реплик
Знакомство с текстом стихотворения И.
Гамазковой «Прошлым летом»
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточекопор с названиями фиксированных частей текста (начало, основная часть, конец)
Выражают
свои
просьбы, используют
вежливые слова, используют правила этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми
Составляют рассказы на
основе иллюстраций с
помощью наводящих
вопросов учителя
Правильно
выражают
свои
просьбы, умеют здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используют соответствующие выражения
Составляют рассказы на основе
иллюстраций
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Составляют рассказы с
использованием карточек-опор с помощью
наводящих
вопросов
учителя
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на тему летнего отдыха с использованием
карточек-опор
9
3
Как я провёл лето
1
4
Урок-игра «Угадай мой
рисунок»
1
Конструирование диалогов по рисункам на тему «Этим летом…»
Игра «Где я был-не расскажу, а что делал-покажу» с использованием рисунков
Составление обучающимися рассказов
о самых интересных событиях прошедшего лета с опорой на карточки, называющие фиксированные части текста, и
на выполненные рисунки
Рисование по теме летнего отдыха, угадывание темы рисунка, обсуждение
Составление рассказов по своим рисункам так, чтобы остальные ученики
смогли догадаться, какой рисунок выполнен рассказчиком
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения
Играют в игры, соблюдая правила
Составляют рассказы с
опорой на карточки с
помощью наводящих
вопросов учителя
Участвуют в обсуждении
Составляют рассказ по
рисунку с помощью
наводящих
вопросов
учителя
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения
Играют в игру, соблюдая правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с опорой на
карточки
Участвуют в обсуждении
Составляют рассказ по рисунку
Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5
Я выбираю книгу
1
6
7
Мы в библиотеке
Моя любимая книга
1
1
Чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, коллективный
ответ на поставленный в стихотворении вопрос
Знание назначения библиотеки, правил
поведения в библиотеке
Умение выбирать книгу в библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку
Использование в речи и поведении ранее усвоенных правил поведения
Участвуют в беседе
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу
в библиотеке с помощью учителя
Умеют отвечать на вопросы по
содержанию услышанного
Соблюдают правила поведения в
библиотеке
Умеют выбирать книгу в библиотеке
Участвуют в беседе с Умеют отвечать на вопросы по
библиотекарем
содержанию услышанного
Отгадывают загадки
10
8
Моя любимая книга
1
9
«Подскажите, пожалуйста…»
1
10
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
1
13
Я - пассажир
1
14
Я - пассажир
1
11
12
1
1
Участие в диалоге с библиотекарем
Отгадывание загадок, беседа по картинке
Составление предложений с опорой на
картину и собственные высказывания
Составление рассказов «Моя любимая
книга» с опорой на план
Игра «Рассказ по кругу»
Обмен первыми впечатлениями о книгах, принесённых обучающимися и
учителем
Составляют предложения с опорой на картинку с помощью наводящих вопросов учителя
Составляют рассказы
«Моя любимая книга» с
опорой на план с помощью наводящих вопросов учителя
Играют в игры, соблюдая правила
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного во- учителя по их содержапроса)
нию с опорой на иллюЗнакомство с темой (беседа на основе стративный материал
личного опыта о том, когда может
Обсуждают ситуацию с
быть использована фраза «Подскажите помощью учителя
пожалуйста...»)
