1. Пояснительная записка 1.1. Назначение плана внеурочной деятельности — психолого- педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. 1.2. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы МКОУ «Пироговская средняя школа» 1.3. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении стандарта федерального начального общего государственного образования» образовательного (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023, №74229). • Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». • Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи». • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Пироговская средняя школа» • Положение МКОУ «Пироговская средняя школа» «Об организации внеурочной деятельности в школе». 1.4. План внеурочной деятельности формируется МКОУ «Пироговская средняя школа» с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. 1.5. Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы. 1.6. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно - познавательной деятельности. 2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; • развитие навыков становление совместной качеств, деятельности обеспечивающих со сверстниками, успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; • формирование культуры поведения в информационной среде. 3. Направления внеурочной деятельности. 3.1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все формулировках, ее что формы представляются подчеркивает их в деятельностных практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. 3.2. При отборе ориентируется на направлений свои внеурочной особенности деятельности функционирования, школа психолого- педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. 3.3.К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления внеурочной деятельности. Цели внеурочной деятельности. Внеурочные занятия патриотической, формирование соответствующей нравственной и экологической внутренней позиции личности тематики обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. развитие художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становление умений участвовать в театрализованной деятельности. формирование представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. развитие общей культуры и эрудиции обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. помощь обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» 4. Объём внеурочной деятельности 4.1. План внеурочной деятельности определяет объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). План внеурочной деятельности рассчитан в 1-х классах на 33 учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели. 4.2. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО при формировании плана внеурочной деятельности начального общего образования предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1: Инвариантная (обязательная) часть: 1 час в неделю — 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном"2 (понедельник, первый урок) 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Данные занятия реализуются через различные направления внеурочной деятельности. 4.3. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: - занятия, связанные социокультурных с реализацией потребностей особых обучающихся интеллектуальных (в том числе и для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) – до 3 часов; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России" – до 2 часов - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и 1 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». 2 Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ) – до 2 часов 5. Формы организации внеурочной деятельности 5.1. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: • целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; • преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, • в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); • учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает • то или иное направление внеучебной деятельности; • использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. 5.2. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. 5.3. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО) могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. 6. К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. При организации внеурочной деятельности в школе в работе по организации внеурочной деятельности обучающихся могут принимать участие все педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, библиотекарь и другие). 6.1. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. 7. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно- воспитательной работе. 6. Содержание внеурочной деятельности. 6.1. Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности: 6.1.1. Разговоры о важном Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Форма организации: кружок /беседа, разговор/ 6.1.2. Юннаты Цель: формирование творчески развитой личности ребёнка путём совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры. Форма организации занятий: занятия-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. 6.2. Информационная культура. 6.2.1. Функциональная грамотности. Цель: способствует расширению культурного поля обучающихся, формированию читательской компетентности. Форма организации: кружок/ практикум 6.2.2. В мире информации. Цель: сформировать информационные компетенции обучающихся и развить у школьников информационную грамотность: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики. 6.3. Спортивно-оздоровительная деятельность 6.3.1. «Подвижные игры» Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, культуры общения со сверстниками. Форма организации: спортивный клуб «Атлет». 6.4.«Учение с увлечением!» Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Форма организации: учебный курс в форме факультатива. 7. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся. Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МКОУ «Пироговская средняя школа» соответствуют современным целям начального общего образования. 2.3.1. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МКОУ«Пироговская средняя школа» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 2.3.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. 2.3.3. Предметные результаты характеризуют уровень освоения обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. План внеурочной деятельности 1- 4 классы Направление внеурочной деятельности Программа/курс/занятие Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Разговоры о важном Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность Информационная культура Подвижные игры 1 1/33 Юннаты Количество часов в неделю/год 2 3 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 1/34 В мире информации Финансовая грамотность Интеллектуальные марафоны Учение Развитие с увлечением! познавательных способностей (РПС) Итого 4 1/34 1/34 1/33 3/99 3/102 3/102 3/102