МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования МО "Каменский городской округ" МКОУ "Пироговская средняя школа" СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Величко А.И. УТВЕРЖДЕНО Директор школы Гракова Л.А. Приказ №172 от 26.08.2024 г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Основы социальной жизни» 7 класс с. Сипавское, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; 3 усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц, зашивание шва, наложение заплат и т.д.); формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения; формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка; формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами; формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); 4 формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых учреждений (прачечная, почта и т.д.). 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной 6 жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы, тесты 1 Личная гигиена и здоровье 6 1 2 Охрана здоровья 3 1 3 Жилище 12 1 4 Одежда и обувь 10 5 Питание 17 1 6 Транспорт 4 1 7 Средства связи 4 8 Предприятия, организации, учреждения 4 9 Семья 7 10 Итоговое занятие 1 1 Итого: 68 6 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, взаимопомощи. Предметные: Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; 8 самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого). Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставиться если: обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету; умеет использовать таблицы, схемы; понимает и объясняет изученные понятия, термины; самостоятельно выстраивает ответ. 9 Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: не может самостоятельно привести пример; отвечает на наводящие вопросы. Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится. 10 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Кол-во часов 1 Особенности соблюдения личной гигиены подростком 1 2 Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками 1 Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Личная гигиена и здоровье – 6 часов Особенности личной ги- Слушают информацию от учителя о Слушают информацию от учителя о гиены в жизни подвзрослении и его влияние на организм че- взрослении и его влияние на организм ростка. Понятия «подро- ловека. Совместно с учителем и с опорой человека. Самостоятельно дают опредесток», «личная гигиена». на учебник дают определение понятию ление понятию «подросток», «личная Роль личной гигиены для «подросток», «личная гигиена». Рабогигиена» Работают с учебником: чисохранения и укрепления тают с учебником: читают информацион- тают информационный текст, отвечают здоровья ный текст, отвечают на вопросы с опорой на вопросы. Записывают в тетрадь осна текст и изображения. Записывают в новные понятия. Делятся личным опытетрадь основные понятия. С использова- том о соблюдении ежедневной гигиены, нием карточек, делятся личным опытом о рассказывают о проблемах, с которыми соблюдении ежедневной гигиены, рассталкиваются в подростковом возрасте сказывают о проблемах, с которыми стал- по уходу за собой. С опорой на учебкиваются в подростковом возрасте по ник, самостоятельно составляют табуходу за собой. С помощью карточек и лицу «Гигиена –это»: записывают в табтекста составляют таблицу «Гигиена – лицу основные критерии заботы о личэто»: записывают в таблицу основные ной гигиене (гигиена кожи, полости критерии заботы о личной гигиене (гиги- рта, питания, одежды, жилища, закалиена кожи, полости рта, питания, одежды, вание, отказ от вредных привычек) жилища, закаливание, отказ от вредных привычек) Особенности ежедневЧитают текст в учебнике об особенностях Читают текст в учебнике об особенноного ухода в подростко- соблюдения личной гигиены в подростстях соблюдения личной гигиены в подвом возрасте. Правила и ковом возрасте. С помощью презентации, ростковом возрасте. С помощью преприемы соблюдения лич- знакомятся с информацией о правилах и зентации, знакомятся с информацией о ной гигиены. Гигиена приемах по уходу за кожей лица и тела, правилах и приемах по уходу за кожей кожи и уход за ней. Гиза полостью рта. Записывают в тетрадь и лица и тела, за полостью рта. Записыгиена зубов и правила по приклеивают картинки об основных пра- вают в тетрадь основные правила ухода. вилах ухода. Слушают информацию от Слушают информацию от учителя о 11 уходу за зубами. Влияние правильного и активного образа жизни на здоровье подростка 3 Гигиенические требования к использованию личного белья 1 Гигиенические требования к использованию личного белья: нижнее белье, носки, колготки. Правила соблюдения смены одежды, нательного и постельного белья. Особенности ухода за бельем учителя о косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Отвечают на вопросы из учебника с опорой на текст. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. С опорой на учебник и записи в тетради, называют основные правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. Рассказывают правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме 12 4 Уход за волосами. Средства для ухода за волосами 1 5 Виды шампуней в зависимости от типов волос 1 Правила и приемы ухода за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Правила мытья волос, расчесывания и опрятного вида Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Приклеивают в тетрадь картинки основных средств по уходу за волосами, записывают краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Совместно с учителем выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради. Совместно с обучающимися второй группы (в парах) выполняют практическое задание: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида Типы волос и кожи гоЧитают информацию в учебнике о типах ловы: жирные, сухие, кожи головы и волос: чем отличаются, нормальные. Особенноособенности ухода, средства по уходу. сти ухода за кожей гоЗаписывают основную информацию в ловы и волос разного тетрадь, заполняют таблицу с опорой на типа. Практическая ратекст в учебнике и раздаточные карбота - подбор мыла, тинки. Просматривают презентацию/вишампуня для мытья деоролик о влиянии питания на здоровье кожи и волос с учетом их волос. Совместно с учителем, с