Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пироговская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района Свердловской области
ОГРН 1026602036273 КПП 661201001
e-mail 123108@mail.ru
сайт https://pirogovskaya.uralschool.ru/
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №1
от 26.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
_____________Гракова Л.А.
приказ № 172
от 26.08.2024
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
обучающегося с НОДА по варианту АООП 6.2
(обучение на дому)
2024 – 2025 учебный год
с. Сипавское, Каменский городской округ, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный учебный план обучения на дому разработан для ребенка, который
по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение. ИУП разработан
в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО, рекомендациями ТПМПК и является основным механизмом реализации АООП НОО обучающихся с НОДА по варианту 6.2 при организации обучения на дому и регламентируется
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу
01.09.2013 г.;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016
г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому";
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания";
- Методические рекомендации "Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные
организации", утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.;
- Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 г. ТС-1391/07 "Об организации
образования на дому"
- Устав МКОУ «Пироговская средняя школа».
ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, а также включает обязательные курсы коррекционно-развивающей области.
Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану учащегося, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, медицинских рекомендаций, рекомендаций ТПМПК и согласовывается с родителями (законными представителями).
Важнейшая составляющая организации обучения на дому – самостоятельная работа учащегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы самостоятельной работы, которые включаются в максимальную недельную нагрузку обучающегося. Самостоятельная работа выполняется учащимися на дому по заданию педагогического работника. Возможной является форма реализации ИУП с использованием
дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения, осуществляемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающегося и педагога. Такие занятия рассматриваются как очные.
Индивидуальный учебный план разработан для обучающегося или группы обучающихся в соответствии с АООП НОО обучающихся с НОДА по варианту 6.2 и предполагает его реализацию в пролонгированные сроки обучения с учетом дополнительного 1-го класса (пять лет).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный год в МКОУ "Пироговская средняя школа" начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах –
34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности
либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5
ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом
- не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
С учетом психофизических особенностей ребенка определяется количество часов,
проводимых в соотношении очной и заочной формы, которое может изменяться по годам
обучения. Так, на изучение учебного предмета «Русский язык» часы распределяются следующим образом: 1-й, 1-й дополнительный и 2-й классы – по 3 часа в очной форме и 1
час СР; 3-й класс – 2 часа в очной форме и 2 часа СР, 4-й класс – 3 часа в очной форме и
1 час СР. В предметную область «Филология» входит учебный предмет «Иностранный
язык», на его изучение в 3-м и 4-м классах отводится 1 час в неделю в очной форме.
Изучение учебных предметов с объемом по 0,5 часа реализуется по принципу
«верхняя/нижняя» неделя с учетом специфики каждого отдельного предмета. В ИУП к
таким учебным предметам относятся: «Музыка», «Изобразительное искусство», Труд
(технология).
Реализация ИУП для СР с применением электронного обучения предусматривает
использование ЦОР. Для СР формы учебных занятий педагог подбирает цифровой контент, доступный для самостоятельного просмотра обучающимся, или задания, доступные
для самостоятельного выполнения.
В соответствии с вариантом 2 учебного плана ФАОП НОО по варианту 6.2 в учебный план введен только 1 час иностранного языка в неделю, так как двигательные нарушения разной степени выраженности, дефицит познавательных и социальных способностей у обучающихся с НОДА, осложненные речевыми, в том числе дизартрическими
нарушениями, нарушениями зрения и (или) слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык изучается в игровой форме как развивающий языковые
возможности обучающихся.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА,
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, состоит из учебных занятий для углубленного
изучения отдельных обязательных учебных предметов и внеурочной деятельности, включающей коррекционные занятия.
В соответствии с ФАОП НОО с подготовительного по 4-й класс 1 час в неделю
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение учебного предмета «Русский язык». Для этого включен учебный курс
«Практикум по русскому языку» Это позволит учитывать трудности в формировании графомоторных навыков, а также формировать альтернативные способы письма в случаях,
если формирование этих навыков затруднено или невозможно.
В соответствии с ФАОП НОО с подготовительного по 4-й класс 1 час в неделю
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение учебного предмета «Математика». Для этого включен учебный курс
«Практикум по математике» Это обусловлено низким уровнем готовности к школе, выраженными двигательными расстройствами, медленным и неустойчивым формированием пространственных, плоскостных и первоначальных математических представлений,
замедленным темпом усвоения учебного материала.
