1. Пояснительная записка
1.1.
Назначение
плана
внеурочной
деятельности
—
психолого-
педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их
обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных
способностей и познавательных интересов.
1.2. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной
образовательной программы МКОУ «Пироговская средняя школа»
1.3. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении
стандарта
федерального
начального
общего
государственного
образования»
образовательного
(в
ред.
Приказов
Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022
№ 955).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆
программы начального общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 13.07.2023, №74229).
• Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования».
• Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О
направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».
• Основная образовательная программа начального общего образования
МКОУ «Пироговская средняя школа»
• Положение МКОУ «Пироговская средняя школа» «Об организации
внеурочной деятельности в школе».
1.4. План внеурочной деятельности формируется МКОУ «Пироговская
средняя школа» с учетом предоставления права участникам образовательных
отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
1.5. Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования
осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы.
1.6. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с
преобладанием учебно - познавательной деятельности.
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
• поддержка
учебной
деятельности
обучающихся
в
достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
• совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
• развитие
навыков
становление
совместной
качеств,
деятельности
обеспечивающих
со
сверстниками,
успешность
участия
в
коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность;
становление
умений
командной работы;
• поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
3. Направления внеурочной деятельности.
3.1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной
деятельности.
Все
формулировках,
ее
что
формы
представляются
подчеркивает
их
в
деятельностных
практико-ориентированные
характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения
школа учитывает:
особенности
образовательной
организации
(условия
функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый
состав);
результаты
диагностики
успеваемости
и
уровня
развития
обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных
занятий
и
их
содержательная
связь
с
урочной
деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где
находится образовательная организация.
3.2.
При
отборе
ориентируется
на
направлений
свои
внеурочной
особенности
деятельности
функционирования,
школа
психолого-
педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и
уровни успешности обучения.
3.3.К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут
привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
Направления внеурочной деятельности.
Цели внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия патриотической, формирование соответствующей
нравственной и экологической
внутренней позиции личности
тематики
обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
физическое развитие школьника,
углубление знаний об организации
жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
углубленное
изучение
учебных
предметов в процессе совместной
деятельности
по
выполнению
проектов.
совершенствование функциональной
коммуникативной
грамотности,
культуры диалогического общения и
словесного творчества.
развитие художественного
творчества, способности к
импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также
становление умений участвовать в
театрализованной деятельности.
формирование представления
обучающихся
о разнообразных современных
информационных средствах и навыки
выполнения разных видов работ на
компьютере.
развитие общей культуры и эрудиции
обучающегося, его познавательные
интересу и способности к
самообразованию.
помощь обучающемуся преодолеть
трудности, возникшие при изучении
разных предметов.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Информационная культура
Интеллектуальные марафоны
«Учение с увлечением!»
4. Объём внеурочной деятельности
4.1.
План
внеурочной
деятельности
определяет
объём
внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся,
запросов
родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем
внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на
уровне НОО за 4 года обучения). План внеурочной деятельности рассчитан в
1-х классах на 33 учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели.
4.2. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ НОО и ООО при формировании плана внеурочной деятельности
начального общего образования предусмотрена часть, рекомендуемая для
всех обучающихся 1:
Инвариантная (обязательная) часть:
1 час в неделю — 1 час в неделю - на информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности
"Разговоры о важном"2 (понедельник, первый урок)
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Данные занятия реализуются через различные направления внеурочной
деятельности.
4.3. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
-
занятия,
связанные
социокультурных
с
реализацией
потребностей
особых
обучающихся
интеллектуальных
(в
том
числе
и
для
сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном
уровне,
проектно-исследовательской
деятельности,
исторического просвещения) – до 3 часов;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация
занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов "Орлята России" – до 2 часов
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
1
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования».
2 Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций»
потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ) – до 2 часов
5. Формы организации внеурочной деятельности
5.1. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
• целесообразность
использования
данной
формы
для
решения
поставленных задач конкретного направления;
• преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности,
• в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
• учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
• то или иное направление внеучебной деятельности;
• использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
5.2.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
педагоги
школы
определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от
урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся,
сочетая
индивидуальную
и
групповую
работу,
проектную
и
исследовательскую деятельность.
5.3. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО)
могут быть следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
6. К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
При организации внеурочной деятельности в школе в работе по организации
внеурочной деятельности обучающихся могут принимать участие все
педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог,
логопед, библиотекарь и другие).
6.1. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
детей в части создания условий для развития творческих интересов детей,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность.
Объединение
усилий
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
7.
Координирующую
роль
в
организации
внеурочной
деятельности
выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне
начального
общего
образования,
заместитель
директора
по
учебно-
воспитательной работе.
6. Содержание внеурочной деятельности.
6.1. Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической
направленности:
6.1.1. Разговоры о важном
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных
ценностей
через
изучение
центральных
тем
–
патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Форма организации: кружок /беседа, разговор/
6.1.2. Юннаты
Цель:
формирование
творчески
развитой
личности
ребёнка
путём
совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической
культуры. Форма организации занятий: занятия-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия.
6.2. Информационная культура.
6.2.1. Функциональная грамотности.
Цель:
способствует
расширению
культурного
поля
обучающихся,
формированию читательской компетентности. Форма организации: кружок/
практикум
6.2.2. В мире информации.
Цель: сформировать информационные компетенции обучающихся и развить
у школьников информационную грамотность: способности решать учебные и
практические задачи на основе сформированных универсальных учебных
действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и
несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой
инфографики.
6.3.
Спортивно-оздоровительная деятельность
6.3.1. «Подвижные игры»
Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной
активности,
развитие
физических
качеств,
культуры
общения
со
сверстниками.
Форма организации: спортивный клуб «Атлет».
6.4.«Учение с увлечением!»
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
7. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся.
Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО
в МКОУ «Пироговская средняя школа» соответствуют современным целям
начального общего образования.
2.3.1. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП
НОО в МКОУ«Пироговская средняя школа» достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
2.3.2.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения
учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и
саморазвитию.
2.3.3.
Предметные
результаты
характеризуют
уровень
освоения
обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений
и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов.
План внеурочной деятельности
1- 4 классы
Направление
внеурочной
деятельности
Программа/курс/занятие
Внеурочные
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
тематики
Разговоры о важном
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Информационная
культура
Подвижные игры
1
1/33
Юннаты
Количество часов
в неделю/год
2
3
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/33
1/34
В мире информации
Финансовая
грамотность
Интеллектуальные
марафоны
Учение
Развитие
с увлечением!
познавательных
способностей (РПС)
Итого
4
1/34
1/34
1/33
3/99
3/102
3/102
3/102