Ю.А.Казанцева Подписан: Ю.А.Казанцева DN: C=RU, OU=школа, O="МКОУ ""Пироговская средняя школа""", CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021.07.06 19:53:50+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.0.0 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пироговская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на педагогическом Совете 16 марта 2020 г. Протокол № 3 Утверждено Приказом по МКОУ «Пироговская средняя общеобразовательная школа» № _47__ от_19 марта 2020 г.__ Положение о проектной деятельности учащихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 1.2. Положение регулирует организацию проектной деятельности в школе, определяет виды проектов и критерии оценки проектной деятельности. 1.3. Под проектной деятельностью понимается целенаправленная учебно-познавательная и (или) конструкторская, социальная, художественнотворческая, иная деятельность учащегося в рамках одного или нескольких учебных предметов, основными чертами которой является поиск и анализ информации, самостоятельное освоение содержания и методов избранных областей знаний и (или) видов деятельности, а также создание (оформление) и представление результатов (продукта) этой деятельности. 1.4. Проектная деятельность реализуется в виде учебных проектов (далее – проектов), выполняемых учащимися школы в 3 - 11 классах. 2. Цель и задачи проектной деятельности учащихся 2.1. Целью проектной деятельности является самоактуализация учащихся через развитие у них познавательного интереса и творческую деятельность. 2.2. Задачи проектной деятельности: - вовлечение учащихся в социально-значимую, творческую, исследовательскую, созидательную деятельность; - развитие исследовательских умений (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, синтеза и обобщения информации, построения гипотез); - развитие умений планирования (определения целей и задач, основных шагов по их достижению и других); - развитие теоретического и творческого мышления; - самообразование учащихся; - формирование умений и навыков сбора и обработки информации, материалов; - развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; - приобретение коммуникативных умений и опыта совместной (в том числе в парах, группах) деятельности; - пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, философии, искусства; - развитие умений составлять отчет о работе над проектом и публично представлять его. 3. Содержание и виды проектов 3.1. Учебные проекты могут быть: - по ведущему методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, социальные, конструкторские, профориентационные; - по предметно-содержательной области: предметные (в рамках одной области знания, одного школьного предмета) и межпредметные (интегрируют различные области знания об окружающем мире, изучаемые на разных предметах); - по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые; - по возрасту участников – одновозрастные и разновозрастные; - по статусу – основные, дополнительные и итоговые. 3.2. Исследовательские проекты имеют своей целью теоретическое и (или) практическое исследование в области науки, техники, философии, культурологии, искусства. В исследовательском проекте в обязательном порядке формулируются цель (цели), задачи, гипотеза исследования, предполагается достижение результата, который был неочевиден до выполнения проекта. Обязательной составляющей исследовательского проекта являются гипотеза и теоретическое исследование. Исследовательский проект может содержать практическую часть, включающую проведение эксперимента, наблюдение, социологический опрос и другую практическую деятельность. 3.3. Творческие проекты предполагают создание творческих продуктов (литературных произведений, видеофильмов, музыкальных произведений, живописи и других) без проведения исследований. Одним из видов творческих проектов являются конструкторские проекты, предусматривающие создание, на основе анализа информации, моделей (макетов) объектов и (или) явлений окружающего мира. 3.4. Социальные проекты предусматривают организацию социальнозначимой деятельности. 3.5. Основной проект: - является ведущим проектом в течение учебного года; - обязателен для выполнения в 3-9 классах и на уровне среднего общего образования; - в 3-9 классах может быть предметным и межпредметным; индивидуальным, парным или групповым; - в 10-11 классах разрабатывается и представляется как итоговый индивидуальный проект; - выполняется в соответствии с требованиями, определёнными в разделе 4 настоящего Положения; - представляется (защищается) в течение учебного года во время уроков или конференции (сроки представления /защиты/ определяет руководитель проекта). 3.6. Дополнительный проект: - предусматривается рабочей программой по предмету в рамках времени, отведённого на изучение учебного предмета (дисциплины) и соответствующего санитарным нормам; - может выполняться в 3 – 11 классах; - может быть индивидуальным, парным, групповым; - выполняется в соответствии с требованиями, определяемыми руководителем проекта; - представляется (защищается) в течение учебного года во время уроков (сроки представления /защиты/ определяет руководитель проекта). 3.7. Дополнительные проекты, не предусмотренные рабочими программами учебных предметов (дисциплин, модулей), выполняются только по желанию учащихся. 3.8. Итоговый индивидуальный проект: - обязателен для выполнения учащимися на уровне среднего общего образования; - выполняется в соответствии с требованиями, определёнными в разделе 4 настоящего Положения; - представляется (защищается) в присутствии комиссии (сроки и порядок представления /защиты/ определяет администрация школы). 4. Организация проектной деятельности 3.1. В проектно-исследовательской деятельности в обязательном порядке принимают участие все учащиеся 3-11 классов. За учебный год учащийся должен выполнить не менее одного основного или итогового (в выпускных классах) проекта. 