Используют диалогичеКонструирование возможных диалогов ские формы речи в разобращения за помощью: к знакомому и личных ситуациях обнезнакомому человеку
щения
Ролевые игры по теме ситуации
Играют в игры, соблюдая правила
Я за порогом дома – 3 часа
Знакомство с темой (беседа на основе Используют
правила
личного опыта)
поведения в общественном транспорте
Составляют предложения с опорой на картинку и собственные
высказывания
Составляют рассказ «Моя любимая книга» с опорой на план
Играют в игры, соблюдая правила
Воспроизводят составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются словами этикета, основными правилами культуры речевого общения
Играют в игры, соблюдая правила
Умеют пользоваться правилами
поведения в общественном транспорте
Используют вежливые слова
11
15
Я - пассажир
1
Актуализация имеющихся знаний о Используют вежливые
правилах поведения в общественном слова
транспорте
Конструируют возможКонструирование возможных диало- ные диалоги в общегов в общественном транспорте
ственном транспорте с
Ролевая игра «В автобусе»
помощью учителя
Играют в игры, соблюдая правила
Конструируют возможные диалоги в общественном транспорте
Играют в игры, соблюдая правила
В гости к сказке -7 часов
16
Русская народная сказка
«Петушок – Золотой гребешок»
1
17
Русская народная сказка
«Петушок – Золотой гребешок»
1
18
Театрализованное представление сказки
1
19
1
20
Театрализованное представление сказки
Моя любимая сказка
21
Моя любимая сказка
1
22
Моя любимая сказка
1
1
Прослушивание аудиозаписи сказки
«Петушок — Золотой гребешок» с опорой на иллюстрации к уроку
Тренировочные упражнения в передаче
характера и переживаний героев
Умение изменять силу голоса, тон и
тема речи в зависимости от эпизода
сказки
Проигрывание эпизодов сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев
Участие в театрализованном представлении сказки с использованием элементов костюмов, кукол или фигур героев
Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой на иллюстративный материал
Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с
помощью учителя
Участие в викторине «Сказка ложь, да
в ней намёк»
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций
Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на иллюстративный
материал
Понимают содержание сказки,
прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя
Участвуют в проигрывании эпизодов сказки
Участвуют в проигры- Принимают участие в театрализовании эпизодов сказки с ванном представлении
помощью учителя
Воспринимают на слух рассказы
одноклассников
Отвечают на вопросы учителя
Пересказывают сказку
12
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстративный материал
23
У телевизора
Планируем телевизионный досуг
1
24
У телевизора. Планируем телевизионный досуг
1
25
Мои любимые передачи
1
26
Мои любимые передачи
1
27
Игра
сестричка»
«Лисичка-
1
28
Игра
сестричка»
«Лисичка-
1
У телевизора – 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного учителя по содержанию
вопроса)
просмотренных и виЗнакомство с темой (беседа на основе деофильмов
личного опыта)
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире,
умение ориентироваться в программе
телепередач, умение пользоваться
пультом от телевизора
Актуализация, уточнение и расшире- Отвечают на вопросы
ние имеющихся знаний по теме: пред- учителя по содержанию
почтения обучающихся в телеэфире, просмотренных и виумение ориентироваться в программе деофильмов
телепередач, умение пользоваться Участвуют в коллективпультом от телевизора.
ном обсуждении «Моя
Коллективное обсуждение «Моя люби- любимая книга» с помомая программа» с элементами расска- щью учителя, с опорой
зов обучающихся, выполненных с опо- на план
рой на план
В гости к сказке – 3 часа
Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации)
Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой на иллюстративный материал
Понимают содержание детских
видеофильмов, отвечать на вопросы учителя
Понимают содержание детских
видеофильмов, отвечать на вопросы учителя
Коллективно обсуждают «Моя
любимая книга» с опорой на план
Понимают содержание сказки,
прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая правила
13
29
Игра
сестричка»
«Лисичка-
1
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.)
Инсценирование сказки
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Участвуют в проигрывании эпизодов сказки
Играют в игры, соблюдая правила
Новогодние истории – 4 часа
30
Новогодние истории
1
31
Новогодние истории
1
32
Новогодние истории
1
33
Новогодние истории
1
Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрации)
Актуализация знаний о новогодних
сказках, мультфильмах
Обсуждение замысла истории
Составление предложений к каждой
части придумываемой истории с опорой на вопросный план
Иллюстрирование истории согласно замыслу
Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников
Представление истории на новогоднем
празднике (инсценирование)
Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
просмотренных и видеофильмов
Обсуждают замысел истории с помощью наводящих вопросов
Составляют
простые
предложения с опорой
на вопросный план и с
помощью учителя
Участвуют в проигрывании эпизодов сказки с
помощью учителя
Понимают содержание детских
видеофильмов, отвечать на вопросы учителя
Обсуждают замысел истории
Составляют распространенные
предложения с опорой на вопросный план
Рассказывают получившие истории
Принимают участие в театрализованном представлении
14
34
Знаки-помощники
1
35
Знаки-помощники
1
36
Я – пассажир
1
37
Я – пассажир
1
Знаки-помощники - 4 часа
Введение в тему (рассматривание кар- Повторяют
правила
тинок по теме «Знаки-помощники»)
ПДД
Актуализация знаний обучающихся Моделируют и проигпо теме на основе рассматривания рывают возможные диаусловных знаков, встречающихся в логи на улице, предпоповседневной жизни
лагающие обсуждение
Моделирование и проигрывание воз- значения
дорожных
можных диалогов на улице, предпола- знаков с помощью учигающих обсуждение значения дорож- теля
ных знаков
Актуализация информации о преду- Составляют правила допреждающих и информационных зна- рожного движения
ках
Участвуют в ролевых
Участие в викторине «О чём мне го- играх в соответствии с
ворят знаки?»