помощью состояния. Памятка предложенных картинок и текста состав«Правильный уход за во- ляют памятку по уходу за волосами. лосами» Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Записывают в тетрадь информацию об основных средствах по уходу за волосами: название, краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Самостоятельно выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют практическое задание и помогают обучающимся второй группы: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида Читают информацию в учебнике о типах кожи головы и волос: чем отличаются, особенности ухода, средства по уходу. Записывают основную информацию в тетрадь, самостоятельно заполняют таблицу с опорой на учебник. Просматривают презентацию/видеоролик о влиянии питания на здоровье волос. Самостоятельно составляют памятку по уходу за волосами. Приклеивают памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных 13 6 Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос 1 7 Виды врачебной помощи на дому 1 Приклеивают памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Совместно с учителем выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния Заболевания кожи гоПросматривают презентацию о заболеваловы. Лечение перхоти и ниях кожи головы, знакомятся с понятивыпадения. Средства ями «перхоть». Обсуждают материал с борьбы с перхотью и вы- учителем, отвечают на вопросы учителя с падением волос. Тестираздаточный материал. Знакомятся с инрование по итогам изуча- формацией в учебнике о лечении перхоти емого раздела для систе- и выпадении волос. Знакомятся с наглядматизации полученных ными примерами средств по борьбе с знаний перхотью и выпадению волос. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест Охрана здоровья – 3 часа Виды медицинской поПросматривают презентацию о видах мемощи и врачебной подицинских учреждениях и их работников. мощи на дому. Воспита- Совместно с учителем и с опорой на зание бережного отношеписи в тетради повторяют виды доврания к собственному здо- чебной помощи. Читают информацию о ровью видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по карточкам/проигрывают игру с использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерматолог, хирург, средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Самостоятельно выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния Просматривают презентацию о заболеваниях кожи головы, знакомятся с понятиями «перхоть». Обсуждают материал с учителем, самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с информацией в учебнике о лечении перхоти и выпадении волос. Знакомятся с наглядными примерами средств по борьбе с перхотью и выпадению волос, классифицируют их, дают краткую характеристику назначения. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест Просматривают презентацию о видах медицинских учреждениях и их работников. Рассказывают о видах доврачебной помощи. Читают информацию о видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по карточкам/проигрывают игру с использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерма- 14 стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист 8 Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом 1 9 Вызов «скорой» или неотложной помощи 1 10 Санузел и ванная комната. Оборудо- 1 толог, хирург, стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист Способы и алгоритм вы- Знакомятся с медицинскими показаниями Знакомятся с медицинскими показанизова врача на дом. Медля вызова врача на дом: симптомы, соями для вызова врача на дом: симпдицинские показания для стояние организма, травмы и т.п. Слутомы, состояние организма, травмы и вызова врача на дом шают учителя и просматривают демонт.п. Слушают учителя и просматристрацию алгоритма вызова врача на дом. вают демонстрацию алгоритма вызова Записывают в тетрадь алгоритм дейврача на дом. Записывают в тетрадь алствий. Выполняют практическое задание горитм действий. Самостоятельно вы«Вызов врача на дом»: действуют сополняют практическое задание «Вызов гласно алгоритму под руководством учи- врача на дом» теля Понятие «скорая поЗнакомятся с понятием «скорая помощь», Знакомятся с понятием «скорая помощь». Медицинские узнают подробнее о работе скорой неотмощь», узнают подробнее о работе скопоказания для вызова ложной помощи и её специалистах. Слу- рой неотложной помощи и её специалискорой помощи. Алгошают информацию от учителя о медистах. Слушают информацию от учителя ритм вызова скорой поцинских показаниях для вызова скорой о медицинских показаниях для вызова мощи. Практическое помощи. Записывают основную инфорскорой помощи. Записывают основную упражнение – «Вызов мацию в тетрадь. Просматривают презен- информацию в тетрадь. Просматривают скорой помощи». Тести- тацию с алгоритмом вызова скорой попрезентацию с алгоритмом вызова скорование по итогам изумощи. Записывают в тетрадь этапы дейрой помощи. Записывают в тетрадь чаемого раздела для систвий и основную информацию о данных этапы действий и основную информастематизации полученпациента при вызове скорой помощи. цию о данных пациента при вызове сконых знаний Совместно с учителем и обучающимися рой помощи. Самостоятельно в парах второй группы принимают участие в роразыгрывают диалог вызова скорой полевой игре «Вызов скорой помощи». мощи. Принимают участие в ролевой Выполняют тест игре «Вызов скорой помощи». Выполняют тест Жилище – 12 часов Санузел и ванная комПросматривают презентацию о части жи- Просматривают презентацию о части ната в жилой кварлища – санузел и ванная комната. Знако- жилища – санузел и ванная комната. тире/доме. Знакомство с мятся с видами оборудования ванной 15 вание ванной комнаты и санузла, его назначение 11 Правила безопасного поведения в ванной комнате 1 оборудованием ванной комнаты и санузла, его назначение комнаты и санузла, его назначением. Выполняют работу на карточках/цифровой образовательной платформе – называют предметы и оборудование ванной комнаты и санузла и подбирают описание назначения предмета к раздаточному тексту. Приклеивают картинки с изображением предметов и описанием в тетрадь Знакомство с правилами безопасного поведения в ванной комнате, с правилами техники безопасности пользования стиральной машины, феном в ванной комнате. Формирование разумного пользования водой Читают текст о правилах безопасного поведения в ванной комнате, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Просматривают презентацию о правилах техники безопасности пользования электроприборами в ванной комнате. Записывают основные правила в тетрадь. Повторяют правила за учителем с опорой на текст в тетради. Просматривают познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя Знакомятся с видами оборудования ванной комнаты и санузла, его назначением. Выполняют работу на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предметы в ванной комнаты и описываю их назначение. Записывают основную информацию об оборудовании санузла и ванной комнаты в тетрадь Читают текст о правилах безопасного поведения в ванной комнате, отвечают на вопросы учителя. Просматривают презентацию о правилах техники безопасности пользования электроприборами в ванной комнате. Записывают основные правила в тетрадь. Рассказывают правила с опорой на текст в тетради. Просматривают познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя 16 12 Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств 1 Знакомство с видами моющих и чистящих средств по уборке жилых помещений. Изучение правил техники безопасности использования чистящих и моющих средств 13 Уборка санузла и ванной комнаты 1 Правила и алгоритм уборки санузла и ванной комнаты. Подбор моющих и чистящих средств для уборки, с помощью инструкций на этикетке 14 Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание 1 Правила и способы ручной стирки. Алгоритм действий при ручной стирке белья. Обозначение «ручная стирка» на бирках одежды 15 Стиральные средства для ручной 1 Виды стиральных средств для ручной Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. С помощью карточек и наглядных предметов, называют моющие средства для уборки кухни, санузла: порошки, пасты, гели, жидкости; называют для чего они предназначены. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, повторяют за учителем и с опорой на текст Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Совместно с учителем выполняют разбор инструкции на этикетке Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Учатся правильно расшифровывать знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. Самостоятельно выбирают средства, опираясь на инструкции на этикетке для уборки санузла, кухни; для мытья стекол и других покрытий. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, рассказывают правила с опорой на текст Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Самостоятельно разбирают инструкции на этикетках моющих средств Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Самостоятельно расшифровывают знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. 17 стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств 16 Ручная стирка белья. Практическая работа 1 17 Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения 1 стирки. Правила техники безопасности при использовании моющих средств Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, учатся читать инструкцию на вкладыше, определять, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Совместно с учителем выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды Выполнение практической работы: ручная стирка белья. Повторение техники безопасности использования моющих средств Электробытовые приборы по уборке жилых помещений. Знакомство с техникой безопасности при использовании бытовых электроприборов по уборке помещения. Выполнение практической работы – чистка ковра с помощью пылесоса Повторяют правила техники безопасности использования моющих средств. Совместно с учителем выполняют практическую работу – ручная стирка белья Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке помещений. Записывают правила в тетрадь. Под руководством учителя выполняют практическую работу: пылесосят ковер Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, читать инструкцию на вкладыше, самостоятельно определяют, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды Рассказывают правила техники безопасности использования моющих средств. Самостоятельно выполняют практическую работу – ручная стирка белья Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их, дают краткую характеристику. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке помещений. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: пылесосят ковер 18 18 Уход за различными видами напольных покрытий 1 19 Ежедневная уборка 1 20 Практическая работа по уборке школьных помещений 1 21 Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету 1 Знакомство с видами напольных покрытий: деревянные полы, линолеум, ковер и т.д. Правила ухода за различными видами напольных покрытий Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике с опорой на текст. С опорой на раздаточный материал, выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. С опорой на текст и раздаточный материал, заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» Повторение правил техЧитают текст в учебнике о значимости ники безопасности исежедневной уборки для гигиены жилища пользования чистящих и и её связи со здоровьем человека. Знакомоющих средств. Прамятся с правилами ежедневной уборки. вила ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. ПовтоЗначение уборки для ги- ряют правила техники безопасности исгиены жилища и здоропользования чистящих и моющих вья человека средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища Практическая работа. Закрепляют полученные знания на пракПомощь техническому тике – выполняют практическую работу. персоналу и учителям в Под руководством учителя выполняют соблюдении чистоты и сухую уборку кабинета/коридора: вытипорядка в школе рают пыль на поверхностях, подметают мусор и т.д Знакомство с понятием Читают текст в учебнике о сезонной «сезонная уборка». Знауборке в жилом помещении. Знакомятся комство с понятием и с правилами сезонной уборки. Приниуслугой «клининг». Пра- мают участие в обсуждении: «От чего завила и приемы сезонной висит комфорт в доме? Как влияет чиуборки жилых помещестый воздух на здоровье человека? Как ний. Значение сезонной влияют на человека жара и холод?». С Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. Заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» Читают текст в учебнике о значимости ежедневной уборки для гигиены жилища и её связи со здоровьем человека. Знакомятся с правилами ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища Закрепляют полученные знания на практике – выполняют практическую работу. Самостоятельно выполняют влажную уборку кабинета/ коридора: моют стеклянные поверхности, полы и т.д Читают текст в учебнике о сезонной уборке в жилом помещении. Знакомятся с правилами сезонной уборки. Принимают участие в обсуждении: «От чего зависит комфорт в доме? Как влияет чистый воздух на здоровье человека? Как влияют на человека жара и 19 22 Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования 1 23 Глажение изделий из различных видов тканей 1 уборки для гигиены и помощью учителя определяют значение чистоты дома. Правила сезонной уборки для здоровья человека. подготовки квартиры и Знакомятся с правилами подготовки дома к зиме и лету. квартиры и дома к зиме и лету. ЗаписыТестирование по итогам вают правила в тетрадь. Выполняют тест изучаемого раздела для систематизации полученных знаний Одежда и обувь – 10 часов Знакомство с электробы- Просматривают презентацию о видах товыми приборами для электробытовых приборов для глажения. глажения, их названием, Знакомятся с видами электробытовых назначением. Знакомство приборов для глажения одежды, видами с видами утюгов, прави- утюгов. Записывают в тетрадь правила лами пользования. Прапользования электробытовыми прибовила работы с электрорами для глажения. Повторяют за учитебытовыми приборами лем правила работы с электробытовыми приборами. Выполняют задания на карточке с опорой на картинки и текст: классифицируют электробытовые приборы, выбирают приборы для глажения, называют их Знакомство с правилами Просматривают презентацию о правилах и приемами глажения из- и приемах глажения изделий из различделий из различных виных видов ткани. Записывают основную дов ткани: хлопок, шелк, информацию в тетрадь. Рассматривают синтетические материобразцы тканей, совместно с учителем алы и т.д. Различие виучатся их различать. Совместно с учитедов тканей по внешнему лем выполняют задание: классифицивиду и на ощупь руют образцы тканей, называют их холод?». С помощью учителя определяют значение сезонной уборки для здоровья человека. Знакомятся с правилами подготовки квартиры и дома к зиме и лету. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов для глажения. Знакомятся с видами электробытовых приборов для глажения одежды, видами утюгов. Записывают в тетрадь правила пользования электробытовыми приборами для глажения. Рассказывают правила работы с электробытовыми приборами. Самостоятельно выполняют задания на карточке/цифровой образовательно платформе на классификацию электробытовых приборов: различают их, дают краткую характеристику Просматривают презентацию о правилах и приемах глажения изделий из различных видов ткани. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассматривают образцы тканей, называют их и различают. Самостоятельно выполняют задание на карточках: классифицируют ткани, называют их, подбирают характеристику и правила глажения 20 24 Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды 1 Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк и спортивной одежды. Алгоритм действий при глажении одежды. Повторение правил работы с электробытовыми приборами для глажения одежды 25 Практическая работа: глажение изделий 1 Выполнение практическое работы: глажение одежды 26 Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва 1 Знакомство с правила и приемами пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивания шва. Алгоритм выполнения практических действий. Правила безопасности работы с иглой 27 Практическая работа. Пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва 1 Повторение правил безопасности работы с иглой. Выполнение практической работы: пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы с опорой на текст. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Повторяют правила за учителем. Выполняют задание на карточках с опорой на текст учебника – последовательность действий при глажении одежды Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют задание на карточках – последовательность действий при глажении одежды Повторяют правила работы с электропри- Повторяют правила работы с электроборами. Повторят алгоритм действий при приборами. Повторят алгоритм дейглажении простых изделий, белья, футбо- ствий при глажении спортивной лок. Совместно с учителем выполняют одежды, брюк. Самостоятельно и в папрактическую работу рах, с опорой на памятку, выполняют практическую работу Читают текст в учебнике о правилах без- Читают текст в учебнике о правилах опасности работы с иглой. Приклеивают безопасности работы с иглой. Приклеипамятку в тетрадь. Просматривают превают памятку в тетрадь. Просматризентацию о правилах пришивания пуговают презентацию о правилах пришивавиц, крючков, петель, зашивание распония пуговиц, крючков, петель, зашиваровшегося шва. Записывают правила в ние распоровшегося шва. Записывают тетрадь. Просматривают демонстрацию правила в тетрадь. Просматривают депришивания пуговиц, крючков, петель монстрацию пришивания пуговиц, крючков, петель Повторяют правила работы иглой с опоПовторяют правила работы иглой с рой на памятку. Выполняют практичеопорой на памятку. Самостоятельно выскую работу совместно с учителем: приполняют практическую работу с опорой шивают пуговицу и зашивают шов на записи в тетради: пришивают пуговицу, зашивают шов, пришивают крючок 21 28 Продление срока службы одежды 1 Правила и способы продления срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Различие видов ремонта одежды: мелкий ремонт и крупный ремонт. Понятия и назначение видов ремонта: штопка и наложение заплат. Правила и алгоритм действий при штопке одежды и наложении заплат 29 Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат 1 Повторение правил и алгоритма штопки одежды и наложения заплат. Выполнение практической работы: штопка и наложение заплат 30 Прачечная. Виды услуг 1 Понятие «прачечная», её назначение. Знакомство с видами услуг прачечной и правилами пользования прачечной. Заполнение бланков сдачи белья в прачечную Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Учатся различать виды заплат на наглядном материале. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст и наглядный материал. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила с опорой на памятку. Повторяют правила штопки одежды и наложения заплат с опорой на текст и картинки. Выполняют практическую работу под руководством учителя Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учебника с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачеч- Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Самостоятельно различают виды заплат, называют их. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила работы с иглой. Самостоятельно рассказывают правила штопки одежды и наложения заплат. Выполняют практическую работу самостоятельно и в парах Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачечную. Самостоятельно выполняют задания с 22 31 Экскурсия в прачечную 1 32 Виды питания. Пищевая ценность продуктов 1 33 Мука и крупы. Виды муки 1 ную. Совместно с учителем выполнят задание: заполняют бланки сдачи белья в прачечную Посещение прачечной. Повторяют правила поведения в общеПовторение правил пове- ственных местах. Посещают прачечную. дения в общественных Знакомятся с работой прачечной. Учатся местах заполнять бланки на сдачу белья в прачечную Питание – 17 часов Виды питания: традици- Читают информацию в учебнике о видах онный стиль питания, ве- питания: традиционный стиль питания, гетарианство, сырояде- вегетарианство, сыроядение, вредная ние, вредная еда/фаст- еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный фуд. Значение пищевой текст, делятся личным мнением о том, каценности продуктов для кого питания нужно придерживаться для здоровья человека здоровой жизни. Просматривают видеоролик о значении пищевой ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют продукты на: полезные, неполезные и вредные Знакомство с видами Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржамуки: пшеничная, ржаная, гречневая. ная, гречневая. Сорта Знакомятся с сортами муки. Записывают муки: крупчатка, высосновную информацию в тетрадь. Слуший, первый и второй шают информацию от учителя о блюдах, сорт. в приготовлении которых используется Умение называть и размука. Делятся личным опытом использоличать виды, сорт муки вания муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» опорой на записи в тетради: заполняют бланки сдачи белья в прачечную Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают прачечную. Знакомятся с работой прачечной. Самостоятельно заполняют бланки на сдачу белья в прачечную Читают информацию в учебнике о видах питания: традиционный стиль питания, вегетарианство, сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный текст, делятся личным мнением о том, какого питания нужно придерживаться для здоровой жизни. Просматривают видеоролик о значении пищевой ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: подбирают определение к видам питания Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Знакомятся с сортами муки. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о блюдах, в приготовлении которых используется мука. Делятся личным опытом использования муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» 23 34 Виды круп 1 35 Правила хранения муки и круп 1 36 Вредители круп и муки. Просеивание муки 1 37 Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения 1 Знакомство с видами круп. Способы приготовления круп. Рецепты приготовления круп. Умение называть и различать виды круп Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: различают и называют крупу. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают крупы и подбирают блюда, которые можно из неё приготовить. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека Знакомство с правилами Читают текст о правилах и способах хра- Читают текст о правилах и способах хранения муки и круп. нения муки и круп. Знакомятся с посудой хранения муки и круп. Знакомятся с поПосуда для хранения для хранения муки и круп. Записывают в судой для хранения муки и круп. Запимуки и круп. Срок годно- тетрадь основную информацию. Выполсывают в тетрадь основную информасти муки и круп няют задания на карточках цию. Выполняют задания на карточках Знакомство с вредитеПросматривают презентацию о вредитеПросматривают презентацию о вредилями круп и муки. Сполях круп и муки. Знакомятся со спосотелях круп и муки. Знакомятся со способы профилактики побами профилактики появления вредитесобами профилактики появления вредиявления вредителей. лей. Записывают основную информацию телей. Записывают основную информаСпособы и правила про- в тетрадь. Просматривают демонстрацию цию в тетрадь. Просматривают демонсеивания муки просеивания муки. Слушают информастрацию просеивания муки. Слушают цию от учителя о способах и правилах информацию от учителя о способах и просеивания муки. Под руководством правилах просеивания муки. Самостояучителя выполняют практическую рательно выполняют практическую работу: просеивают муку боту: просеивают муку Знакомство с мясом и Читают текст о видах мясных продуктов. Читают текст о видах мясных продуквидами мясных продукЗнакомятся с правилами и способами тов. Знакомятся с правилами и спосотов. Правила и способы первичной обработки мяса. Записывают в бами первичной обработки мяса. Запипервичной обработки тетрадь правила хранения мяса и основсывают в тетрадь правила хранения мяса. Правила хранения ную информацию. Выполняют задания на мяса и основную информацию. Выполмяса карточках/цифровой образовательной няют задания на карточках/цифровой 24 платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их 38 Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи 1 39 Мясные блюда 1 40 Рыбные блюда 1 Знакомство с понятиями «заморозка», «размораживание» продуктов. Правила и способы заморозки и размораживания мяса. Практическая работа – размораживание мяса с помощью микроволновой печи Знакомство с видами мясных блюд. Способы приготовления мясных блюд. Правила хранения мяса Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. С помощью учителя выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи Знакомство с видами рыбных блюд. Способы приготовления рыбных блюд. Правила хранения рыбы Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм образовательной платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов 25 41 Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий 1 Знакомство с видами гарниров: овощные, из круп, макаронные изделия. Способы приготовления гарниров. Правила техники безопасности при работе на кухне 42 Практическая работа – приготовление гарнира 1 Выполнение практической работы – приготовление гарнира 43 Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда 1 Знакомство с блюдами, которые можно приготовить на обед. Продукты для приготовления блюд на обед. Составление меню для обеда Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на кухне Повторяют правила техники безопасности при работе на кухне. Повторяют алгоритм приготовления простого гарнира. Под руководством учителя подготавливают рабочее место для приготовления блюда. Совместно с учителем выполняют практическое задание – приготовление гарнира Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Опираясь на рецепты, отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных блюд выбирают блюда для обеда. Совместно с учителем и с помощью раздаточных картинок составляют меню для обеда Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на кухне Рассказывают правила техники безопасности при работе на кухне. Рассказывают алгоритм приготовления простого гарнира. Самостоятельно подготавливают рабочее место для приготовления блюда. По выученному алгоритму выполняют практическое задание в парах – приготовление гарнира Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: опираясь на предложенные продукты, определяют блюдо. Самостоятельно составляют меню для обеда 26 44 Стоимость и расчет продуктов для обеда 1 45 Экскурсия в магазин 1 46 Посуда для обедов. Сервирование стола для обеда 1 Знакомство с понятием «бюджет». Формирование умения правильно рассчитывать свой бюджет, при покупке продуктов в магазине. Порядок приобретения товаров в магазине (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи) Посещение супермаркета. Нахождение нужного отдела в магазине. Покупка продуктов по списку на определенную сумму. Повторение правил поведения в общественном месте Знакомство с видами посуды для обеда. Название и назначение. Правила и способы сервировки стола для обеда. Сервировка стола Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. С помощью учителя, с опорой на меню, определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Под руководством учителя и обучающихся второй группы, принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Покупка продуктов для приготовления обеда» Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Под руководством учителя находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Учатся использовать калькулятор в магазине, для контроля заданного бюджета Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. С помощью учителя называют, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Сервируют стол для обеда под руководством учителя Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. Самостоятельно подбирают блюда на обед и определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Покупка продуктов для приготовления обеда», помогают обучающимся первой группы Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Самостоятельно находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Контролируют предоставленный бюджет, проверяют себя с помощью калькулятора Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. Называют посуду, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Самостоятельно сервируют стол для обеда 27 47 Праздничный обед 1 Разнообразие продуктов и блюд для праздничного обеда. Составление меню для праздничного обеда 48 Правила этикета за столом 1 Знакомство с правилами этикета за столом. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний 49 Междугородний железнодорожный транспорт. Расписание поездов 1 Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. С помощью раздаточных карточек определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. С помощью картинок составляют меню для праздничного обеда Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Транспорт – 4 часов Виды железнодорожного Знакомятся с понятием «железнодорожтранспорта. Правила по- ный транспорт». Читают текст в учебнике ведения в транспорте. о видах железнодорожного транспорта, Понятие «железнодоотвечают на вопросы учителя с опорой на рожный транспорт». учебник. Просматривают презентацию о Справочная служба вок- железнодорожных вокзалах, помещениях залов. Расписание поезвокзалов, знакомятся с работой справочдов. Алгоритм покупки ного бюро. Слушают информацию от билета на поезд учителя о правилах и алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. Совместно с Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. Опираясь на рецепты, определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. Самостоятельно составляют несколько вариантов меню для праздничного обеда Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Знакомятся с понятием «железнодорожный транспорт». Читают текст в учебнике о видах железнодорожного транспорта, самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. Просматривают презентацию о железнодорожных вокзалах, помещениях вокзалов, знакомятся с работой справочного бюро. Слушают информацию от учителя о правилах и алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь 28 учителем принимают участие в сюжетноролевой игре «Ситуации на железнодорожном вокзале». Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Повторяют правила за учителем 50 Виды пассажирских вагонов 1 Знакомство с видами пассажирских вагонов: сидячий, плацкартный, общий, купейный, спальный, вагон класса премиум. Способы приобретения железнодорожных билетов. Умение находить нужную информацию в билете (дата, номер поезда, тип вагона, номер вагона, номер места и т.д.) 51 Правила поведения детей на железной дороге 1 Повторение и закрепление правил поведения детей на железной дороге. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. В парах с обучающимися второй группы принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Ситуации на железнодорожном вокзале». Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Рассказывают правила Читают текст в учебнике «Виды пассаЧитают текст в учебнике «Виды пассажирских вагонов и формы приобретения жирских вагонов и формы приобретебилетов». Совместно с учителем обсужния билетов». Совместно с учителем дают прочитанный текст, отвечают на во- обсуждают прочитанный текст, отвепросы с опорой на учебник. Просматричают на вопросы. Просматривают превают презентацию о видах пассажирских зентацию о видах пассажирских ваговагонов. Совместно с учителем, при понов. Самостоятельно выполняют задамощи карточек, учатся различать и назы- ние на карточках/цифровой образовавать пассажирские вагоны. Слушают ин- тельной платформе на классификацию формацию от учителя о способах приоб- пассажирских вагонов. Слушают инретения билетов на железнодорожный формацию от учителя о способах притранспорт, просматривают алгоритм пообретения билетов на железнодорожкупки билета онлайн на сайте РЖД. Запи- ный транспорт. По алгоритму учатся сывают основную информацию в тетвыбирать и покупать билет онлайн на радь, приклеивают картинки. Совместно сайте РЖД. Записывают основную инс учителем учатся «читать» билет, нахоформацию в тетрадь. Самостоятельно дить на нем нужную информацию находят нужную информацию на билете Знакомятся с правилами поведения на Знакомятся с правилами поведения на железной дороге. Записывают правила в железной дороге. Записывают правила тетрадь. Просматривают видеоролик об в тетрадь. Просматривают видеоролик опасных ситуациях на железной дороге. об опасных ситуациях на железной доПринимают участие в обсуждении пророге. Принимают участие в обсуждении смотренного видеоролика, отвечают на просмотренного видеоролика, отвечают вопросы учителя. Выполняют тест на вопросы учителя. Выполняют тест 29 52 Экскурсия на железнодорожный вокзал 1 53 Бандероли. Виды бандеролей 1 54 Порядок отправления бандеролей. Упаковка. Стоимость пересылки 1 Посещение железнодорожного вокзала. Формирование правильного поведения в общественном месте Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета Средства связи – 4 часа Значение бандеролей. Читают текст в учебнике «Виды бандероОпределение видов бан- лей»: знакомятся с видами (простая, задеролей: простая, заказказная, ценная, с уведомлением). Узнают ная, ценная, с уведомле- перечень предметов, посылаемых бандением. Их различие. Перолью, максимальных вес почтовых отречень предметов, посы- правлений. Отвечают на вопросы с ополаемых бандеролью рой на учебник и раздаточные картинки. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. С опорой на картинки и записи в тетради выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей Порядок и правила отЧитают о правилах и порядке отправлеправления бандеролей. ния бандеролей. Отвечают на вопросы с Знакомство с видами и опорой на текст и картинки. Записывают способами упаковки бан- порядок отправления бандеролей в тетдеролей. Значение упарадь. Просматривают видеоролик «Упаковки бандероли при от- ковка бандеролей»: знакомятся с видами правке. Стоимость пере- упаковки, стоимостью пересылки, устасылки. Выполнение навливают связь между видом бандероли практического задания – и упаковкой с помощью учителя. Проупаковка бандероли сматривают наглядную демонстрацию упаковки. Совместно с учителем и с по- Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета Читают текст в учебнике «Виды бандеролей»: знакомятся с видами (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Узнают перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальных вес почтовых отправлений. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей Читают о правилах и порядке отправления бандеролей. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают порядок отправления бандеролей в тетрадь. Просматривают видеоролик «Упаковка бандеролей»: знакомятся с видами упаковки, стоимостью пересылки, устанавливают связь между видом бандероли и упаковкой. Просматривают наглядную демонстрацию упаковки. Самостоятельно выполняют практическое задание – упа- 30 55 Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления 1 Знакомство с видами упаковок посылок. Знакомство с правилами отправления посылок и со стоимостью отправления. Практическая работа – упаковка посылки 56 Экскурсия на почту. Ознакомление с работой почты 1 Посещение отдела почты России. Знакомство с работой почты. Оформление и отправление посылки. Формирование правильного поведения в общественном месте мощью обучающихся второй группы выполняют практическое задание – упаковка бандероли Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют алгоритм оформления и отправки посылки с опорой на тетрадь. Совместно с учителем выполняют практическое задание – упаковка посылки Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки ковка бандероли. Помогают в выполнении практического задания обучающимся первой группы Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассказывают алгоритм оформления и отправки посылки. Выполняют практическое задание с опорой на наглядность – упаковка посылки Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки 31 57 Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия 1 58 Названия предприятия, вид деятельности. Основные виды выпускаемой продукции 1 59 Профессии рабочих и служащих 1 Предприятия, организации, учреждения – 4 часа Определить промышленЧитают текст в учебнике о промышленные и сельскохозяйствен- ных и сельскохозяйственных предприяные предприятия городтиях. Отвечают на вопросы учителя. Заского округа. Дать описа- писывают основную информацию в тетние промышленным пред- радь. С помощью учителя рассказывают приятиям о назначении предприятий. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – описывают предприятия с опорой на изображения Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Названия предприятий города. Виды выпускаемой продукции предприятий городского округа Виды рабочих специальностей, их названия, характеристика деятельности. Классификация профессий Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении - значение предприятия для жителей города и села Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. С помощью учителя выделяют основные профессиональные и личностные навыки, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают просмотренный видеоролик, делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Выполняют задание с помощью учителя – называют Читают текст в учебнике о промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно описывают предприятия, рассказывают об их назначении. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предприятиях, называют их, описывают Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в обсуждении - значение предприятия для жителей города и села Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. Выделяют основные профессиональные и личностные навыки и качества, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают просмотренный видеоролик, делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Самостоятельно выполняют 32 профессию по карточкам. С помощью раздаточного текста создают таблицу название предприятий города - название рабочей специальности 60 Экскурсия на предприятие 1 61 Помощь старших младшим: домашние обязанности 1 62 Помощь старших младшим: практическая работа 1 Посещение местного предприятия. Знакомство с работой предприятия. Повторение правил поведения в общественных местах Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия Семья – 7 часов Виды домашних обязанЧитают текст о домашних обязанностях в ностей и помощи в семье семье, о помощи младшим сестрам, братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Совместно с учителем, с помощью карточек и предложенного текста, составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю Выполнение практической Повторяют правила одевания и обувания работы - оказание помощи детей на улицу/прогулку. Выполняют первокласснику в одевапрактическую работу под руководством нии, обувании на проучителя: помогают обучающимся младгулку/улицу ших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) задание – дают определение профессии, выбирают предприятие для работы. Самостоятельно создают таблицу - название предприятий города - название рабочей специальности Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия Читают текст о домашних обязанностях в семье, о помощи младшим сестрам, братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Самостоятельно составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю Повторяют правила одевания и обувания детей на улицу/прогулку. Самостоятельно выполняют практическую работу: помогают обучающимся младших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) 33 Помощь старших младшим: практическая работа проведение игр с младшими школьниками Досуг как источник получения новых знаний 1 65 Отдых. Отдых и его разновидности 1 66 Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность 1 63 64 1 Выполнение практической Под руководством учителя повторяют раработы – проведение игр с зученные игры с опорой на памятки/кармладшими школьниками точки. Выполняют практическую работу совместно с учителем – проводят подвижные игры с младшими школьниками Знакомство с видами доЗнакомятся с видами досуга, как источсуга, как источником поников получения новых знаний. Делятся лучения новых знаний: личным опытом досуга. Повторяют праэкскурсии, прогулки, повила поведения в общественных местах. сещения музеев, театров. Посещают музей Повторение правил поведения в общественных местах. Посещение экскурсии в музее Знакомство с видами пра- Читают текст в учебнике о разновидновильного отдыха. Важстях отдыха. Делятся личным опытом отность правильного отдыха дыха. Принимают участие в обсуждении для здоровья человека. важности правильного отдыха для здороСоздание творческого вья человека. С помощью картинок, фомини-проекта «Мой идетографий и текста создают личный миниальный выходной» проект «Мой идеальный выходной». Презентуют проект одноклассникам Определение понятия Знакомятся с понятием «бездеятель«бездеятельность», его ность», принимают участие в обсуждевлияние на жизнь челонии, как бездеятельность влияет на нашу века. Формирование пражизнь. Просматривают познавательный вильного отношения к видеоролик «Как труд и активное времятруду и отдыху. Составле- провождение влияет на жизнь и развитие ние графика ралюдей». Обсуждают просмотренный виботы/учебы, личных дел и деоролик, выделяют основные понятия отдыха разумной смены работы и отдыха. По В парах и мини группах повторяют разученные игры. Выполняют практическую работу в парах – проводят подвижные игры с младшими школьниками Знакомятся с видами досуга, как источников получения новых знаний. Делятся личным опытом досуга. Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают музей Читают текст в учебнике о разновидностях отдыха. Делятся личным опытом отдыха. Принимают участие в обсуждении важности правильного отдыха для здоровья человека. Самостоятельно составляют рассказ «Мой идеальный выходной». Презентуют рассказ одноклассникам Знакомятся с понятием «бездеятельность», принимают участие в обсуждении, как бездеятельность влияет на нашу жизнь. Просматривают познавательный видеоролик «Как труд и активное времяпровождение влияет на жизнь и развитие людей». Обсуждают просмотренный видеоролик, выделяют основные понятия разумной смены ра- 34 67 Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование 1 68 Итоговое занятие 1 наглядному алгоритму, с помощью картинок и текста, составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю Знакомство с видами про- Просматривают презентацию о видах ведения летнего отдыха. проведения летнего отдыха. Делятся личПравила планирования ным опытом проведения летних каникул. летнего отдыха. ТворчеСлушают учителя о правилах планироваское задание ния летнего отдыха, составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) Итоговое занятие – 1 час Обобщение изученного в Повторяют и закрепляют ранее изучентечение года. Выполнение ный материал. Выполняют тест итогового теста боты и отдыха. Самостоятельно составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю Просматривают презентацию о видах проведения летнего отдыха. Делятся личным опытом проведения летних каникул. Слушают учителя о правилах планирования летнего отдыха, составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест 35