3.2. В 10-11 классах каждый учащийся разрабатывает и представляет итоговый индивидуальный проект. 3.3. Выполнение основного и итогового индивидуального проектов не исключает выполнение в обязательном порядке дополнительных проектов, предусмотренных рабочими программами учебных курсов (дисциплин) в рамках нормативов времени (в течение уроков и за их пределами), соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям. 3.4. Для осуществления проектной деятельности учащиеся выбирают тему и руководителя проекта. При этом учитываются график рабочего времени и нагрузка педагогических работников. Руководителем проекта может быть как педагог школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. 3.5. Список возможных тем проектов ежегодно утверждается методическими объединениями школы. 3.6. Темы основных и итоговых проектов для конкретных учащихся документально фиксируются классными руководителями и руководителями проектов по форме, определённой в приложении 2. Темы итоговых проектов утверждаются директором школы не позднее 1 февраля. Темы дополнительных проектов фиксируются педагогическими работниками – руководителями проектов. 3.7. Организацию проектной деятельности учащихся в школе осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной и научнометодической работе. 3.8. Содержание и тематика проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При этом учитываются индивидуальные интересы учащихся. Для учащихся начальной школы с учётом приоритетных направлений развития школы может быть рекомендована определённая тематика проектов. По решению научно-методического совета школы в определённых параллелях или классах может быть организована подготовка основных или дополнительных проектов определённой специфики и (или) направленности – парных, групповых, тематических и т.д. Это может быть связано с проведением экскурсий, поездок культурно-исторической направленности, выездов на природу, организацией тематических лагерей и т.д. 3.9. Определение тем и видов проектов, выбор их руководителей производится в начале каждого учебного года (не позднее октября). Проект по одной теме (тематике), по согласованию с педагогом-руководителем и в соответствии с планом работы, может выполняться в течение нескольких лет. 3.10. Работа над основным или дополнительным проектом осуществляется одним или двумя учащимися, в исключительных случаях (с согласия руководителя проекта) тремя или более учащимися. Итоговые проекты выполняются индивидуально. 3.11. Квота руководителей проектов определяется администрацией школы в зависимости от нагрузки педагогического работника. 3.12. Для выполнения основных и итоговых проектов классные руководители курируют распределение учащихся по темам проектной деятельности и научным руководителям. 3.13. Руководители проектов консультируют учащихся по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов проектной деятельности, а также проводят промежуточную аттестацию проектной деятельности не позднее 1 марта. Итоги промежуточной аттестации (зачтено/не зачтено) вносятся в регистрационные листы руководителя проектов и классного руководителя и доводятся до сведения родителей учащихся. 3.14. Формами отчётности по проектной деятельности могут являться: - исследовательские работы на бумажных и электронных носителях; - презентации; - приборы, макеты, изделия; - фильмы, видеоролики; - Интернет-продукты (сайты, блоги и другие); - фотовыставки, экскурсии; - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств); - печатные работы (журналы, буклеты, газеты и другие); - другие продукты. 3.15. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению итогового проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя (по форме, представленной в приложении 3), содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 3.16. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 3.17. Лучшие проекты выдвигаются их руководителями для презентации на школьной научно-практической конференции и других школьных и внешкольных мероприятиях и конкурсах. 3.18. Презентация (защита) основных и итоговых проектов является формой промежуточной аттестации учащихся по одному из предметов учебного плана. Оценка, полученная учащимся за выполнение основного (итогового) проекта выставляется в дневник учащегося рядом с годовой оценкой по предмету. Итоговая оценка по предмету выставляется с учётом оценки, полученной учащимся за защиту проекта. Презентация (защита) дополнительных проектов осуществляется в рамках текущего контроля успеваемости учащихся. 3.19. График презентации (защиты) основных и дополнительных проектов определяется каждым педагогическим работником по собственному усмотрению. Презентация (защита) проектов может осуществляться как в течение учебного года, так и на специально отведённых для этой цели (в соответствии с рабочей программой и поурочным планированием) занятиях. Презентация (защита) основных и дополнительных проектов может происходить в присутствии специальной комиссии, включающей в себя руководителя проектов, учителей, педагогов дополнительного образования, представителей администрации школы. 3.20. Презентация (защита) итоговых проектов происходит в присутствии специальной комиссии, назначаемой директором школы. 3.21. График работы учащихся над проектами (приложение 7) формируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и выдаётся каждому учащемуся 3-11 классов. Руководитель проекта делает в графике отметки о выполнении каждого этапа проектной деятельности. 3.22. По решению специальной комиссии, создаваемой директором школы, лучшие проекты учащихся могут быть отмечены дипломами (1, 2, 3 степени), номинациями и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Возможно создание экспертной группы учащихся школы, решение которой о поощрении участников проектной работы должно приниматься специальной комиссией во внимание. 