Пояснительная записка
Цель рабочей программы: создание педагогических условий для разностороннего развития личности
обучающихся, их умственного развития, достижения того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации в соответствии с возрастными особенностями,
индивидуальными возможностями через усвоение предметно-информационной, деятельностнокоммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих качества образования.
Цель образовательной программы школы: формирование компетентной, социально
интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной деятельности.
Цель и задачи предмета:
Цель:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового
состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Нормативные основания составления рабочей программы
ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
Декларация о правах умственно отсталых лиц;
Устав школы;
Программа развития школы;
Образовательная программа школы;
Годовой календарный учебный график;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Задачи обучения:
1. Распланировать часы посредством составления тематического плана в соответствии с условиями
школы, с учетом времени года.
2. Реализовать составляющие Р(НР)К с целью расширения объема знаний и деятельностных умений, а
также целенаправленного формирования целостных ориентаций у обучающихся.
3. Продолжать реализовать на уроках принцип гуманизации образовательного процесса – диалогизация,
индивидуализация, проблематизация и персонификация.
4. Обеспечить коррекционную направленность уроков русского языка, их взаимосвязь с другими
учебными дисциплинами.
5. Отследить усвоение Р(НР)К с точки зрения 3-х составляющих.
Исходя из особенностей учащихся каждого класса, на уроках русского языка будут реализовываться
принципы гуманизации:
1.Диалогизация – формирование у учащихся навыка четко и ясно выражать свою мысль, отслеживать
свою точку зрения; формирование умения слушать и слышать собеседника, вступать в диалог не только по
инициативе учителя, но и с позиции «ученик-ученик».
2.Индивидуализация – дать возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность на
занятиях.
2
3.Проблематизация – развивать познавательную деятельность воспитанников через решение
проблемных ситуаций, уметь видеть противоречия, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать
свою деятельность и деятельность одноклассников.
4.Персонификация – учить признавать детьми каждого человека как личность, искренне и открыто
выражать свои чувства.
Коррекционная
направленность
рабочей
программы
предусматривает
наряду
с
общеобразовательными задачами коррекцию индивидуальных недостатков развития, путём включения в
урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для высших психических функций: памяти,
внимания, мышления, восприятия, эмоционально- волевой сферы.
То есть методы, включённые в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую
функцию.
Для этого предназначены задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики выполняли их
с включением в активную работу психологических функций - задания по обогащению знаниями и
представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию
монологической речи, задания на сравнение, обобщение, группировку, классификацию.
Коррекцию зрительного восприятия предполагается проводить с помощью упражнений на внимание,
узнавание, соответствие и различие ,выполнение заданий письменно (ответы на вопросы, списывание и
т.д.), что позволит активизировать работу зрительного и рече-двигательного анализаторов плюс навыки
письма.
Коррекция слухового восприятия основана на упражнениях на сравнение.
Коррекция логического мышления - на основе упражнений в составлении целого из разрозненного.
Коррекция вербальной памяти - на основе упражнений на развитие способности запоминания
словесного ряда или парных слов.
Коррекционная направленность наглядности на уроке: применяется наглядность схематического
плана, что позволит преодолеть дефекты аналитико - синтетических процессов мыслительной
деятельности. Использование условно- графических схем позволит сформировать умения сравнивать и
обобщать предметы и понятия, развивать навыки планирования собственной деятельности, правильности
списывания, выработать алгоритм действия по образцам.
В процессе обучения воспитанников предполагается реализация содержательных линий Р(НР)К для
достижения ими результата образования в соответствии с едиными требованиями к каждому классу, с
точки зрения трех составляющих:
1. Художественная культура: приобщать обучающихся духовной культуре, учить ценить историю
края, страны, малой родины.
2. Социально-экономическая и правовая культура: развивать у учащихся ответственность за свои
дела и поступки, за свой выбор, понимание своих возможностей и ограничений.
3. Культура здоровья и охрана жизнедеятельности: воспитывать у учащихся потребность в ведении
здорового образа жизни; привитие санитарно-гигиенических норм.
4. Экологическая культура: знакомить со спецификой экологической ситуации в регионе и
по месту жительства; воспитывать бережное отношение к природе.
5. Информационная культура: обучение учащихся использованию учебной и
дополнительной литературы, схем, таблиц, наглядного материала для осознания ими тем курса,
умение перенести теоретические занятия на практику.
Планируемый результат:
Реализация рабочей программы;
Освоение Р(НР)К;
Создание условий для формирования социальной компетенции обучающихся.
3
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что
определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 136 часов в год (4 часа в
неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от
уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал
расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений
по каждой из названных тем.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на
коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают
правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом
уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова,
словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание
гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по
написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим
недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет
обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников
навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного
предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к.
возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме
весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического
слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения
4
— ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами
работ, как изложение и сочинение.
В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется
по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг
(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при
составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти,
грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и
т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с
различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического
разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание
орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления
связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по
грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в
предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных
повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные Типы
уроков:
урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
комбинированный урок;
нестандартные уроки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
5 класс
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов;
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова;
5
обозначать мягкость согласных буквой Ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки гласных и согласных (путем изменения формы слова).
6 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные члены предложения;
название частей речи, их значения;
наиболее распространенные правила написания слов.
8 класс
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
6
части речи;
наиболее распространенные правила написания слов.
9 класс
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинение творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила написания слов.
7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КЛАССАМ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание тем учебного курса по русскому языку в 5 классе.
№
раздела
1.Повт
орение.
Предло
жение.
2.
Звуки и
буквы.
3.
Слово.
Состав
слова.
Всего на изучение курса русского языка в 5 классе отводится 136 часов – по 4 часа в неделю.
Содержание
Знания
Предложение.
Предложения
распространенные
нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.
и
Понятия:
Подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Предложения нераспространенные и
распространенные.
Предложения
повествовательные,
восклицательные, вопросительные.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
Понятия:
Согласные твердые и мягкие.
Звуки и буквы.
Обозначение мягкости согласных буквой «Ь».
Звуки гласные и согласные.
Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», Согласные твердые и мягкие.
«Я», «И».
Гласные ударные и безударные.
Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Алфавит.
Гласные ударные и безударные.
Словарные слова: космос, свобода,
Алфавит.
физкультура.
Корень и однокоренные слова.
Понятия:
Окончание.
Корень, приставка, суффикс,
Приставка. Образование слов при помощи приставок.
окончание.
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и Однокоренные слова.
приставки.
Согласные непроизносимые.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Приставки и предлоги.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Словарные
слова:
верстак,
Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие инструмент, матрос, победа, ракета,
согласные.
Умения
Уметь различать члены
предложения,
дифференцировать предложения
распространенные и
нераспространенные.
Уметь правильно обозначать звуки
буквами на письме.
Уметь употреблять правило
правописания слов с разделительным
мягким знаком.
Уметь подбирать группы родственных
слов (несложные случаи).
Проверять написание в корне
безударных гласных, звонких и глухих
согласных путем изменения формы
слова.
Разбирать слово по составу.
8
Непроизносимые согласные.
Правописание приставок. Приставки и предлоги.
Буква «Ъ» после приставок
4.
Части
речи.
5.
Повтор
природа,
болото,
география,
естествознание,
благодарю,
до
свидания,
ботинки,
верблюд,
творог,
защита,
здравствуй,
коллекция, столица, остров.
Общее понятие о частях речи: имя существительное, Имя существительное.
прилагательное, глагол.
Имена
существительные
Имя существительное.
собственные
собственные
и
Имена существительные собственные и нарицательные.
нарицательные.
Имена
существительные
одушевленные
и Имена
существительные
неодушевленные.
одушевленные и неодушевленные.
Число имен существительных.
Единственное и множественное
Род имен существительных.
число имен существительных.
Правописание имен существительных женского и Род имен существительных.
мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов.
Падежи имен существительных.
Изменение имен существительных по падежам.
Склонение
имен
Именительный падеж: кто? что?
существительных.
Родительный падеж: кого? чего?
Словарные слова: равнина, картон,
Дательный падеж: кому? чему?
запад,
север,
веревка,
салат,
Винительный падеж: кого? что?
пассажир, грамота, овраг, отряд,
Творительный падеж: кем? чем?
железо, металл, бензин, колонна,
Предложный падеж: о ком? о чем?
каникулы, компас.
Закрепление пройденного материала.
Три склонения имен существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном
числе.
Второе склонение имен существительных в единственном
числе.
Третье склонение имен существительных в единственном
числе.
Падежи и падежные окончания имен существительных.
