Ю.А.Казанцева Подписан: Ю.А.Казанцева DN: C=RU, OU=СОШ, O="""Пироговская СОШ""", CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: Ю.А.Казанцева МКОУ "Пироговская СОШ" Дата: 2021-09-27 16:16:48 Foxit Reader Версия: 9.7.2 Принципы построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся: Объективность, достоверность полнота и системность информации; Реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости; Открытость и прозрачность процедур оценивания; Прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты; Доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей; Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания. 1.4. Система оценивания включает технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, накопленных в «Портфеле достижений»/портфолио. 1.5. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2 по 11 класс определяется по шкале оценивания, выраженную в баллах: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и максимальный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Качество освоения программы Уровень успешности Отметка по 5-ти балльной шкале 95-100 % максимальный «5» и «5» 86-94 % 66-86% программный/повышенный программный «5» «4» 50-65 % необходимый/базовый «3» ниже необходимого «2» меньше 50 % 1.6. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся 2-9 классов по четвертям, а 10–11 классов - по полугодиям. Основанием для перевода учащихся 2-8-х и 10-х классов в следующий класс являются результаты аттестации за год. 1.7. Итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах осуществляется соответственно в формате ГИА в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами и, таким образом, является внешней оценкой. 1.8. Промежуточная аттестация со 2 по 11 класс проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, в форме контрольных и проверочных работ, диктантов, диагностических работ, тестирования, защиты проектов и исследовательских работ, зачёта, а также в соответствии с Положением о формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования в МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа». 1.9. В системе оценивания ОО определены следующие основные виды контроля: стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью; промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом; контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио); итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года, а также в формате ГИА. В системе контроля приоритетными являются формы контроля (далее ФК)продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и Портфолио учебных и внеучебных результатов школьников. Формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных достижений обучающихся, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки детей. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные журналы, электронный дневник, Портфолио. 2. Технология оценивания на уровне начальной школы 2.1. Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2.1.1. Личностные результаты обучающихся определяются через сформированность личностных универсальных учебных действий: сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, эмоциональноположительное отношение обучающегося к ОО; сформированность самооценки (способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, поиск и установление личностного смысла учения обучающимися; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. 2.1.2. Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; - способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; -умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; - умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 2.1.3. Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов по отдельным предметам: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий. 2.2. Оценка результатов 2.2.1. Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Предметом оценки этих результатов является эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОО и личного Портфолио. 2.2.2. В рамках системы внутренней оценки ОО используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. 2.2.3. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» рабочей программы по каждому предмету и внеучебной деятельности. Оценка метапредметных результатов обучающихся проводится учителем, классным руководителем 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения. 2.2.4. Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться) являются: уровень развития учебно-познавательного интереса; уровень формирования целеполагания; уровень формирования учебных действий; уровень формирования контроля; уровень формирования оценки. 2.2.5. Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются стартовые и итоговые проверочные работы; тестовые диагностические работы; текущие проверочные работы; комплексные (интегрированные) проверочные работы; портфолио ученика; исследовательские и творческие работы, публичное предъявление (демонстрация) достижений. 2.2.6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону» ближайшего развития ученика. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика. 2.2.7. Тестовая диагностическая работа (на «входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради «Мои достижения…» отдельно по каждой конкретной операции. 2.2.8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал. 2.2.9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля - мае) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развития компонентов учебной деятельности. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в электронном журнале. 2.2.12. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводится в конце обучения по программе начального общего образования. Её цель - оценка способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. 2.2.13. Комплексная характеристика личностных, предметных и метапредметных результатов составляется на основе Портфолио ученика. Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.3. Процедуры оценивания 2.3.1. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06.2003 №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. 2.3.2. Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе «Листа образовательных достижений», включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки. 2.3.3. Со 2 класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы. 2.3.4. На начальной уровне обучения учителем используются разнообразные методы оценивания: наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением; оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах; тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний); оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободном форме – как устных, так и письменных; оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с коротким свободным ответом); оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы достижений, дневники учащихся и др.) 2.3.5. За задачи, решённые при изучении новой темы, текущая отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной /контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 2.3.6. Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) и с учетом результатов письменных контрольных работ как средне-взвешенная. Итоговая оценка выставляется на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. 2.3.7. Оценка предметных результатов при дистанционной (удаленной) форме обучения производится по системе зачет-незачет. Зачет ставится в случае выполненной работы не ниже, соответствующей критерию «удовлетворительно», в противном случае выставляется отметка «нз» - незачет. Итоговая отметка выставляется «зачет», в случае получения по 3м четвертям «зачет». 3. Технология оценивания на уровне основной школы 3.1 Цели оценочной деятельности 3.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне основной школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности ОО и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная цель диагностики – определить готовность выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации (далее -ГИА). 3.1.2. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемых по трём основным блокам: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 3.1.3. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 3.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. 3.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 3.1.6. Оценка предметных результатов при дистанционной (удаленной) форме обучения производится по системе зачет-незачет. Зачет ставится в случае выполненной работы не ниже, соответствующей критерию «удовлетворительно» , в противном случае выставляется отметка «нз» - незачет. Итоговая отметка выставляется «зачет», в случае получения по 3-м четвертям «зачет». 3.2. Оценка результатов 3.2.1. На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на ГИА. 3.2.2. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОО и образовательных систем разного уровня. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. 3.2.3. Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основной школы заключаются в комплексном использовании материалов: стартовой и финишной диагностики (два раза в год); текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий; защиты индивидуального проекта. 3.2.4. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 3.2.5. В соответствии со Стандартом выделены следующие уровни достижений обучающихся: максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно» (отметка «5 и 5»); повышенный программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка «удовлетворительно» (отметка «3» или «зачтено»); ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2» или «незачтено»). 3.2.6. Максимальный, программный и базовый уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области. 3.2.7. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, за исключением профильного направления. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. 3.2.8. Достижения обучающихся основной школы фиксируются в «Портфеле достижений» (Портфолио). Основные разделы «Портфеля достижений»: показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). 3.3. Процедуры оценивания 3.3.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 3.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. 3.3.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. 3.3.4. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы. 3.3.5. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей/средней школы. В характеристике обучающегося: отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося. 3.3.6. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов и дневников учащихся на электронных носителях. 3.3.7. Оценки (в т.ч. в форме отметок) фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в «Портфеле достижений». 4. Технология оценивания на уровне средней школы 4.1 Цели и особенности оценочной деятельности 4.1.1.Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне средней школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная цель диагностики – определить готовность выпускников старшей школы к итоговой аттестации - ЕГЭ. 4.1.2. Основным объектом системы оценки результатов образования на уровне среднего общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП. 4.1.3. Конечная цель контрольно-оценочной деятельности выпускников заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. 4.1.4. Личностные результаты выпускников старшей школы определяются на основе полной сформированности: гражданской идентичности; социальных компетенций; навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации; готовности к выбору дальнейшего образования после окончания школы. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностносмысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Внутренний мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. 4.1.5. Основным объектом оценки метапредметных результатов выпускников является: готовность к самостоятельному проектированию; сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения; практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для её дальнейшей интерпретации; адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в Интернете для обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности; построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к получаемой информации. Наиболее адекватными формами оценки познавательных учебных действий могут быть письменные измерительные материалы, ИКТ-компетентности – практическая работа с использованием компьютера; сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не реже, чем один раз в ходе обучения на уровне среднего общего образования. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта. 4.1.6. Оценка предметных результатов на уровне старшей школы представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам: промежуточных планируемых результатов в рамках текущей и тематической проверки и итоговых планируемых результатов в рамках итоговой оценки и государственной итоговой аттестации. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которое утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей (или лиц, их заменяющих). Описание может включать: список планируемых результатов (итоговых и промежуточных) с указанием этапов их формирования (по каждому разделу/теме курса) и способов оценки (например, текущая/тематическая; устный опрос / письменная контрольная работа / лабораторная работа и т.п.); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры), а также критерии оценки; описание итоговых работ (являющихся одним из оснований для промежуточной и итоговой аттестации), включая нормы оценки и демонстрационные версии итоговых работ; график контрольных мероприятий. 4.2. Оценка результатов 4.2.1. На итоговую оценку на уровне среднего общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. 4.2.2. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 10-11 классах проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные зачеты, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов, творческих и исследовательских работ, защита проектов, зачёт; учащиеся, избравшие собеседование как одну из форм устного зачета, по предложению предметной аттестационной комиссии дают без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечают на вопросы обобщающего характера по всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены учащимся). Собеседование рекомендуется обучающимся, обладающим аналитическими способностями; защита реферата/исследовательской работы предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы, специальной литературы и изложение основных положений и выводов реферата/исследования. Не позднее, чем за неделю до проведения аттестации исследовательская работа представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку ученику после защиты реферата/исследования; при устной аттестации (зачетах) учащийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения, решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, чтение и перевод иностранного текста и пр.); тестирование по предмету проводится по готовым тестам, утверждённым педагогическим советом школы. 4.2.3. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 15 по 31 мая. 4.2.4. Годовая отметка по учебному предмету в 10 переводном классе выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за полугодие и отметкой, полученной учеником по результатам промежуточной аттестации. 4.2.5. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ЕГЭ. 4.3. Процедуры оценивания 4.3.1. Оценка предметных результатов ученика старшей школы производится на основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования. Стартовая диагностика готовности к изучению отдельных предметов (разделов) проводится учителем в начале изучения предметного курса (раздела). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности (в том числе в рамках выбора уровня изучения предметов) с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и выявленных групп риска. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются промежуточные предметные планируемые образовательные результаты. Критерии выставления отметки "5"(отлично): знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала; умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя; соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Критерии выставления отметки «4» (хорошо): знание всего изученного программного материала; умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно): знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы; затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи учителя; умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно): знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Бинарное оценивание («зачет-незачет») показывает соответствие – несоответствие уровня образовательной подготовки ученика 10-11 классов планируемым результатам освоение образовательной программы по предмету в рамках требований «Ученик научится» на базовом или углубленном уровне изучения предмета и может быть использовано при проведении зачетов. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 51 % работы или получении не менее 51 % баллов от максимального балла. Многобалльное оценивание используется при критериальном оценивании различных видов работ. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение от 90 % до 100% заданий, отметка «4» (хорошо) – от 70 до 90 %, отметка «3» (удовлетваорительно) – от 51 % до 70 заданий. - В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.). Выбор форм, методов и моделей заданий определяется особенностями предмета, особенностями контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения промежуточных планируемых результатов по предмету, которые приводятся в учебных методических комплектах к учебникам, входящих в федеральный перечень, и в рабочих программах. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации. В ходе оценки сформированности метапредметных результатов обучения особое внимание уделяется выявлению проблем и фиксации успешности продвижения в овладении коммуникативными умениями (умением внимательно относиться к чужой точке зрения, умением рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения); инструментами само- и взаимооценки; инструментами и приемами поисковой деятельности (способами выявления противоречий, методов познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к надежным источникам информации, доказательствам, разумным методам и способам проверки, использования различных методов и способов фиксации информации, ее преобразования и интерпретации). 4.3.2. При оценке исследовательской работы/реферата, тезисов, докладов или статей экспертные комиссии или рецензенты пользуются соответствующими Положениями. 5. Ведение документации 5.1. Общие положения 5.1.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год до 25 мая. 5.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации. 5.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года. 5.1.4. Отметка ученика за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за полугодие выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у обучающихся. 5.1.5. Полугодовые, годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов - в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления. 5.2. Ведение документации учителем 5.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу, включая календарно-тематическое планирование на год, которые являются основой планирования его педагогической деятельности. 5.2.2. Классный и электронный журнал являются главным документом учителя и заполняются ежедневно в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием. 5.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 5.2.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: динамику развития учащихся за учебный период: уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ); уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием); выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы, календарно-тематического планирования, классного и электронного журнала). 5.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета. 5.3. Ведение документации учащимся 5.3.1. Учащиеся для отслеживания динамики обучения должны иметь Портфолио. В нем отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, оценочные листы к данным работам. 5.3.2. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет проверку работ в данной тетради. 5.3.3. Для записи домашнего задания и текущей информации обучающийся может использовать школьный дневник. 5.4. Ведение документации администрацией школы 5.4.1. В своей деятельности администрация школы использует все необходимые материалы учителей, обучающихся и службы сопровождения для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в школе. 5.4.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора школы классифицирует по классам, по отдельным учащимся. 5.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического коллектива. 6. Права и обязанности субъектов образовательного процесса 6.1. Права и обязанности учащихся 6.1.1. Учащиеся имеют право: - на собственную оценку своих достижений и трудностей; - участвовать в разработке критериев оценки работы; - на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий; - на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения; - представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и публично их защитить; - на ошибку и время на ее ликвидацию; 6.1.2. Учащиеся обязаны: - по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; - овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней школе; - иметь специальные тетради ("Мои достижения…, рабочие тетради, Портфолио) в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика; - освоить обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным стандартом. 6.2. Права и обязанности учителя 6.2.1. Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; - оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; - оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений; - оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. 6.2.2. Учитель обязан: - соблюдать правила оценочной безопасности; - работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; - оценивать не только языковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; - вести учет продвижения учащихся в классном и электронном журнале в освоении УУД; - доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за четверть, полугодие и учебный год. 6.3. Права и обязанности родителей (законных представителей): 6.3.1. Родитель имеет право: - знать о принципах и способах оценивания в данной школе; - на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; - на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка. 6.3.2. Родитель обязан: - знать основные моменты данного Положения; - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 7. Ответственность сторон 7.1. Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения. 7.2. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация школы: - организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее результатам; - доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения; - организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке к промежуточной аттестации. 7.3. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета. 7.4. ОО обязана: - обеспечить обучающемуся получение бесплатного общего образования на ступенях: начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС; - обеспечить обучающемуся организацию образовательного процесса в соответствии с Образовательной программой, регулируемой учебным планом, годовым календарным режимом работы и расписанием занятий; - осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль за результатами освоения обучающимися образовательной программы и в доступной форме информировать о результатах родителей и обучающегося; - обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам ОО и иных локальных актов ОО, регламентирующих ее деятельность; - обеспечить участие обучающегося в государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения программы основного и среднего общего образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. 7.5. Родители обучающихся обязаны: - обеспечить условия для освоения детьми Образовательной программы, действующей в ОО; - обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими деятельность образовательной организации; - обеспечить подготовку домашних заданий; - ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) ученика; - ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на учащегося, его родителей/законных представителей. 8. Заключительные положения. 8.1. Настоящее Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся является локальным нормативным актом школы, принимается на Педагогическом Совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательного учреждения. 8.2. Положение принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке предусмотренном п.8.1. настоящего Положения 8.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.