3.23. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении учащегося в профильные классы. 3.24. Результаты выполнения основного и итогового проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. 3.25. В школе организуется фонд проектов, которым могут пользоваться как педагогические работники, так и учащиеся школы. 4. Структура проектов 4.1. В 3-х классах допускается представление результатов проектной деятельности без текстового сопровождения, с 4-го по 11 класс – текстовое сопровождение каждого проекта обязательно. 4.2. Структура основного и итогового проекта: титульный лист с названием образовательного учреждения (вверху страницы), темой проекта, указанием ФИО и класса автора работы, ФИО и должности руководителя работы, местом и годом исполнения (внизу страницы); • содержание (с указанием разделов работы и страниц, на которых они размещаются); • введение с описанием актуальности работы, целью (целями), задачами, указанием гипотезы исследования (для исследовательских проектов) и (по решению руководителя проекта) методов, объекта и предмета исследования, его теоретической и практической значимости. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование необходимости проведения работы; • теоретическая часть, построенная на основании анализа источников информации (не менее 5 источников). Допускается использование Интернет-ресурсов с их обязательным указанием в разделе «Список использованных источников информации». В теоретической части обязательно использование ссылок на источники информации, соблюдение культуры цитирования. Теоретическая часть должна иметь название и разделы (возможны подразделы); • практическая часть (выполняется по решению руководителя проекта) с изложением: - для исследовательского проекта – собственных наблюдений и (или) экспериментов, социологических опросов, их обсуждения и анализа; - для социального, конструкторского, творческого проектов – основных этапов социальной (конструкторской, творческой) деятельности учащегося, анализа их эффективности. Практическая часть должна иметь название и может иметь разделы (подразделы); • заключение с изложением собственных результатов (выводов) проектной деятельности; • список использованных источников информации, который может включать разделы – «Печатные источники» и «Интернетресурсы». Печатные источники представляются в алфавитном порядке с указанием выходных данных (авторов, названия книги /статьи/, издательства, года издания, страниц). При указании Интернет-ресурсов обозначается адрес сайта, название материалов или сайта, с которого использовалась информация. По решению руководителя проекта в тексте допускается наличие иллюстраций, рисунков, фотографий, схем, таблиц, диаграмм, графиков. По решению руководителя проекта исследовательский проект может содержать приложение, в котором могут быть размещены материалы иллюстративного характера, измерительные материалы (тесты, анкеты) и другая информация. 4.3. Объём печатного варианта исследовательских проектов (основных и итоговых): • - в 4 классах не менее 8 страниц; - в 5 – 7 классах не менее 15 страниц; - в 8 – 9 классах не менее 20 страниц; - в 10- 11 классах не менее 25 страниц. 4.4. Структура и объём дополнительных проектов определяется педагогическими работниками – руководителями проектов. 4.5. Требования к оформлению текста: поля стандартные (левое – 3 см., правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см.), шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал – 1,5, выравнивание текста по ширине, абзацный отступ – 1 или 1,25 см., нумерация страниц внизу страницы по центру. Заголовки и подзаголовки выделяются полужирным шрифтом. 4.6. Требования к оформлению презентаций: - первый слайд – титульный – с указанием темы, автора работы, класса и образовательного учреждения; - второй слайд – актуальность проекта; - третий слайд – цель проекта; - четвёртый слайд – задачи проекта; - заключительный слайд (слайды) – выводы (результаты) проектной деятельности; - допускается наличие последнего слайда «Спасибо за внимание!»; - наличие иллюстраций (фотографий, иллюстраций, графиков, диаграмм, рисунков и др.); - на одном слайде должно быть не более двух предложений; слайды не должны быть перегружены текстом; - недопустимо использовать в презентации слова и выражения, смысл которых не понятен автору работы. 4.7. Регламент выступления учащегося, представляющего (защищающего) проект, в большинстве случаев не должен превышать 10 минут. 5. Критерии оценки проектов 5.1. Критерии оценки проектов разрабатываются с учётом возрастных особенностей личности учащегося на ступени образования. 5.2. Проекты на ступенях основного общего и среднего общего образования оцениваются по следующим критериям: 1). Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2). Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3). Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4). Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 5.3. Содержательное описание каждого из критериев представлено в приложении 1. 5.4. Оценочные листы оценки проектов на разных ступенях образования представлены в приложениях 4 – 6. 5.5. В процессе планирования проектной деятельности руководители проектов знакомят учащихся с критериями и оценочными листами проектов. 5.6. Оценка проектов предусматривает установление их качества на базовом или повышенном уровне. 5.7. Оценка проектов ведётся по определённым критериям в баллах и различается для ступеней начального общего и основного общего, среднего общего образования. 5.8. При оценке проектов по критериям, предусматривающим максимальное количество баллов, равное 2, оценка ведётся по следующему принципу: 0 – критерий не выражен; 1 – критерий выражен на уровне отдельных элементов; 2 – критерий выражен в полной мере. 5.9. Во 3 – 4 классах качество проектов оценивается следующим образом: базовый уровень 1 – 10 – неудовлетворительно (2) 11 – 16 – удовлетворительно (3) 20 – 23 – хорошо (4) 24 – 25 – отлично (5) повышенный уровень 26 – 40 – отлично (5) 5.10. В 5 – 11 классах качество проектов оценивается следующим образом: базовый уровень 1 – 14 – неудовлетворительно (2) 15 – 25 – удовлетворительно (3) 26 – 33 – хорошо (4) 34 – 35 – отлично (5) повышенный уровень 36 – 50 – отлично (5) Приложение 1 Содержательное описание критериев оценки проекта Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный СамостоРабота в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о ятельное способности самостоятельно с способности самостоятельно приобреопорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути тение знаний ставить проблему и находить пути её её решения; продемонстрировано и решение решения; продемонстрирована свободное владение логическими проблем способность приобретать новые операциями, навыками знания и/или осваивать новые критического мышления, умение способы действий, достигать более самостоятельно мыслить; глубокого понимания изученного продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Владение Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное предметом содержания выполненной работы. В владение предметом проектной проектной работе и в ответах на вопросы по деятельности. Ошибки отсутствуют деятельности содержанию работы отсутствуют грубые ошибки РегуляПродемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и тивные определения темы и планирования последовательно реализована, действия работы. своевременно пройдены все Работа доведена до конца и необходимые этапы обсуждения и представлена комиссии; представления. некоторые этапы выполнялись под Контроль и коррекция контролем и при поддержке осуществлялись самостоятельно руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Приложение 2 Регистрационный лист основных (итоговых) проектов в ______ классе в ________________учебном году № п/п ФИО учащегося Тема проекта ФИО руководителя проекта Результаты промежуточной аттестации Кол-во баллов Оценка 1 2 3 Регистрационный лист руководителя основных (итоговых) проектов ФИО педагога________________________ Предмет_________________________ Классы__________________ Учебный год______________ № п/п ФИО учащегося Класс Тема проекта Результаты промежуточной аттестации Кол-во баллов Оценка 1 2 3 Приложение 3 Отзыв на проект ФИО учащегося___________________________ ФИО и должность руководителя_____________________________________ Тема проекта______________________________________________________ № п/п Критерий оценки Инициативность и самостоятельность в подготовке проекта Ответственность Исполнительская дисциплина Новизна подхода и/или полученных решений Актуальность тематики (проектной деятельности) Практическая значимость полученных результатов Особое мнение, рекомендации Выраженность критерия (0 – не выражен; 1 – выражен на уровне отдельных элементов; 2 - выражен в полной мере) Дата ______________ Подпись руководителя ________________ Приложение 4 Оценочный лист проекта в начальной школе ФИО_____________________ Класс______________________ Тема проекта__________________________________________________________________ № Критерий 1 Целеполагание 2 3 4 5 6 7 8 Содержание критерия Основные критерии Адекватно сформулированы цель (цели) и задачи работы Самостоятельность Представленные в работе работы над материалы позволяют сделать проектом вывод об активном участии автора в проектной деятельности Качество Наличие обзора источников теоретической информации по теме работы части проекта (допускаются Интернет-источники), наличие ссылок на источники, культура цитирования. Качество Практическая часть соответствует практической теоретической, раскрывает и части проекта дополняет её; представлены основные этапы исследовательской (социальной, конструкторской, творческой) деятельности учащегося Культура Печатный вариант проекта оформления оформлен в соответствии с печатного требованиями, иллюстративный варианта проекта материал (рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан. Глубина тематики В работе использована информация, проекта выходящая за рамки школьной программы Результативность Адекватность результата целям и работы задачам работы Новизна Тема проекта и полученные (оригинальность) результаты отличаются тематики и оригинальностью, новизной Максимал ьное колво баллов 2 2 2 2 2 2 2 2 Фактичес кое кол – во баллов 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 полученных результатов Иллюстративность Наличие иллюстративного 2 материала (фотографий, графиков, диаграмм, таблиц и т.п.) Особое мнение Баллы по дополнительному 2 критерию (критерий указывается экспертом) Максимальное количество баллов по основным 20 критериям Дополнительные критерии Интегративность Связь различных источников 2 информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность Новые оригинальные идеи и пути 2 решения, с помощью которых автор внёс нечто новое в контекст современной действительности и (или) творческий характер работы Апробация Распространение результатов и 2 продуктов проектной деятельности на уровне группы людей или социума Практическая, Значимость (востребованность, 2 социальная применимость) результатов значимость исследования на уровне группы людей (класса, школы, друзей, единомышленников) или на уровне социума Наличие Видеофильм, видеоролик, макет, 2 собственного модель, изделие, интернет-продукт продукта (помимо и др. печатной работы и презентации) Максимальное количество баллов по дополнительным 10 критериям Критерии оценки выступления на представлении проекта Логичность, выстроенность выступления 2 Качество ответов на вопросы 2 Качество демонстрационного материала (презентации) 2 Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление) 2 Свободное владение материалом работы 2 Максимальное количество баллов за выступление 10 Максимальное количество баллов за проект по всем 40 критериям Приложение 5 Оценочный лист исследовательского проекта в 5 – 11 классах ФИО_____________________ Класс______________________ Тема проекта__________________________________________________________________ № 1 2 Критерий Актуальность темы исследования Исследовательский характер работы 3 Самостоятельность работы над проектом 4 Структурированност ь печатного варианта проекта Качество теоретической части исследования 5 6 Качество практической части исследования Содержание критерия Основные критерии Представленная работа привлекает интерес своей актуальностью В работе имеется результат, который был неочевиден до ее выполнения Представленные в работе материалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проведении исследования и подготовке проектной работы В работе имеются разделы в соответствии с требованиями Наличие обзора источников информации по теме исследования (допускаются Интернетисточники), наличие ссылок на источники, культура цитирования 0 – теоретическая часть отсутствует 1- присутствуют отдельные выдержки информации без указания источника 2 – присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет 3- присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылки есть 4- представлено самостоятельное осмысление темы, ссылки есть, но имеются неточности, ошибки 5 – представлено самостоятельное осмысление темы, ссылки есть, неточности и ошибки отсутствуют Соблюдение и корректность методики исследования, описание хода и полнота исследования 0 – практическая часть отсутствует; 1- присутствует на уровне Максимал ьное колво баллов 2 2 2 2 5 5 Фактичес кое кол – во баллов 7 Культура оформления печатного варианта проекта 8 Глубина тематики проекта 9 Результативность работы Новизна (оригинальность) тематики и полученных результатов Иллюстративность 10 11 12 13 14 15 отдельных элементов; 2 – присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объёму; 3- связана с теоретической рассматриваемой проблемой, методы исследования (инструментарий) некорректны; 4- связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы, имеются незначительные недочёты; 5 – связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы, недочёты отсутствуют Печатный вариант проекта оформлен в соответствии с требованиями, иллюстративный материал (рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан. В работе использована информация, выходящая за рамки школьной программы Адекватность выводов целям, задачам и гипотезе исследования Тема проекта и полученные результаты отличаются оригинальностью, новизной Наличие иллюстративного материала (фотографий, графиков, диаграмм, таблиц и т.п.) Особое мнение Баллы по дополнительному критерию (критерий указывается экспертом) Максимальное количество баллов по основным критериям Дополнительные критерии Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внёс нечто новое в контекст современной действительности Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности на уровне группы людей или социума 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 16 Практическая, социальная значимость 17 Наличие собственного продукта (помимо печатной работы и презентации) Максимальное количество баллов по дополнительным критериям Максимальное количество баллов за исследовательский проект по всем критериям Критерии оценки выступления на представлении проекта Логичность, выстроенность выступления Качество ответов на вопросы Качество демонстрационного материала (презентации) Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление) Свободное владение материалом работы Максимальное количество баллов за выступление Максимальное количество баллов за проект по всем критериям 18 19 20 21 22 Значимость (востребованность, применимость) результатов исследования на уровне группы людей (класса, школы, друзей, единомышленников) или на уровне социума Видеофильм, видеоролик, макет, модель, изделие, интернет-продукт и др. 2 2 10 40 2 2 2 2 2 10 50 Приложение 6 Оценочный лист творческого (конструкторского, социального) проекта в 5 – 11 классах ФИО_____________________ Класс______________________ Тема проекта__________________________________________________________________ № 1 2 3 4 5 6 Критерий Содержание критерия Основные критерии Актуальность работы Представленная работа привлекает интерес своей актуальностью Глубина осмысления Тема проекта осмыслена и и раскрытия темы раскрыта в содержании работы Самостоятельность Представленные в работе работы над проектом материалы позволяют сделать вывод об активном участии автора в проектной деятельности Структурированность В печатном варианте проекта печатного варианта имеются разделы в соответствии с проекта требованиями Качество Теоретическая часть проекта теоретической части соответствует теме, представлена развёрнуто, соблюдена (при необходимости) культура цитирования Качество Практическая часть соответствует практической части теоретической, раскрывает и дополняет её; представлены основные этапы социальной (конструкторской, творческой) деятельности учащегося, проведён анализ их эффективности. 0 – практическая часть отсутствует; 1- присутствует на уровне отдельных элементов; 2 – присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объёму; 3- связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой), имеются существенные недочёты; 4- связана с теоретической, направлена на решение исследуемой проблемы (темы), имеются незначительные Максима льное кол-во баллов 2 2 2 2 2 5 Фактичес кое кол – во баллов 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 недочёты; 5 – связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы (темы), недочёты отсутствуют Культура Печатный вариант проекта оформления оформлен в соответствии с печатного варианта требованиями, иллюстративный проекта материал (рисунки, таблицы, графики, диаграммы) подписан Креативность Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внёс нечто новое в контекст современной действительности и (или) творческий характер работы 0 – не выражены 1-2 – выражены на уровне отдельных элементов 3 – выражены посредственно 4 – выражены хорошо 5 – выражены ярко, в полной мере Результативность Адекватность результата целям и работы задачам проекта Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Иллюстративность Наличие фотографий, графиков, диаграмм, таблиц Особое мнение Баллы по дополнительному критерию (критерий указывается экспертом) Максимальное количество баллов по основным критериям Дополнительные критерии Социальная Востребованность, применимость значимость работы на уровне группы людей (класса, школы, друзей, единомышленников) или на уровне социума Эстетическая Эстетическая ценность для значимость социума ДуховноДуховно-нравственная ценность, нравственная значимость для социума ценность Наличие и качество Видеофильм, видеоролик, макет, собственного модель, изделие, интернет-продукт, творческого продукта сборник литературных (помимо печатной произведений, выставка картин, работы) фотовыставка, презентация, презентация с музыкальным сопровождением и др. 2 5 2 2 2 2 30 2 2 2 4 17 18 19 20 21 0 – продукт отсутствует 1 – низкое качество 2- посредственное качество 3- хорошее качество 4 – высокое качество Максимальное количество баллов по дополнительным критериям Критерии оценки выступления на представлении проекта Логичность, выстроенность выступления Качество ответов на вопросы Качество демонстрационного материала (презентации) Чёткость выводов, обобщающих доклад (выступление) Свободное владение материалом работы Максимальное количество баллов за выступление Максимальное количество баллов за проект по всем критериям 10 2 2 2 2 2 10 50 Приложение 7 План работы над проектом ФИО учащегося____________________________________ Класс________ Тема проекта______________________________________________________ __________________________________________________________________ №п/п Вид деятельности Предельные Отметка сроки руководителя о выполнения выполнении 1 Определение темы и руководителя не позднее 1 проекта четверти 2 Формулировка плана работы по не позднее 1 проекту, актуальности, цели и задач декабря проекта; оформление введения 3 Анализ источников информации по не позднее 12 проекту (Интернет-ресурсов, января литературы); составление списка использованных источников 4 Подготовка и оформление не позднее 15 теоретической части проекта февраля 5 Подготовка и оформление практической не позднее 30 части проекта, выводов и приложения марта 6 Подготовка и оформление выступления не позднее 15 и продукта(ов) проектной деятельности апреля 7 Защита проекта 15 апреля – 30 мая Критерии оценивания индивидуальных проектов Выставление дополнительных баллов с учетом типологии индивидуальных проектов учащихся 10-11 классов Классификация проекта По направлению проектной деятельности По способу преобладающей деятельности По количеству участников По предметно содержательной области Вид проекта • • • • • • • • • • • • • По характеру контактов По межличностной координации • • • • По практической значимости По открытости проекта • • • • • • Исследовательское Социальное, в т.ч. бизнеспроектирование Инженерно-конструкторское Информационное Практико-ориентированный Реферативный Исследовательский Индивидуальный Парный Групповой (3 человека) Монопредметный Межпредметный в смежных предметных областях Межпредметный в разных предметных областях Внутришкольный Внешкольный С открытой координацией (наличие контактов с источниками информации) С закрытой координацией (использование только печатных и интернет-источников информации) Возможность практического применения Возможность дальнейшего теоретического исследования Завершенность темы Был представлен на различных конкурсах и презентациях и получил высокую оценку Был представлен на конкурсах и презентациях в качестве участника Не был представлен на конкурсах и презентациях Количество дополнитель ных баллов 1 1 2 1 2 1 2 2 1 0 0 1 2 1 2 1 0 2 1 0 3 2 1 Критерии оценивания индивидуальных исследовательских проектов Критерий Умение определять цели, задачи и объект исследования Показатели проявления • • • Умение выдвигать и формулировать гипотезу исследования Умение видеть и обосновывать актуальность исследования Умение находить, оценивать и использовать различные источники информации, необходимые для проведения исследования Проявление уровня предметной и метапредметной подготовки, использования методологии исследования Проявление навыков проведения опытов и экспериментов, необходимых для подтверждения или опровержения сформулированной гипотезы Личная заинтересованность автора • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения Цель определена, дан краткий план ее достижения Цель сформулирована, план ее достижения отсутствует Цель не сформулирована Гипотеза сформулирована и описана Гипотеза не сформулирована Тема исследования актуальна для учащегося, обозначено место исследования в общекультурном пространстве Тема исследования актуальна для учащегося Актуальность темы исследования не обоснована Использована достаточно полная информация, указаны ее источники Указаны однотипные источники незначительной по объему информации Большая часть указанной информации не относится к теме Информация не указана Тема проекта раскрыта, продемонстрированы глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Тема проекта раскрыта, продемонстрировано знание темы в рамках школьной программы Тема исследования раскрыта фрагментарно Тема проекта не раскрыта Проведены самостоятельные опыты и эксперименты в соответствии с темой проекта Опыты и исследования проведены с помощью учителя Проведено недостаточное количество опытов или экспериментов Опыты или эксперименты не проведены Проект отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта Работа самостоятельная, содержит элементы творчества Проект не содержит элементов творчества, Количес тво баллов 3 2 1 0 3 0 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 Критерий Показатели проявления • Оформление письменной части проекта • • • • Защита проекта • • • • • проявлен незначительный интерес к теме Проект выполнен по шаблону, проявлено формальное отношение к заявленной теме исследования Проект оформлен в соответствии с установленными правилами Проект в целом оформлен в соответствии с установленными правилами, есть недочеты в оформлении Допущены серьезные ошибки в оформлении проекта Письменная часть проекта представлена только презентацией Структурированность защитного слова, рациональность видеоряда Целесообразность, инструментальность наглядности Владение специальной терминологией в соответствии с темой исследования Культура выступления Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно ответить на него) Максимальное количество баллов – 28 + максимальное количество дополнительных баллов- 15 баллов, всего – 43 балла Перевод в отметки: • «5» - 38 – 43 балла • «4» - 31-37 баллов • «3» - 19 – 30 баллов • «2» - менее 19 баллов Количес тво баллов 3 2 1 0 По 1 баллу за каждый показате ль, максиму м5 баллов Критерии оценивания индивидуальных инженерноконструкторских проектов Критерий Умение определять цели, задачи и объект исследования Умение видеть и обосновывать актуальность и новизну проекта Умение находить, оценивать и использовать различные источники информации, необходимые для изготовления продукта Владение навыками конструирования при изготовлении продукта (оценка готового продукта) Показатели проявления • Ученик определяет и четко описывает цели своего про екта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализа ция проекта полностью соответствует предложенном у им плану • Ученик определяет и четко описывает цели своего про екта, предъявляет общий план реализации проекта, который частично соответствует достижению цели проекта • Ученик определяет цели и задачи проекта, предъявляет общие направления исследования без конкретного планирования работы • Ученик недостаточно четко определяет цели и задачи исследования без предъявления плана достижения цели. • Тема проекта актуальна не только для учащегося, но и учитывает достижения современной науки и техники, содержит элементы новизны или оригинальности решения • Тема проекта актуальна не только для учащегося, но и учитывает достижения современной науки и техники, однако новизны не содержит • Тема проекта актуальна для учащегося, но не учитывает достижений современной науки и техники • Актуальность темы исследования не обоснована • Использована достаточно полная информация, указаны ее источники • Указаны однотипные источники незначительной по объему информации • Большая часть указанной информации не относится к теме • Информация не указана • • • • • Личная заинтересованность • Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия, прочность, надежность, удобство использования) Технологичность (соответствие документации, соблюдение правил техники безопасности) Экономичность (рекомендации к использованию, потребность в изделии) Эстетичность (завершенность, дизайн) Экологичность (экологическая безопасность использования) Проект отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта Количеств о баллов 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 По 1 баллу за каждый показатель, максимум 5 баллов 3 Критерий Показатели проявления • автора • • • Защита проекта • • • • Работа самостоятельная, содержит элементы творчества Проект не содержит элементов творчества, проявлен незначительный интерес к теме Проект выполнен по шаблону, проявлено формальное отношение к заявленной теме исследования Структурированность защитного слова, рациональность видеоряда Целесообразность, инструментальность наглядности Владение специальной терминологией в соответствии с темой исследования Культура выступления Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно ответить на него) Количеств о баллов 2 1 0 1 балл по каждому показателю , максимум – 5 баллов Максимальное количество баллов – 22 + максимальное количество дополнительных баллов- 16, всего – 38 баллов Перевод в отметки: • «5» - 32 - 38 баллов • «4» - 31 - 23 балл • «3» - 22 – 15 баллов • «2» - менее 15 баллов Критерии оценивания индивидуальных социальных проектов Критерий Умение видеть и обосновывать актуальность проекта и формулировать его тему Показатели проявления • • • • Тема проекта сформулирована на основе изучения социальной ситуации в местном сообществе на основе конкретных и ясных выводов о путях изменения данной ситуации Формулировка темы проекта актуальна для местного сообщества, но представлена без анализа социальной ситуации, пути изменения ситуации указаны Тема проекта актуальна, но не обоснована ее актуальность для сообщества или не указаны пути изменения ситуации Тема проекта указана без каких-либо обоснований Количество баллов 4 3 2 1 Критерий Показатели проявления Связь проекта с социумом • Аргументированно сть предлагаемых решений • • • • • • Умение просчитывать бюджет проекта • • Формирование общественного мнения • • • • Личная заинтересованност ь автора • • • • • Определена "аудитория" проекта, т.е. та социальная группа, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую направлен социальный проект, приведен список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми происходило основное взаимодействие в рамках реализации проекта. Определена "аудитория" проекта, т.е. та социальная группа, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую направлен социальный проект «Аудитория» проекта названа, но не обоснована «Аудитория» проекта не определена Предлагаемые изменения обоснованы, аргументы достаточны, проверены практикой Предлагаемые изменения обоснованы, аргументы достаточны, но практикой не проверены Предлагаемые изменения названы, заимствованы из имеющихся источников без относительно к практике Предлагаемые изменения названы, но не обоснованы Указаны: Перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них Определен перечень расходов с указанием их величин Определена величина дефицита или профицита Продумана и реализована система мероприятий по созданию благоприятной среды для реализации социального проекта, получена обратная связь Проведено информирование общественности о предстоящем проекте различными способами без получения обратной связи Информирования общественности проведено одноразово и безрезультатно Информирование общественности не проведено Проект отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта Работа самостоятельная, содержит элементы творчества Проект не содержит элементов творчества, проявлен незначительный интерес к теме Проект выполнен по шаблону, проявлено формальное отношение к заявленной теме исследования Количество баллов 3 2 1 0 3 2 1 0 По 1 баллу по каждому из показателей, максимальо3 балла 3 2 1 0 3 2 1 0 Критерий Оформление письменной части проекта Показатели проявления Количество баллов 3 2 • Проект оформлен в соответствии с установленными правилами • Проект в целом оформлен в соответствии с 1 установленными правилами, есть недочеты в 0 оформлении • Допущены серьезные ошибки в оформлении проекта • Письменная часть проекта представлена только презентацией Защита проекта По 1 баллу • Структурированность защитного слова за каждый • Целесообразность, инструментальность показатель, наглядности максимум 5 • Владение специальной терминологией в баллов соответствии с темой исследования • Культура выступления • Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно ответить на него) Максимальное количество баллов – 27 + максимальное количество дополнительных баллов- 15, всего – 42 балла Перевод в отметки: • «5» - 38 – 42 балла • «4» - 30-37 баллов • «3» - 18 – 29 баллов • «2» - менее 18 баллов Критерии оценивания индивидуальных информационных проектов Критерий Показатели проявления • Проблема сформулирована, указано видение причин и последствий ее существования и обозначены пути решения и актуальность • Проблема сформулирована в форме развернутого высказывания с указанием актуальности • Проблема сформулирована кратко, без комментариев, но безошибочно • Проблема сформулирована неточно, допущены фактические ошибки Умение • Цель сформулирована, указаны реальные определять цели и способы разрешения проблемы и осуществлено стратегии ее деление на задачи деятельности • Цель сформулирована, соответствует проблеме, но не разбита на задачи или задачи не соответствуют цели • Цель сформулирована без указания путей ее достижения • Цель не сформулирована Умение увидеть и сформулировать проблему Количество баллов 3 2 1 0 3 2 1 0 Критерий Показатели проявления Сформированнос ть предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в глубине исследования Умение находить, оценивать и использовать различные источники информации, необходимые для проведения исследования • Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне, обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использованы имеющиеся знания и способы деятельности, проявлены «приращения» знаний • Предметные умения и навыки, способы действий проявлены в объеме школьной программы Умение делать выводы на основе полученной информации Личная заинтересованнос ть автора Оформление письменной части проекта • Использована достаточно полная информация, указаны ее источники, выделены фрагменты, необходимые для решения обозначенной проблемы • Указаны источники информации и объяснены основания ее использования для доказательства собственных суждений • Указаны источники информации без комментариев • Источники информации не указаны и не использованы • Сделаны выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (самостоятельно полученных результатов опросов, миниисследований) и информации первоисточника • Выстроена совокупность аргументов, заимствованных из источников информации, в собственной логике доказательств, предложено собственное суждение по проблеме • Воспроизведены готовые выводы и аргументации, заимствованные из изученных источников • Выводы на основе использованных источников не сделано • Проект отличается творческим подходом, оригинальным отношением автора к идее проекта • Работа самостоятельная, содержит элементы творчества • Проект не содержит элементов творчества, проявлен незначительный интерес к теме • Проект выполнен по шаблону, проявлено формальное отношение к заявленной теме исследования • Проект оформлен в соответствии с установленными правилами • Проект в целом оформлен в соответствии с установленными правилами, есть недочеты в оформлении • Допущены серьезные ошибки в оформлении проекта Количество баллов 3 1 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 Критерий Показатели проявления Количество баллов • Письменная часть проекта представлена только презентацией Защита проекта По 1 баллу • Структурированность защитного слова за каждый • Целесообразность, инструментальность показатель, наглядности максимум – • Владение специальной терминологией в 5 баллов соответствии с темой исследования • Культура выступления • Культура дискуссии (умение понять вопрос и аргументированно ответить на него) Максимальное количество баллов – 28 + максимальное количество дополнительных баллов- 15, всего – 43 баллов Перевод в отметки: • «5» - 39 – 43 балла • «4» - 31-38 баллов • «3» - 19 – 30 баллов • «2» - менее 19 баллов