речевыми
возможноПовторение правил поведения в об- стями
щественном транспорте
Выражают
свои
Ролевая игра «Я – пассажир»
просьбы,
используя
вежливые слова, адекватно пользуясь правилами этикета
Называют дорожные знаки и
виды переходов, рисуют знаки
Моделируют и проигрывают возможные диалоги на улице, предполагающие обсуждение значения дорожных знаков
Пользуются правилами дорожного движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользуясь правилами этикета
В гостях у леса – 4 часа
38
В гостях у леса
1
39
В гостях у леса
1
40
В гостях у леса
1
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения
Отвечают на вопросы
учителя по их содержа-
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Умеют воспроизводить составленные рассказы с опорой на иллюстративный материал
Представляют работы
15
41
В гостях у леса
42
43
1
1
Задушевный разговор
Задушевный разговор
1
Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах
поведения в лесу
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?»
Представление работ обучающимися
(составление рассказов)
Составление «Правил вежливого поведения в лесу»
нию с опорой на иллюстративный материал
Участвуют в представлении работ в соответствии с речевыми возможностями
Составляют «Правила
вежливого поведения в
лесу» с помощью учителя
Задушевный разговор 4 часа
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают правильные
иллюстрацией, обсуждение проблем- средства
интонации,
ного вопроса)
ориентируясь на обраОбсуждение проблемной ситуации зец учителя и анализ ре(девочка расстроена, ей необходимо чевой ситуации
утешение)
Используют диалогичеАктуализация и уточнение словаря ские формы речи в разэмоций у школьников
личных ситуациях обВведение в контекст разговора слово- щения
сочетания «задушевный разговор» Играют в игру «Свои
(добрый, между друзьями или близ- чувства не скажу, а без
кими людьми, негромкий)
слов вам покажу», соМоделирование диалогов утешения, блюдая правила
сочувствия, предостережения на ос- Моделируют диалоги
нове иллюстраций
утешения, сочувствия,
Игра «Свои чувства не скажу, а без предостережения на осслов вам покажу»
нове иллюстраций и с
помощью учителя
Составляют «Правила вежливого
поведения в лесу»
Выбираю правильные средства
интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «Свои чувства не
скажу, а без слов вам покажу»
Моделируют диалоги утешения,
сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций
16
44
Учимся общаться
1
45
Учимся общаться
1
46
Я получил приглашение
1
47
Я получил приглашение
1
48
Я получил приглашение
1
Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?»,
«На катке» в аудиозаписи
Совместное рассматривание картинки, обсуждение первых впечатлений
Тренировочные упражнения в изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным опытом детей
Слушают рассказы В.
Осеевой «Волшебное
слово», «Что легче?»,
«На катке»
Рассматривают
картинки, принимают участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации
Участвуют в диалогах
по темам речевых ситуаций
Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с опо- Используют диалогичерой на иллюстрацию, обсуждение ские формы речи в разпроблемного вопроса)
личных ситуациях обАктуализация имеющихся знаний по щения
теме (беседа на основе личного Составляют
устные
опыта)
приглашения с опорой
Конструирование устных приглаше- на план в соответствии с
ний с опорой на план
речевыми
возможноДифференциация в зависимости от стями
адресата
Составляют текстовые
Моделирование диалогов, содержа- письменные приглашещих приглашение и вежливый отказ
ния с помощью учителя
Составление текстов письменных Моделируют диалоги с
приглашений
помощью наводящих
вопросов
Понимают содержание рассказов,
прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя
Рассматривают картинки, принимают участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают правильные средства
интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Соотносят составленные рассказы с о своим личным опытом с
помощью учителя
Используют
диалогические
формы речи в различных ситуациях общения
Конструируют устные приглашения с опорой на план
Составляют текстовые письменные приглашения
Моделируют диалоги
17
49
Инсценировка стихотворения А. Усачёва
«Приглашение улитке»
1
50
Поздравления
1
51
Поздравления
1
52
Поздравления
1
53
Поздравления
1
54
Мы на Дне рождения
1
55
Мы на Дне рождения
1
Актуализация имеющихся знаний по Слушают стихотворетеме (беседа на основе личного ние А. Усачёва «Приопыта)
глашение улитке»
Слушание аудиозаписи стихотворе- Участвуют в инсцениния, распределение ролей, инсцени- ровании стихотворения
рование стихотворения А. Усачёва А. Усачёва «Приглаше«Приглашение улитке»
ние улитке»
Поздравляю! – 6 часов
Введение в ситуацию (беседа с опо- Используют диалогичерой на иллюстрацию, обсуждение ские формы речи в разпроблемного вопроса)
личных ситуациях обКонструирование поздравлений Диф- щения
ференциация в зависимости от адре- Составляют поздравлесата
ние в соответствии с реЗнакомство с правилами оформления чевыми возможностями
письменного поздравления на от- с помощью учителя
крытке
Подписывают поздраТренировочные упражнения в подпи- вительные открытки по
сывании поздравительных открыток
образцу
Подготовка поздравительной от- Оформляют поздравикрытки и подписи к ней
тельную открытку с помощью учителя
Составление предложений с опорой Разучивают и рассказына схемы
вают стихотворения в
Повторение правил поведения в гос- соответствии с речетях
выми возможностями
Тренировочные упражнения в произ- Составляют предложенесении поздравлений
ния с опорой на схемы и
Обсуждение и проигрывание возмож- с помощью учителя
ных конкурсов и развлечений, кото- Произносят простые порые могут быть предложены в гостях здравления
Понимают содержание стихотворения, прослушанной в аудиозаписи, отвечают на вопросы учителя
Инсценируют стихотворение А.
Усачёва «Приглашение улитке»
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Составляют поздравление в соответствии с речевыми возможностями
Подписывают поздравительные
открытки по образцу
Оформляют поздравительную открытку
Разучивают и рассказывают стихотворения
Составляют предложения с опорой на схемы
Составляют и воспроизводят
простые поздравления
Принимают участие в играх, соблюдая правила
18
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
56
Жду письма!
1
57
Жду письма!
1
58
Жду письма!
1
59
Жду письма!
1
60
«Извините меня…»
1
61
«Извините меня…»
1
62
«Извините меня…»
1
63
«Извините меня…»
1
Жду письма! – 4 часа
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта)
Актуализация опыта обучающихся по
теме, знакомство со структурой
письма
Составление коллективного письма
литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов
Самостоятельная работа с дифференцированной
помощью
учителя
«Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо
другу, родственнику и др.)
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения
Отвечают на вопросы
Используют структуру
письма и участвуют в
составлении коллективного письма
Составляют письма с
помощью учителя
Участвуют в самостоятельной работе с дифференцированной помощью учителя
«Извините меня…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматрива- Рассматривают
карние картинок, обсуждение проблем- тинки
ного вопроса)
Используют диалогичеЗнакомство с темой (беседа на основе ские формы речи в различного опыта о том, когда может личных ситуациях оббыть использована фраза «Извините щения
меня»)
Конструируют возможКонструирование возможных диало- ные диалоги, содержагов, содержащих извинения
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются структурой письма,
опираются на план из ключевых
слов при составлении коллективного письма
Составляют письма. Самостоятельно работают с дифференцированной помощью учителя
Рассматривают картинки.
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Конструируют возможные диалоги, содержащие извинения
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций, в ролевых играх
19
Ролевые игры по теме ситуации
щие извинения с помощью наводящих вопросов
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
64
Поздравительная
от1
Знакомство с темой (беседа с привле- Используют диалогиче- Активно участвуют в диалогах по
крытка к 9 мая
чением личного опыта, ответы на во- ские формы речи в раз- темам речевых ситуаций
просы на основе иллюстраций)
личных ситуациях об- Отвечают на вопросы
Прослушивание песен, стихов, рас- щения
Понимают содержание стихов,
сказов о Великой Отечественной Отвечают на вопросы
песен, рассказов о ВОВ прослувойне
Слушают песни, стихи, шанной в аудиозаписи, отвечают
Рисование праздничных открыток
рассказы о Великой на вопросы учителя
Конструирование поздравлений с Отечественной войне
Разучивают и рассказывают стиДнём Победы различным адресатам Разучивают и рассказы- хотворения
65
Поздравительная
от1
(ветеранам, учителям, родным)
вают стихотворения в Составляют
поздравления
с
крытка к 9 мая
Подписывание открыток
соответствии с рече- праздником различным адресаДоставка открыток адресатам (от- выми возможностями
там с помощью учителя
правление письмом, доставка лично в Составляют поздравле- Подписывают открытки
руки)
ния с праздником с помощью наводящих вопросов и учителя
Подписывают открытки
с опорой на образец
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
66
«Во саду ли, в огороде»
1
Введение в ситуацию (рассматрива- Рассматривают
кар- Рассматривают картинки.
ние картинок, обсуждение проблем- тинки
ного вопроса)
20
67
«Во саду ли, в огороде»
1
68
«Во саду ли, в огороде»
1
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы - работа летом в
саду и в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей местности)
Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения)
Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения
Используют диалогические формы речи в различных ситуациях общения
Участвуют в беседе;
отвечают на вопросы
учителя
Выполняют и представляют творческие работы классу в соответствии с речевыми возможностями
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов
Активно участвуют в диалогах по
темам
речевых
ситуаций
Участвуют в беседе;
отвечают на вопросы учителя
Выполняют и представляют творческие работы классу
Обсуждают планы на каникулы с
помощью наводящих вопросов
Задают вопросы учителю и одноклассникам
Составляют простой рассказ на
тему «Как я буду проводить каникулы»
21