Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пироговская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Свердловской области ОГРН 1026602036273 КПП 661201001 e-mail 123108@mail.ru сайт https://pirogovskaya.uralschool.ru/ РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол №1 от 26.08.2024 УТВЕРЖДЕНО директор школы ____________Гракова Л.А. приказ № 172 от 26.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования обучающихся c ОВЗ вариант 7 на 2024 – 2025 учебный год с. Сипавское, Каменский городской округ, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план МКОУ "Пироговская средняя школа" является частью адаптированной образовательной программы ООО обучающихся с ОВЗ (вариант 7), разработанной в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы ООО обучающихся с ОВЗ, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.364820 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный год в МКОУ "Пироговская средняя школа" начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметнопрактическая деятельность, экскурсии). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. В МКОУ "Пироговская средняя школа" языком обучения является Русский язык. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям/полугодиям согласно локальному акту школы. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти/полугодия. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ "Пироговская средняя школа". Освоение адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (вариант 7) завершается государственной итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения АООП ООО (вариант 7) составляет 5 лет. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ТПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме, в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов КЗ в неделю в УП указывается на одного учащегося. Выбор других направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет 7 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне основного общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7) 2024/25 Учебные предметы Количество часов в неделю Предметные области Классы V VI VII VIII IX Всего Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика 5 5 - - - 10 Алгебра - - 3 3 3 9 Геометрия - - 2 2 2 6 Вероятность и статистика - - 1 1 1 3 Информатика - - 1 1 1 3 История 2 2 2 2 2 10 Обществознание - 1 1 1 1 4 География 1 1 2 2 2 8 Физика - - 2 2 3 7 Химия - - - 2 2 4 Биология 1 1 1 2 2 7 ОДНКНР 1 - - - - 1 Музыка 1 1 1 1 - 4 Изобразительное искусство 1 1 1 - - 3 Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Основы безопасности и защиты Родины - - - 1 1 2 Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10 Итого 27 28 30 31 32 148 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 1 9 Функциональная грамотность (математическая) 1 1 - - - 2 Функциональная грамотность (читательская) 1 - - 1 - 2 Функциональная грамотность (естественно-научная) - - 1 - - 1 Функциональная грамотность (финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление) - 1 1 1 1 4 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 33 33 157 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) 7 7 7 7 7 35 Коррекционный курс: "Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)" 3 3 3 3 3 15 Коррекционный курс: "Логопедические занятия" 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 2 2 2 2 2 10 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Общая физическая подготовка 1 1 1 1 1 5 Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности