Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение об организации обучения по адаптированным образовательным программам обучающихся с ОВЗ

Ю.А.Казанцева

Подписан: Ю.А.Казанцева
DN: C=RU, OU=школа, O="МКОУ ""Пироговская средняя школа""",
CN=Ю.А.Казанцева, E=123108@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.09.25 21:14:30+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.0.0

• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с
«СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»)
• Устава Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пироговская
средняя общеобразовательная школа».
1.4. Обучение по адаптированным программам организуется для обучения и
воспитания детей с ОВЗ с целью коррекции отклонений в их развитии средствами
образования, а также оказания им социально-психологической помощи.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования организуется на дому или в медицинских организациях.
1.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К АООП относятся адаптированные основные общеобразовательные программы
(далее АООП):
- АООП начального общего образования;
- АООП основного общего образования;
- АООП среднего общего образования.
2. Порядок обучения.
2.1. Обучение обучающихся с ОВЗ по адаптированным программам реализуется в
общеобразовательном классе или индивидуально на дому (по заключению ПМПК), в очной,
очно-заочной и заочной форме; вне организаций, осуществляющих образовательную
деятельность: семейного образования и самообразования (только среднее общее
образование). Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения. Форма получения образования и форма обучения по конкретной основной
общеобразовательной программе (в т.ч. АООП) определяются родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (по достижении 14
лет).
2.2. Обучение по адаптированным программам организуется только с согласия и по
заявлению родителей (законных представителей) и по заключению психологомедикопедагогической комиссии (далее -ПМПК) и на основании приказа руководителя
Школы.

2.3. Общие сведения об обучающемся, данные о результатах промежуточной и
государственной итоговой аттестации, переводе из класса в класс, выпуске из школы
вносятся в классный журнал соответствующего класса.
2.4. Психолог (по согласованию), учитель и социальный педагог ведут
индивидуальные карты развития обучающихся, где фиксируют динамику личностного
развития каждого обучающегося с ОВЗ не менее 2-х раз в год.
3. Порядок перевода на обучения по АООП
3.1. Обучение по АООП может быть организовано только для обучающихся с ОВЗ,
статус которых подтвержден Территориальной психолого-медико-педагогической
комиссией.
3.2. Обучения по АООП осуществляется на основании: - рекомендаций
Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). - согласия
(заявления) родителей (законных представителей).
4. Требования к разработке и реализации АООП
4.1 АООП представляет собой самостоятельную программу. В соответствии с ФГОС
определены два основных варианта АООП:
1. АООП НОО для детей с ОВЗ:
- близких по своему развитию к возрастной норме;
- обучающиеся, которые не достигают уровня развития, сопоставимого с возрастной
нормой и обучаются в пролонгированные календарные сроки;
2. АООП для детей УО:
- обучающиеся с легкой умственной отсталостью;
- обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми множественными нарушениями развития.
4.2. Определение варианта АООП для обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико-педагогической
комиссией, а в случае наличия у него ИПРА - с учетом ее требований и мнения родителей.
В процессе реализации АООП возможен переход с одного варианта на другой в
соответствии с динамикой развития ребенка, подтвержденной рекомендациями ТПМПК и
с учетом мнения родителей (законных представителей). АООП для обучающихся с ОВЗ
имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС.
4.3. АООП самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом
не установлено иное. АООП разрабатываются на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФКГОС) и примерных ООП.
- федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и
примерных ООП (включенных в реестр примерных ООП, размещенных на официальном
сайте fgosreestr.ru).
4.4. АООП разрабатывается для детей с ОВЗ на базе основных общеобразовательных
программ в соответствии их возможностям и способностям, и при необходимости
обеспечивающие коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц,

а также в зависимости от той категории детей с ОВЗ, которые обучаются в образовательной
организации.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах
или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
При совместном обучение лиц с ОВЗ с другими обучающимися разрабатывается
АООП на отдельного обучающегося (группу) с ОВЗ.
При обучении детей в отдельном классе (специально (коррекционном) классе - С(К)К
разрабатывается АООП в зависимости от категории детей ОВЗ.
4.5. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ
представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для
реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным
результатом реализации указанных требований является создание комфортной
коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной
с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их
родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся,
гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся.
4.6. Организация создает условия для реализации АООП, обеспечивающие
возможность:
- достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со
сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
- участия педагогических работников, родителей (законных представителей)
обучающихся в разработке АООП, проектировании и развитии социальной среды внутри
организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся;
- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся,
охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную
деятельность;
использования в образовательной деятельности современных
образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;
-обновления содержания АООП, а также методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.7 В реализации АООП принимают участие руководящие, педагогические и иные
работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой
занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных
стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
4.8.
Организация
обеспечивает
работникам
возможность
повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения
и распространения опыта использования современных образовательных технологий
обучения и воспитания.

4.9. Реализация АООП осуществляется в целях обеспечения конституционного права
ребенка на качественное общее образование для достижения учащимися с ОВЗ тех
результатов обучения, которые определены в ФГОС, но с учетом его возможностей и
способностей, а также для создания условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.
4.10. Реализация АООП определяет содержание, объем, порядок изучения учебной
дисциплины с учетом тех целей и особенностей воспитательного процесса, которые
ставятся в отношении того контингента, который есть в образовательном учреждении.
4.11. Реализация АООП для лиц с ОВЗ обучающихся совместно с другими
обучающимися осуществляется по индивидуальному учебному плану.
4.8. Обязательно реализация АООП должна учитывать такие факторы, как состояние
здоровья обучающегося, характер его учебной мотивации, качество учебных достижений,
состояние
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
образовательного учреждения.
4.9. Система оценивания обучающихся, получающих образование по адаптированным
образовательным программам, в том числе на дому, может быть отлична от общешкольной
и выбирается с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Обучение
обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью возможно по безотметочной
системе на основании заключения психолого-педагогического консилиума ОУ и с согласия
родителей (законных представителей). Так же безотметочное обучение может
осуществляться в специальных (коррекционных) классах для детей с умственной
отсталостью на уроках
развития устной речи, изучения явлений окружающей
действительности, ритмики, предметно-практической деятельности, социально-бытовой
ориентировки. В случае безотметочного обучения усвоение образовательной программы
оценивается в форме «зачет», «незачет».
5. Порядок выдачи документов об образовании
5.1. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие
основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего
образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
5.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
5.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании.
5.4. Документ об образовании, выдаваемый лицам (в т.ч. с ОВЗ), успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего
образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается
аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование
(подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
5.5. Образовательная организация вправе выдать документ об обучении
установленного образца в виде свидетельства об обучении с акцентированием

индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества
освоения основной образовательной программы
общего образования. В случае
безотметочного обучения в свидетельстве по изучавшимся учебным предметам в
свидетельстве об обучении выставляется оценка «зачет».
5.6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющими основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью, выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки
России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и
порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам».

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в положение
6.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может
исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников,
советов обучающихся, родителей, администрации ОО.
6.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому
общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления ОО и
представительных органов, органов самоуправления.
6.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения органами,
указанными в п.6.2 и утверждаются приказом руководителя ОО.
6.4. Положение с внесенными изменениями вступают в силу с учебного года, следующего
за годом принятия решения о внесении изменений. Старое Положение теряет силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».