Главные члены предложения.
Главные
и
второстепенные
Второстепенные члены предложения.
члены предложения.
Уметь выделять имя существительное как
часть речи.
Уметь строить простое
распространенное предложение.
9
ение.
Предлож
ение.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Однородные члены предложения.
Предложения распространенные
и нераспространенные.
Однородные
члены
предложения.
Содержание тем учебного курса по русскому языку в 6 классе.
№ раздела
1.
Повторение
.
Предложен
ие.
2.
Звуки и
буквы.
3.
Слово.
Состав
слова.
Всего на изучение курса русского языка в 6 классе отводится 136 часов - по 4 часа в неделю.
Содержание
Знания
Умения
Предложение. Главные члены предложения.
Понятия:
Уметь
различать
члены
Второстепенные члены предложения.
Подлежащее, сказуемое.
предложения,
Предложения распространенные и
Второстепенные
члены Дифференцировать предложения
нераспространенные.
предложения.
распространенные
и
Однородные члены предложения.
Главные и второстепенные члены нераспространенные,
выделять
Перечисление без союзов и с одиночным союзом
предложения.
однородные члены предложения.
«И».
Предложения нераспространенные и
Знаки препинания при однородных членах.
распространенные.
Однородные члены предложения.
Словарные слова: фанера.
Алфавит. Звуки и буквы.
Понятия:
Уметь правильно обозначать звуки
Звуки гласные и согласные.
Звуки и буквы.
буквами на письме.
Звонкие и глухие согласные.
Алфавит.
Уметь
употреблять
правило
Слова с разделительным «Ь».
Звуки гласные и согласные.
правописания слов с разделительным
Согласные мягкие и твердые.
мягким знаком.
Согласные звонкие и глухие.
Разделительный мягкий знак.
Словарные слова: вокруг.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка, суффикс.
Окончание.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых звонких и глухих
согласных в корне слова.
Понятия.
Однокоренные слова.
Корень.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Уметь подбирать группы родственных
слов (несложные случаи).
Проверять
написание
в
корне
безударных гласных, звонких и глухих
согласных
путем
подбора
родственных слов.
10
Двойные и непроизносимые согласные.
Приставка и предлог.
Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок.
Правописание приставок.
Повторение понятия имени существительного, имени
4.
Части речи. прилагательного, глагола.
Значение имени существительного. Род имени
Имя
существит существительного.
Падеж имени существительного. Правописание
ельное.
падежных окончаний.
Склонение имен существительных.
Множественное число имен существительных.
Именительный и винительный падежи.
Дательный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Родительный падеж.
Знакомство с именами существительными,
употребляемыми только в единственном или только
во множественном числе.
Понятие имени прилагательного.
5.
Части речи. Изменение имен прилагательных по родам.
Изменение имен прилагательных по числам.
Имя
прилагател Склонение имен прилагательных в единственном
числе.
ьное.
Именительный и винительный падежи имен
прилагательных мужского и среднего рода.
Родительный падеж имен прилагательных мужского
и среднего рода.
Дательный падеж имен прилагательных мужского и
среднего рода.
Деловое письмо: оформление поздравительной
открытки.
Приставка и предлог.
Разбирать слово по составу.
Словарные слова: мужчина, женщина,
семена, сейчас, теперь, телеграмма,
середина, договор, выкройка
Понятия:
Уметь выделять имя существительное как
Части речи.
часть речи.
Имя существительное.
Род имен существительных.
Падеж имен существительных.
Склонение имен существительных.
Словарные слова: смородина, медаль,
кефир, печенье, сметана, шоколад,
перрон.
Понятия:
Уметь выделять имя прилагательное как
Имя прилагательное.
части речи.
Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
Словарные слова: командир, шоссе, сосед,
экватор, прекрасный, календарь, апельсин,
мандарин, добыча, конфета, сервиз.
11
6.
Предложен
ие.
Повторение
.
Творительный падеж имен прилагательных мужского
и среднего рода.
Предложный падеж имен прилагательных мужского
и среднего рода.
Деловое письмо: заметка в стенгазету.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Родительный, дательный и предложный падежи имен
прилагательных женского рода.
Творительный падеж имен прилагательных женского
рода.
Винительный падеж имен прилагательных женского
рода.
Винительный и творительный падежи имен
прилагательных женского рода.
Закрепление пройденного материала.
Склонение имен прилагательных во множественном
числе.
Родительный и предложный падежи.
Дательный и творительный падежи.
Однородные члены предложения.
Сложное предложение.
Обращение.
Дифференциация простого и сложного предложения.
Понятия:
Простое предложение.
Простые
предложения
однородными членами.
Сложное предложение.
Обращение.
Словарные слова: балкон, фонтан.
Уметь различать предложения
простые и сложные.
с Уметь
строить
простое
распространенное предложение.
12
Содержание тем учебного курса по русскому языку в 7 классе.
№ раздела
1.
Повторени
е.
Предложен
ие.
2.
Слово.
Состав
слова.
3.
Имя
существи
тельное.
4.
Имя
прилагате
льное.
Всего на изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов - по 4 часа в неделю.
Содержание
Знания
Умения
Простое и сложное предложение.
Понятия:
Уметь
различать
члены
Простое предложение с однородными членами.
Простое и сложное предложение.
предложения,
Однородные члены предложения без союзов, с
Однородные члены предложения.
Дифференцировать предложения
одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».
Сложные предложения с союзами.
простые и сложные.
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».
Словарные слова: беречь, насекомые,
спектакль, стадион, мороженое.
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Понятия:
Уметь писать под диктовку текст,
Единообразное написание гласных и согласных в корнях
Корень,
приставка,
суффикс, применять правило проверки написания
слов, в приставках.
окончание.
слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова.
Уметь писать слова с непроверяемыми
Сложные слова.
гласными и согласными в корне слова,
Случаи написания сложных слов с соединительными
сложные слова с соединительными
гласными «о» и «е».
гласными.
Имя существительное как часть речи.
Понятия:
Уметь выделять имя существительное как
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род,
число,
падеж
имени часть речи.
Род и число имен существительных.
существительного.
Падеж и склонение имен существительных.
Имена
существительные
Правописание падежных окончаний имен
собственные и нарицательные.
существительных в единственном и множественном
Склонение имен существительных.
числе.
Словарные слова: мастер, почтальон,
Разбор имени существительного.
продавец, слесарь, токарь, тренер,
тренировать, хирург, патриот, Россия,
материк, милиция, население, монтаж,
бутерброд,
программа,
лекарство,
литература, хозяйство, бригада, кабинет,
универмаг, километр, тротуар.
Имя прилагательное как часть речи.
Понятия:
Уметь выделять имя прилагательное как
Значение имени прилагательного в речи.
Род,
число,
падеж
имени часть речи.
Согласование имени прилагательного с именем
прилагательного.
существительным в роде, числе и падеже.
Согласование
имени
13
Изменение имен прилагательных по числам и родам.
Склонение имен прилагательных.
5.
Место
имение.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений
единственного и множественного числа.
Глагол как часть речи.
Роль глагола в предложении.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по лицам.
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице
единственного числа.
Правописание окончаний глаголов в 3-лице.
Неопределенная форма глаголов.
Правописание «ь» в неопределенной форме глагола.
Правописание «-тся», «-ться» в глаголах.
«Не» с глаголами.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и
числам.
Простое и сложное предложение.
7.
Предложен Предложение с однородными членами. Сравнение
простых предложений с однородными членами,
ие.
соединенными союзами «и», «а», «но» со сложными
предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения.
6.
Глагол.
прилагательного
с
именем
существительным.
Склонение имен прилагательных.
Словарные слова: экзамен.
Понятия:
Уметь выделять местоимение как часть
Местоимение.
речи.
Личные местоимения
Местоимения 1,2,3-го лица.
Склонение личных местоимений.
Словарные слова: делегат.
Понятия:
Уметь выделять глагол как часть речи.
Глагол.
Время глаголов.
Число глаголов.
Изменение глаголов по лицам.
Неопределенная форма глаголов.
Словарные
слова:
государство,
температура,
гастроном,
планета,
гардероб, стеречь, рецепт, бассейн,
велосипед, революция.
Понятия:
Предложение сложное и простое.
Словарные слова: мотор, электричество,
паспорт, процент.
Уметь различать однородные члены
предложения без союзов и с союзами;
дифференцировать
однородные
члены простого предложения с
союзами и сложное предложение с
союзами
14
Содержание тем учебного курса по русскому языку 8 класс.
№ раздела
1.
Повторени
е.
2.
Состав
слова.
Всего на изучение курса русского языка в 8 классе отводится 136 часов – по 4 часа в неделю.
Содержание
Знания
Простое и сложное предложение. Подлежащее и
сказуемое в простом и сложном предложении. Простое
предложение с однородными членами. Сложное
предложение с союзами И, А, НО и без союзов.
Особенности однородных членов
предложения, постановка запятой
между ними.
Правила пунктуации в сложных
предложениях без союзов и с
союзами И, А, НО.
Однокоренные слова; подбор
однокоренных слов,
относящихся к различным
частям речи, разбор их по
составу. Единообразное
написание звонких и глухих
согласных, ударных и
безударных гласных в корнях
слов. Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов. Правописание
приставок с О и А.
Сложные слова. Образование
сложных слов с
соединительными гласными и
без соединительных гласных. Описание картины
И.Шевандровой «В сельской библиотеке».
Части слова.
Правила правописания.
Способы образования сложных слов.
Умения
Отличать простое предложение от
сложного.
Выделять
в
предложении
главные
и
второстепенные
члены.
Распознавать однородные члены в
предложении,
соблюдать
интонацию
перечисления.
Применять правила постановки
запятой в сложных предложениях
без союзов и с союзами.
Разбирать слова по составу. Подбирать
однокоренные слова.
Образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов.
Применять правила правописания при
письме.
Образовывать сложные слова при
помощи
соединительных гласных О и Е .
Составлять текст, отражающий
содержание
картины; правильно строить
предложения.
15
3. Части
речи.
Части речи. Отличительные признаки.
4. Имя
существи
тельное
Значение имени существительного в речи. Основные
грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных. Правописание
падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Морфологический разбор имени существительного.
Описание картины Б.Кустодиева «Масленица».
Сочинение-рассказ по картине Решетникова «Опять
двойка».
Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе и падеже. Правописание
падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе. Имена
прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и
правописание. Морфологический разбор имени
прилагательного. Сочинение по картине «Поход князя
Игоря».
Грамматические признаки имени
существительного. Три склонения имени
существительного. Правила правописания
существительных с шипящей на конце;
правописание падежных окончаний
существительных в единственном и
множественном числе.
Относить слова к определенной
грамматической категории. Определять
склонение имен существительных.
Применять правила правописания при
письме и объяснять их. Производить
морфологический разбор.
Грамматические признаки имени
прилагательного. Правила правописания
окончаний имен прилагательных.
Относить слова к определенной
грамматической категории. Ставить
вопросы к прилагательному;
определять род, число, падеж
существительного и связанных с ними
прилагательных. Производить
морфологический разбор имени
прилагательного.
Личное местоимение как часть речи. Лицо и число
местоимений. Правописание личных местоимений. Род
местоимений 3 лица единственного числа.
Грамматические признаки местоимений.
Лицо и число местоимений. Правописание
личных местоимений. Изложение. Деловое
письмо «Заявление».
Употреблять личные местоимения;
указывать лицо и число. Склонять
личные местоимения. Применять
правило правописания личных
местоимений с предлогами.
5.Имя
прилагате
льное.
6.
Местоиме
ние.
16
7. Глагол.
Значение глагола. Неопределенная форма глагола.
Изменение глагола по временам и лицам. Спряжение
глаголов. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и
2 спряжения. Деловое письмо «Анкета». Сочинениерассуждение «Мой день рождения».
Грамматические признаки глагола. Время,
число, лицо глаголов. Спряжение глаголов.
Правила правописания безударных личных
окончаний глаголов.
Относить слова к определенной
грамматической категории. Указывать
время глаголов. Определять число, род,
лицо глаголов. Указывать спряжение
глаголов. Выделять личные окончания
глаголов. Объяснять правописание
глаголов, применять правило при
письме.
8.
Предложе
ние.
Простое предложение. Предложения распространенные и
нераспространенные. Главные и второстепенные члены
предложения. Простое предложение с однородными
членами; знаки препинания при однородных членах.
Обращение, знаки препинания при обращении. Виды
предложений при интонации. Сложное предложение.
Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложные
предложения с союзными словами, знаки препинания
перед ними. Сочинение-описание картины В.Маковского
«Свидание».
Главные и второстепенные члены
предложения; роль главных членов
предложения. Особенности
распространенных и нераспространенных
предложений. Особенности однородных
членов. Правила постановки запятой в
предложении с однородными членами.
Выделение знаками обращения в
предложении. Правила постановки запятой
в сложных предложениях без союзов и с
союзами. Виды предложений по
интонации.
Правила правописания приставок. Правила
правописания гласных и согласных в корне
слова.
Выделять главные и второстепенные
члены в предложении. Определять
однородные члены в предложении,
указывать какими частями речи они
выражены. Объяснять постановку
знаков препинания. Находить в
предложении слова-обращения;
выделять их на письме, объяснять
знаки препинания. Распознавать
повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения,
употреблять их в речи.
Объяснять и применять правила
правописания. Чертить схемы
предложений. Находить в
предложении главные члены.
Объяснять и применять правила
постановки запятой в сложных
предложениях перед союзами и
союзными словами.
9. Повто
рение.
Правописание гласных, согласных, разделительного
твердого знака в приставках. Правописание гласных и
согласных в корне слова. Сложные предложения без
союзов, с союзами и союзными словами.
17
Содержание тем учебного курса по русскому языку 9 класс.
№
раздела
Всего на изучение курса русского языка в 9 классе отводится 136 часов – по 4 часа в неделю.
Содержание
Знания
Умения
Простое предложение. Виды предложений по интонации.
Главные и второстепенные члены предложения. Простое
предложение с однородными членами. Знаки препинания
при однородных членах с союзом И и без союза.
Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное
предложение без союза, с союзами и союзными словами.
Виды предложений по интонации.
Особенности однородных членов
предложения, постановка запятой
между ними. Правила пунктуации
при обращении; в сложных
предложениях без союзов, с
союзами И, А, НО; с союзными
словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ,
КОГДА.
Определять границы предложений;
ставить нужные знаки препинания в конце
предложения. Распознавать однородные
члены в предложении, соблюдать
интонацию перечисления. Распознавать
обращения в предложении, выделять их
запятыми. Применять правила постановки
запятой в сложных предложениях без
союзов, с союзами и союзными словами.
3.
Звуки и
буквы.
Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные.
Разделительный мягкий и твердый знаки.
4. Имя
существ
ительно
е.
Значение имени существительного в речи. Грамматические
признаки имени существительного. Склонение имени
существительного. Ударные и безударные окончания.
Морфологический разбор имени существительного.
Существительные с шипящей на конце.
Алфавит. Группы гласных и
согласных. Парные звонкие и глухие
согласные. Непарные согласные.
Правила написания мягкого и
твердого знаков в словах. Правила
правописания ударных и безударных
гласных, парных звонких и глухих
согласных, непроизносимых
согласных в корне слова; способы
проверки слов.
Значение имени существительного в
речи. Грамматические признаки. Три
склонения имен существительных.
Правило правописания имен
существительных с шипящей на
конце; правило правописания
безударных падежных окончаний.
Располагать слова в алфавитном порядке.
Проверять написание слов с парными
звонкими и глухими согласными в корне;
распознавать в словах проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне
и подбирать проверочные слова, сравнивать
написание корня в проверочном и
проверяемом словах. Отличать
разделительный мягкий от разделительного
твердого знака.
Относить слова определенной
грамматической категории. Распознавать
имена собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные
существительные. Определять склонение
имен существительных. Применять правило
правописания безударных падежных
окончаний в единственном и
множественном числе. Производить
1.
Повтор
ение.
2.
Предло
жение.
18
5. Имя
прилага
тельное.
Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с
именем существительным. Безударные окончания
прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени
прилагательного.
Грамматические признаки имени
прилагательного. Правило
правописание окончаний имен
прилагательных.
6.
Местои
мение.
Личное местоимение как часть речи. Лицо и число
местоимений. Склонение. Личные местоимения с
предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметкасочинение.
Грамматические признаки
местоимения Лицо и число
местоимений. Правописание личных
местоимений 3 лица.
7.
Глагол.
Различение глаголов по значению. Грамматические признаки
глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени.
Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ.
Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола
по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица
единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание
окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных
окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание
глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах.
Описание картины В.Поленова «Московский дворик».
Сочинение-рассуждение.
Грамматические признаки глагола.
Род, число и лицо глаголов.
Спряжение глаголов. Повелительная
форма глаголов единственного и
множественного числа. Правила
правописания глаголов
неопределенной формы; частица НЕ с
глаголами. Правила правописания
глаголов 1 и 2 спряжения. Правило
правописания Ь в глаголах.
