Пояснительная записка 1.1. Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Закона «Об образовании в РФ»; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, Издательство «Просвещение», М.: 2000г. 3. Учебного плана образовательного учреждения. Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук. 1.2. Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоциональноличностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта. 1.3. Задачи курса природоведения: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека. демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе; формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.; формирование предметных и общеучебных умений и навыков; воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности; формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений). 1.4. Принципы: принцип коррекционной направленности в обучении; принцип воспитывающей, развивающей корригирующей направленности; принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип наглядности в обучении; принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. 1.5. Типы уроков: комбинированный сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) экскурсия 1.6. Основные технологии: личностно-ориентированные информационно-коммуникативные здоровьесберегающие игровые 1.7. Методы обучения: словестные (рассказ, беседа и др.); наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии, ТСО, презентации и видеоролики, и др.); практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и заданиями, лаб.работы, игры, наблюдения). 1.8. Виды и формы организации учебного процесса: Коллективная Фронтальная Групповая Индивидуальная Работа в парах 2. Общая характеристика учебного предмета, курса В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья. Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии. В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой. При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хоз-ой деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов, обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (горы, равнины, холмы, овраги) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны). На уроке учитель используется глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для нач. школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположение суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый и синий. В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией, как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания о своем родном крае, занятиями населения, достопримечательностями. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. В соответствии с учебным планом школы адаптированная программа по природоведению в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, из них - 3 часа контрольных административных работ. 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные Предметные - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям; Минимальный уровень: -узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, осн-ые достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роль в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючие полезные ископаемые); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). -формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в парне, в столовой; формирование к готовности к самостоятельной жизни; - формирование знаний о правилах поведения в быту и природе (соблюдение правил пользования в быту, правила проветривания помещения); - формирования стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например: соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержание чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха); - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - знакомство с многонациональным - соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимания оценки педагога. Достаточный уровень: - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде, в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные (благородные) драгоценные металлы); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; - знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработа полезных ископаемых); - формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире; - развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.). 5. рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Содержание программы. АООП по курсу «Природоведение – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» для 5 класса состоит из 3 основных разделов: Вселенная Наш дом – Земля Есть на Земле страна Россия Неживая природа (68ч.) «Введение» - 2 ч. Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек. «Вселенная» - 6 ч. Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Практические работы: Зарисовки звездного неба Формы Луны и Земли Космического корабля Экскурсия(планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом. Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность. «Наш дом - Земля» - 44ч. «ПланетаЗемля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера» – 1ч. «Воздух» - 10ч. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. «Полезные ископаемые» - 14 ч. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа. Добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства: цвет, запах, текучесть, горючесть. Добыча. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. материалы. Природный газ. Свойства: запах и горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые , используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр. «Вода» - 14 ч. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, Промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Охрана воды. «Поверхность суши - почва» - 6ч. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. Лабораторная работа Давление и движение воздуха. Практические работы: проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы. Зарисовка форм поверхности суши Составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Изготовление макетов форм поверхности суши. Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы». Экскурсия: Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы). Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность. «Есть на Земле страна Россия» - 14 ч. Россия – Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, горы КМВ, Озеро Байкал и Тамбукан, подземные минеральные воды, реки Волга, Енисей. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Крупные города и их достопримечательности: Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца. Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы Росси. Станица Ессентукская, с.Юца: поверхность, водоемы, занятия населения, достопримечательности. Обобщение раздела «Неживая природа» . Практические работы: Зарисовка государственного флага России Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов) Изготовление альбома «Россия – наша Родина!» Нахождение России на политической карте Составление рассказа о своем селе Изготовление альбома «Наше село» Экскурсии: Краеведческий музей Музей школы Межпредметные связи: русский язык, чтение, ручной труд, изобразительная деятельность. 7.Критерии оценивания знания учащихся. Оценка устных ответов Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание: Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; Полнота ответа; Умение практически применять свои знания; Последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится , если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом на «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну –две ошибки, которые исправляет с помощью учителя; Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя; Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажает их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится. Оценка письменных работ К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания, и упражнения в рабочих тетрадях. Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде. 8.Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя. Контрольная работа за 1 полугодие 20__-20__г. по природоведению ученика 5 класса -----------------------------------------1. Словарный диктант:_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________ 5 2. Сколько месяцев в году? Подчеркни правильный ответ. А) 10 б) 12 в) 20 1 3. Сколько дней в году?Подчеркни правильный ответ. А) 365 б) 412 в) 100 1 4. Сколько часов в сутках?Подчеркни правильный ответ. А) 36 б) 24 в) 12 1 5. Из каких облаков идёт дождь? Подчеркни правильный ответ. А) перистые б) слоистые в) кучевые 1 6. Какую температуру воздуха показывают эти термометры? Подпиши. А) Б) В) 3 7. Столица нашей Родины - город ____________________. 1 8. Заполните таблицу, распределив животных по группам. Насекомые Рыбы Птицы Звери Слова: карп, сова, бабочка, окунь, белка, заяц, медведь, клёст, муравей, дятел, воробей, пчела, бурундук, щука, комар, акула. 16 9. Подпишите, что это ? Деревья, кустарники, травы – это _______________________. Звери, птицы, насекомые – это _______________________. Дождь, снег, град - _____________________. Сентябрь, октябрь, ноябрь - _______________________. Весна, лето, осень, зима - _____________________. 5 Итоговое количество баллов 34 Результат: «5»-от 27 до 34, «3»-от 13 до 19 , «4»-от 20 до 26 , «2»-ниже 12 . Оценка Контрольная работа за 20__-20__ уч.год по природоведению учени___ 5 класса _____________________ _____________________ 1. Словарный диктант____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________. 8 2. Графический диктант «Животные леса». ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _. 1 0 3. Подчеркни животных морей и океанов. Креветки, краб, скат, акула, цапля, кит, стрекоза, бобр, ондатра, дельфин, щука, жаба. 4. 12 Направлением стрелки покажи обитателей ЛУГА и ЛЕСА. Ель Сосна Рябина Одуванчик Клевер ЛУГ ЛЕС Перепел Бурый медведь Белка Дятел Ромашка Хомяк 11 5. В каком ряду перечислены только насекомоядные птицы? Зарисуй правильный кружок. o o o o Скворец, сова, снегирь. Ворона, синица, пустельга. Сова, канюк, орёл. Скворец, синица, мухоловка-пеструшка. 4 В какой стране вы живете? Подчеркни правильный ответ. 6. Америка Украина Ставрополь Москва Россия Англия 6 7. В каком рядуправильноподписаны полевые культуры? Зарисуй кружочек в правильном ряду. 1. o o o 2. 3. 1.Рожь. 2.пшеница. 3. Ячмень 1.Пшеница. 2. Рожь. 3. Овёс 1.Пшеница. 2. Ячмень. 3. Гречиха 3 Итоговое количество баллов 54 Результат: «5»-от 49 до 54, «4»-от 40 до 48 , «3»-от 32 до 39 , «2»-ниже 32. Оценка Контрольная работа за 20___-20___ уч.год по природоведению учени___ 5 класса _____________________ _____________________ 1. Словарный диктант _________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________. 8 2. Графический диктант «Животные леса». ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. 10 3.Полезные ископаемые. Подпиши значки. - _________________________ - _________________________ - _________________________ - _________________________ 4 4.Подчеркните столицу России. Ставрополь Париж Москва 4 Ессентуки 5.Благоприятные явления погоды подчеркните прямой линией, неблагоприятные – волнистой: Буря, дождь, град, туман, ураган, снегопад, метель, гроза, роса. 9 6.Приведите примеры растений широко распространённых в нашей местности. Деревья _____________________________________________________________. Кустарники _________________________________________________________. Травы ______________________________________________________________. 9 7.Приведите примеры животных встречающихся в нашей местности. Травоядные звери ______________________________________________________. Хищные звери _________________________________________________________. Птицы _______________________________________________________________. Рыбы ________________________________________________________________. 9 8. К природному комплексу «болото» относятся следующие компоненты (заштрихуй кружок в правильном кругу): o Ландыши, белка, жаворонок, луговая почва; o Лягушка, ужи, торфяная почва, цапли, осока; o Синица, гадюка, ландыш, ель, бурые почвы. 3 8. Итоговое количество баллов 56 Результат: «5»-от 51 до 56, «4»-от 42 до 50 , «3»-от 34 до 41 , «2»-ниже 33. Оценка 9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5-9 классы, Вариант 1, М.: Просвещение, 2018г. 2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова, Природоведение: Учеб. для 5 класса.- М.: Просвещение, 2018. 3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебнометодическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г. 4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.Волгоград: Учитель, 2005г. 5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001 6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г. 7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999. 8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004. 9. Природоведение. 5 класс : учеб. Для специальных(коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2011. Интернет – ресурсы: Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru Большая перемена www.newseducation.ru Федерация интернет-образования www.fio.ru Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/ Учитель.ru http://teacher.fio.ru Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 10. http://www.uchportal.ru – учительский портал 11. http://festival.1sentember – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 12. http://moi-sat.ru – портал «Мой университет», факультет коррекционной педагогики 13. http://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list клуб учителей коррекционных школ 14. http:// pedsovet.su/load/344 – материалы для коррекционных школ и классов, биология. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.