Учебные курсы «Практикум по русскому языку» и «Практикум по математике» в
части, формируемой участниками образовательных отношений, изучаются в очной форме
и СР в отношении 0,5/0,5.
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом ИУП. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности.
В ИУП коррекционно-развивающая область включает занятия по программе коррекционной работы и следующие коррекционные курсы:
речевая практика;
основы коммуникации;
психомоторика и развитие деятельности;
двигательная коррекция.
Коррекционно-развивающая область реализуется через систему индивидуальных
занятий.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных занятий, определение их количественного соотношения, содержания осуществляются психолого-педагогическим консилиумом исходя из психофизических особенностей обучающихся с НОДА
на основании рекомендаций ТПМПК и индивидуальной программы реабилитации.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка в 1 подготовительном классе - 5 часов, из
них все 5 часов отводятся на проведение коррекционно-развивающих занятий, недельная
нагрузка в 1-4 классах - 6 часов, из них 5 часов отводятся на проведение коррекционноразвивающих занятий. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий составляет до 30 минут. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Освоение АООП НОО по ИУП, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы проведения текущего контроля успеваемости, периодичность и порядок промежуточной аттестации обучающихся по ИУП определяются
ежегодным приказом на основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА.
Освоение учащимися АООП НОО по ИУП завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
ИУП определяет формы промежуточной аттестации по учебным предметам и курсам, внеурочным занятиям, в том числе коррекционно-развивающим, которые представлены в таблице:
Предметы, курсы,
занятия
Классы Формы промежуточной аттестации
Все учебные предметы
1-е
Листы индивидуальных достижений
2–4- е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Иностранный язык
3–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Окружающий мир
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
4
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Музыка
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале
Изобразительное
искусство
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале
Труд (Технология)
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале
Адаптивная физическая
культура
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок, зафиксированных в классном журнале
Русский язык
Литературное чтение
Основы религиозных
культур и светской этики
«Функциональная грамотность»
2–4-е
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Речевая практика, основы 1–4-е
коммуникации
Педагогическое наблюдение, таблица динамики развития
Двигательная коррекция
1–4-е
Условная шкала
Психомоторика и
развитие деятельности
1–4-е
Педагогическое наблюдение, таблица динамики развития
Курсы внеурочной
деятельности
1–4-е
Лист индивидуальных достижений
Индивидуальный учебный план
начального общего образования обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
(обучение на дому)
Предметные
области
Количество часов в неделю очно/ Самостоятельная работа на дому
Учебные предметы
Классы
Подгот. 1
2
3
4
Всего
3/1
3/1
3/1
2/2
3/1
20
3/1
3/1
3/1
2/2
2/1
19
1/0
1/0
1/0
3
Обязательная часть
Русский язык и ли- Русский язык
тературное чтение Литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Математика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(Окружающий
мир)
3/1
3/1
3/1
3/1
3/1
20
1/0
1/0
1/1
1/1
1/1
8
Основы религиозных культур и
светской этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Музыка
0,5/0,5
0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 5
Изобразительное
искусство
0,5/0,5
0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 5
Технология
Труд (технология)
1/0
0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 0,5/0,5 5
Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
2/1
2/1
2/1
2/1
2/1
15
19
19
21
21
21
101
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного про- 2
цесса при пятидневной неделе
2
2
2
2
10
Практикум по русскому языку
0,5/0,5
0,5/0,5
2
Практикум по математике
0,5/0,5
0,5/0,5
2
Итого:
0,5/0,5 1
Функциональная грамотность
1/1
1/1
1/1
6
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при пятидневной
учебной неделе
21
21
23
23
23
111
Количество учебных недель
33
33
34
34
34
168
Внеурочная деятельность
5
6
6
6
6
30
индивидуальные занятия по программе
5
коррекционной работы
5
5
5
5
25
Речевая практика
1/0
1/0
1/0
1/0
1/0
5
Основы коммуникации
1/0
1/0
1/0
1/0
1/0
5
Психомоторика и развитие деятельности
1/0
1/0
1/0
1/0
1/0
5
Двигательная коррекция
2/0
2/0
2/0
2/0
2/0
10
другие направления внеурочной
деятельности
0
1
1
1
1
5
«Разговоры о важном»
0
1
1
1
1
5
Всего
26
27
29
29
29
141