морфологический разбор имени
существительного. Объяснять
правописание существительных,
оканчивающихся на шипящий.
Относить слова определенной
грамматической категории. Ставить
вопросы к прилагательным; определять род,
число, падеж существительных и связанных
с ними прилагательных. Проверять
безударные окончания прилагательных
способом постановки вопроса; выделять
окончания прилагательных. Проводить
морфологический разбор имени
прилагательного.
Употреблять личные местоимения;
указывать лицо и число. Склонять личные
местоимения; определять падеж.
Применять правило правописания личных
местоимений с предлогами. Правильно
строить предложения, осуществлять
контроль за письмом.
Относить слова к определенной
грамматической категории. Указывать
время глаголов. Определять число, лицо и
род глаголов. Указывать спряжение
глаголов. Выделять личные окончания
глаголов. Объяснять правописание глаголов
2 лица единственного числа; применять
правило при письме. Обосновывать
написание НЕ с глаголами. Заменять
глаголы повелительной формы
единственного числа на множественное и
наоборот.
19
8.
Наречие
.
Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время,
место, способ действия. Правописание наречий с А и О на
конце. Наречия в памятках по трудовому обучению.
Грамматические признаки наречия.
Значение наречий. Правило
правописания наречий с А и О на
конце.
9. Имя
числите
льное.
Имя числительное как часть речи. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных
от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание
числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах.
10.
Части
речи.
Части речи. Отличительные признаки прилагательного и
порядкового числительного. Различение прилагательного и
наречия. Различие имени существительного и местоимения.
Грамматические признаки имени
числительного. Правописание
числительных. Правила написания
чисел в доверенности, расписке,
объявлении, телеграмме.
Части речи. Грамматические признаки
частей речи.
11.
Предло
жение.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены
предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные предложения с однородными членами.
Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное
предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая
речь. Знаки препинания при прямой речи.
Главные и второстепенные члены
предложения; роль главных членов
предложения. Особенности
однородных членов. Правила
постановки знаков препинания при
однородных членах, при обращении, в
сложных предложениях с союзом и
без союза, при оформлении прямой
речи.
Относить слова к определенной
грамматической категории. Находить в
предложении наречия, ставить к ним
вопросы от глаголов. Указывать значение
наречий. Объяснять написание наречий с О
и А на конце. Восстанавливать
последовательность операций при
изготовлении изделия.
Ставить вопросы к числительным;
определять количественные и порядковые
числительные. Правильно оформлять
доверенность.
Определять части речи. Отличать имя
прилагательное от порядкового
числительного. Отличать прилагательное от
наречия. Отличать имя существительное от
местоимения.
Выделять главные и второстепенные члены
предложения. Определять однородные
члены предложения, указывать какими
частями речи они выражены. Указывать
связь однородных членов предложения с
относящимися к ним словами. Объяснять
постановку знаков препинания. Находить в
предложении слова-обращения; выделять
их на письме; объяснять знаки препинания.
Оформлять прямую речь при письме.
20
Оценка знаний, умений и навыков учащихся
Русский язык.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по
русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по
содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота
ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое
оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые
примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки
ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок
в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной
части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в
работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по
учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные
диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед
написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано
с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с
различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных
работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления
связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть
связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в
предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались.
Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив
орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную
постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть
понятными учащимся.
21
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ 5 классе – 45-50 слов, 6-7 – 65-70 слов, 8-9
– 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении
контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в
коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения
детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
5-9 классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка.
Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует
1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За
одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано
на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она
учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посода»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену
согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с
одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
22
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая
тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и
орфографии. В 5 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 2045 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6-7- 4570 слов, 8-9 классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя, в 8-9 классах допускается самостоятельное составление
планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все
стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются
1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы)
с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок
в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста
(темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание
основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от
авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и
употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче
содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за
грамотность и изложение содержания.
Учебно-методическая литература
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2021 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 6 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2018 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 7 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2019 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2019 год.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 9 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2021 год.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
(В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), ВЛАДОС, 2011 г.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.
– М.: ВЛАДОС, 2002
23
Аксенова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9
классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:
Просвещение, 2004
Ильина С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с
интеллектуальным недоразвитием. – СПб.: КАРО, 2006
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы
VIII вида: 5-7 кл. – М.: ВЛАДОС, 2003
24